Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2563130
«Имя существительное» (обобщающий урок).
Содержание - Начальные классы, ГПД

Ахметова Саида Аслановна, учитель начальных классов, МБОУ «СШ №17» г. Майкоп, Республика Адыгея. 
Для учащихся 4 классов. Обобщение знаний по теме: «Имя существительное».


Дата публикации: 02.04.2018


План - схема открытого урока

 

 

1.

Раздел по учебно - тематическому плану

Части речи (Имя существительное)

2.

Тема урока

«Имя существительное».

3.

Тип урока

Обобщающий.

4.

Технологии применяемые на уроке

  • сотрудничества;
  • развития познавательного интереса;
  • проблемного обучения;
  • оптимизации и индивидуализации обучения;
  • игрового обучения;
  • ИКТ.

5.

Цель урока

Создание условий для систематизации изученных признаков имени существительного как части речи.

6.

Задачи урока

Обучающие: 

- закрепление   и   систематизация   знаний   об   имени   существительном;

- формирование орфографической зоркости.

Развивающие:

- развитие   речи,    внимания,    умения   сравнивать,   классифицировать, обобщать, делать выводы;

  • развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитывающие:

- развитие коммуникативных навыков через работу в группах, оценки и самооценки деятельности.

7.

Знания, умения и навыки, которые ученики актуализируют, приобретут и закрепят в ходе урока:

Знать: лексико-грамматические признаки имени существительного.

Уметь:

- различать лексико-грамматические признаки имени существительного;

-  ставить учебную задачу и сравнивать с ней полученные результаты;

-    строить устные высказывания и слушать друг друга;

8.

Оборудование  

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

9.

Учебно -  методическое обеспечение

Карточки для работы в группах, конверты с памятками,  презентация «Урок русского языка».

 

 

 

 

 

 

 











































Ход урока

 

 I.Этап. Самоопределение к учебной деятельности:

 - Здравствуйте, ребята, давайте улыбнемся друг  другу и с хорошим настроением тихо сядем.

- я очень рада видеть вас , думаю и вы порадуете меня своими ответами. Желаю Вам творческих удач.

(1 слайд)

Я хочу начать наш урок со слов великого русского писателя Л.Н. Толстого «Русский народ создал русский язык- яркий, как радуга после весеннего ливня ,меткий как стрелы певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью».

О чем говорит нам Л.Н.Толстой в своем высказывании?

2.Этап. Актуализация знаний.

С чем сравнивает писатель русский язык?

(с радугой ,со стрелой , с песней)

-Что общего у этих слов?

-Это существительные ж.р. ед. ч. неодуш. нарицательные 1 скл.

-А что вы еще знаете о существительном?

(Ответы детей)

- Имя существительное –это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Или что?

-Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

-Имена существительные бывают собственные и нарицательные

- Существительные употребляются в единственном и во множественном числе.

-Существительные изменяются по падежам

-существительное имеет три склонения

Молодцы ребята, а теперь обратите внимание на слова с которыми Л.Н. Толстой сравнивает русский язык и определите склонение у этих существительных.

-Это существительные 1 склонения, дополните своими примерами.

-Приведите примеры существительных 2 склонения.

- Приведите примеры существительных 3 склонения

3. Этап .Постановка проблемы.

-Вспомните, о чем мы сейчас говорили и определите тему нашего сегодняшнего урока.

-Тема нашего сегодняшнего урока «Склонение имен существительных».

-Да, ребята, сегодня у нас обобщение изученного материала по теме «Склонение имен существительных».

Как вы думаете , чем мы будем заниматься на уроке?

(Ответы детей)

-Работать со словами ,с предложениями

-определять падежи имен существительных

- определять склонение имен существительных.

4.Этап «Открытие» нового знания

Откройте , пожалуйста, свои тетради и запишите на первой рабочей строке дату сегодняшнего дня,а на следующей строке записываем классная работа.

Обратите внимание на доску.Высвечивается текст.

     (1) Шумел листопад. (2) Леса покорно и печально, почти не стихая, порошили багряной листвой. Горестный, все заглушающий шорох властно заполнял лесную глухомань. (4) Опавшими листьями осень щедро выстилала все дороги и поляны. (5) Когда налетал ветер , тучи мертвой листвы поднимало от лесов, легко кружило в просторной вышине и несло на восток, - и тогда казалось, что над унылой осенней землей бушует багряная метель.

(6) Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой.

(7) В полинявшей гимнастёрке , со скаткой шинели и винтовкой, он шел усталым шагом, часто обтирая запыленное лицо пилоткой , и – случалось – сам удивлялся, что идет: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8) Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но все же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9) Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.

 

(10) В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11) На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12) В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолеты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетели черные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгоряченно воскликнул:

(14) – Какая осень!

 

5.Этап .Включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Что вы видите?

-Какие задания вы можете предложить?

По абзацам читают дети.

-Что мы с вами прочитали?

-Текст.

-Докажите что это текст.

 

Действительно ,ребята, это текст. Это отрывок из романа Михаила Семёновича Бубеннова «Белая береза».

Ребята, вам понятно значение всех слов из этого текста?

Работа со словарем.

(слайд2)

Лексическое значение слов шинель; скатка шинели; гимнастерка.

Сколько абзацев в этом тексте?

К какому типу речи можно отнести этот текст?

-повествование, где автор рассказывает о герое и его чувствах и описание природы одновременно.

Определите стиль этого текста.

-художественный стиль.

-Определите главную мысль текста.

-Трагическое настроение человека созвучно состоянию осенней природы.

-На какие части можно разделить текст? Составь и запиши план текста из трех пунктов .В ответе вы можете использовать сочетания словили предложения.

(слайд 3)

1. Багряная метель.

2. Тоска осени в душе Андрея.

3. Отзвуки военной осени.

 

-Объясните лексическое значение слова шинель.

Шинель-это форменное пальто из толстого сукна.

Какой частью речи выражено это слово?

-Существительное.

-Определите склонение, род и падеж этого существительного

-сущ 1 скл, ж.р. им.п.

В 8предложении найдите существительное ж.р. 3 склонения и сделайте фонетический разбор.

(слайд4)

Осень –5 б,4 зв

О-[о]-гл.,уд.

с-[с]- согл., глух., мягк., парн.

е-[и]- гл.,безуд

н-[н]согл., мягк., зв., сон., непар.

ь-[-]

 

Проверка по эталону.

Найдите в тексте предложение, которое состоит только из грамматической основы и выпиши.

В 5 предложении найдите сущ ж. р. 3 склонения и просклоняйте его.

И.п.- метель

Р.п.- метели

Д.п.- метели

В. п.- метель

Т.п.- метелью

П.п.- о метели

- Из этих иллюстраций выберите ту , которая подходит к этому тексту.

-Составьте несколько предложений к этой иллюстрации.

Физминутка.

Учитель называет имена существительные и показывает их на

карточках. Ученики выполняют хлопки.

1-е склонение-1 хлопок

2-е склонение – дети приседают

3-е склонение –поднимают руки вверх

 

Работа в группах.

Вспоминаем правила которые нужно соблюдать при работе в группах.

В группе должен быть организатор обсуждения,
Каждый может высказать свою версию решения,
Один говорит, а остальные слушают,
Каждая версия обсуждается в группе,
В группе согласуется общее решение,
Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

1-группа из первого абзаца выписать существительные 3 склонения.

-найдите существительное , которое соответствует данной схеме- листопад

2- группа из первого абзаца выписать словосочетания существительное и прилагательное.

В 4 предложении выделите грамматическую основу.

3- группа из второго абзаца выписать существительные 2 склонения.

-В 6 предложении найдите грамматическую основу.

4- группа во втором абзаце найдите слово, которая соответствует схеме- пилоткой

-Выписать словосочетания существительное и прилагательное.

5- группа из 3 абзаца выписать существительные 1 склонения.

В предложении 13 найдите грамматическую основу.

Посмотрите, сколько разных работ мы выполнили с существительными из этого текста. Действительно наш язык как сказал великий русский писатель Л.Н.Толстой богатый, меткий, задушевный, могучий. Ребята берегите наш прекрасный русский язык.

6. Этап .Рефлексия учебной деятельности.

-Как вы считаете, мы справились с задачами, которые мы ставили перед собой?

-Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Что вам больше понравилось?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?



Картинки по запросу Имя существительное

 

Вопрос специалисту