Каримова Ильсияр Ринатовна - учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 3» Вахитовского района города Казани, Республика Татарстан. Данная работа – проектирование урока - построена с учетом методических рекомендаций и требований ФГОС НОО. Определены содержание и структура урока в соответствии с УМК «Перспектива» по учебнику «Русский язык» 4 класс под редакцией Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной; М . Разработана технологическая карта для проведения урока. Данный проект урока могут использовать в работе учителя начальных классов.
Дата публикации: 02.04.2018
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
Цель урока: формирование алгоритма правописания безударных падежных окончаний имен существительных
Задачи урока: 1Формировать навыки грамотного письма; .
2) Развивать умения распознавать склонение имен существительных, писать безударные окончания имен существительных, развивать самоконтроль, мышление, речь; .
3) Учить работать совместно, в паре, в группах; .
4) Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы; .
5) Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к культуре, языку, природе.
Ресурсы:
- книгопечатная продукция - Учебник «Русский язык» 4 класс в двух частях, часть 2, под редакцией
Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной; М., «Просвещение», 2015 год.
- печатные пособия «Рабочая тетрадь №2» 4 класс по русскому языку, под редакцией Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной; М., «Просвещение», 2015 год
- ИКС – презентация к уроку; диск Мр-3 Садовский. Сонет « Зима»
- ТСО -компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска «SMARTNotebook»;
- Дидактический материал – карточки для проверки знаний, слова на карточках, слова на снежинках, текст на карточках, тест, алгоритм «Шаги к успеху», смайлики.
Планируемые результаты
Предметные:
научатся: сопоставлять падежные окончания имен существительных в единственном числе в разных склонениях, сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, грамматическому значению, по употребляемым предлогам и по окончаниям,осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имен существительных .
получат возможность научиться:подбирать примеры существительных с безударными окончаниями, осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки
Метапредметные :
познавательные –перечисление свойств реального объекта на основании наблюдений за ним; умение выделять существенные признаки;
коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные –определение цели учебной деятельности с помощью учителя; соотнесение результата деятельности с целью и его оценивание;
Личностные: пробуждение желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, уважительное отношение к культуре, языку, вере, природе, гражданской позиции, ценностям народов мира.
Условные обозначения УУД:
познавательные - ПУУД;
коммуникативные - КУУД;
регулятивные – РУУД;
личностные – ЛУУД.
Технологическая карта урока русского языка (УМК «Перспектива») в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
N
п/п
|
Этап урока
и вид деятельности
|
Ресурсы
|
Деятельность
обучающихся
|
Форма организации
учебной деятельности
|
Содержание материала
|
Формируемые УУД
|
1.
|
Организаци-онный момент
|
слайд на ИД
|
Чтение и анализ пословицы, формулировка вывода.
|
фронтальная
|
Задание 1. Чтение и анализ пословицы (с целью создания положительного настроя на урок) «Жизнь дана на добрые дела»
- Как вы понимаете эти слова?
Вывод: Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу!
|
ПУУД,
РУУД, ЛУУД
|
2.
|
Актуализа-ция знаний
|
слова на цветных карточках
слайд на ИД
карточки для проверки знаний
|
Проговаривают полученные знания об имени существительном. Выполняют задание в тетради.
Голодно стало в лесу.
Пёстрый дятел спешит к ели.
Сущ. – в лесу (2 скл., П.п.), дятел (2 скл., И.п), к ели (3 скл, Д.п.) Орфограммы – голодно –без.гл., лесу – без.гл., дятел –непров. без.гл., спешит – без.гл., ели – без.оконч.
-О зиме.
-Подкармливать, развешивать кормушки.
|
фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
|
Задание 2. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Организует работу по уточнению и конкретизации знаний по определению склонения им. сущ., безударных падежных окончаний с помощью слов-помощников.
Игра «Предложение рассыпалось»
Предлагает составить 2 предложения из карточек разного цвета. Определить склонение и падеж имён существительных
- Определите склонение и падеж имён существительных, подчеркните орфограммы. Проверка.
-О каком времени года идёт речь? Как догадались?
-Чем мы можем помочь зимующим птицам?
|
РУУД
ПУУД
КУУД
|
3.
|
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
|
слова на карточках
плыть (река),
встретиться (дочь),
учиться (институт)
|
Работают в паре.
Составляют словосочетания, изменяя окончания имён существительных.
Читают получившиеся словосочетания.
-Плыть по реке (1 скл. Д.п.), встретиться с дочерью (3 скл., Т.п., выйти без шапки (1 скл., Р.п), учиться в институте (2 скл. П.п)
Под руководством учителя формулируют тему и цели урока.
- Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Цель: научиться правильно писать безударные окончания существительных во всех
|
работа в парах
Фронтальная
|
Составьте и запишите словосочетания , изменяя
окончания имён существительных.
Проверим работу.
-Какие словосочетания у вас получились?
- Объясните написание падежных окончаний имён существительных.
-Сформулируйте тему урока. Какие цели вы поставите перед собой?
|
РУУД
КУУД
|
4.
|
Работа по теме урока.
Первичное закрепление
|
Учебник стр.37
Учебник стр.38 упр.64
ИД
смайлики
|
Вспоминают алгоритм для определения безударного окончания существительного, проверяют друг друга по алгоритму «Шаги к умению» из учебника
1.Определить падеж.
2.Опрелить склонение.
3.Вспоминаем окончание или подставляем слово с ударным окончанием того же типа склонения и в том же падеже.
|
работа в парах
Самостоятельная
Индивидуальная
|
Организует работу по формулированию правила написания безударных падежных окончаний существительных.
-Задание3. Вспомним алгоритм для определения безударного окончания существительного.
Задание 4 Работа по учебнику
-Выполните упр. 64 самостоятельно.
Проверка. Назовите орфограммы в корне слов. Назовите существительные с безударным окончанием. Объясните его написание. Оцените себя.
|
РУУД
ЛУУД
КУУД
|
5.
|
Физкульт-минутка
|
|
Определяют склонение и выполняют соответствующее движение руками.
|
коллективная
|
-Задание 5
- Встаньте все. Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопайте в ладоши, если ко 2-му – руки вверх, если к 3-му- руки в стороны.
(Зима, мороз, метель, вьюга, снегирь, шуба, капель )
-Какое слово было лишнее? Почему? (Капель – относится к весенней теме, а все остальные слова - к зимней.)
|
ПУУД
РУУД
КУУД
|
6.
|
Применение знаний в изменённой ситуации
|
карточки с текстом на снежинках
Как прекрасен зимний лес! Всё вокруг покрыто пу-шистым снегам. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. Он спрятался около еле. Деревья все в серебре. А вот и заяц в белой шубки? В лесу очень тихо.
|
Организуются в группы.
Называют правила групповой работы. (Работать дружно, выслушивать каждого)
Отвечают на вопрос.
(Человек, который работает в издательстве и исправляет ошибки)
Советуются, исправляют ошибки. Доказывают правильность выполнения.
Снегом, -Т.п.2 скл.
В берлоге – П.п., 1 скл.
На вершине – П.п.1 скл.
В шубке - П.п.1 скл.
Около ели – Р.п.3 скл.
- На правописание безударных окончаний существительных.
|
работа в группах
|
Задание 6. Организовывает работу по группам.
-Зима приготовила вам интересное задание. Задания для работы в группах на снежинках.
Давайте вспомним правила групповой работы.
-Сегодня мы поработаем корректорами.
- Кто это?
-Какова ваша задача?
- Каждой группе дан деформированный текст. Ваша задача найти и исправить ошибки.
Проверка.
- Какие ошибки нашли?
- На какую орфограмму эти ошибки?
|
КУУД
РУУД
ПУУД
|
7.
|
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (творческая работа)
|
карточки с текстом
Зимний_____ похож на ___.
Мягкий_____ покрыл __ пушистым __.
Стройная __ укрылась мягким _____.
Таинственно стоят ____, укутанные в теплую ___.
На ____ сосне суетится _______.
Как прекрасен зимний _____!
диск МР-3. Садовский. Сонет « Зима»
|
Работают в паре.
Обсуждая, вставляют пропущенные имена существительные.
Кто справится раньше, продолжит этот текст дальше.
Называют имена существительные с безударными окончаниями.
(снегом, на ветке, на вершине)
|
работа в парах
|
-Задание 7 Ребята, я для вас приготовила карточки, а Зима решила над вами пошутить.
Что не так в этих карточках?
Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные. Подчеркните безударные падежные окончания, укажите склонение и падеж.
-Кто закончил? Придумайте продолжение текста.
Во время работы учащихся, звучит музыка
|
РУУД
КУУД
ПУУД
|
8.
|
Рефлексия.
Проверочный тест
|
слайд на ИД
Тест
1. Укажи ошибку в окончании.
а) на качалке;
б) для кормушке;
2. Где неправильно определили падеж сущест?
а) о доме – п.п
б) без страха – В.п
3. В какой строчке существительные имеют одинаковые окончания?
а) из тетрад_, о морков_, около березк_;
б) к дяд_, на кроват_, у дорог_.
смайлики
|
Письменно отвечают на вопросы теста.
Проверяют результат.
Самооценка своих действий
|
индивидуальная
|
Задание8.Теперь проведём экспресс-опрос , проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний.
Проверим:
1.Б
2.Б
3.А
Оцените свою работу
|
РУУД
ЛУУД
ПУУД
|
9.
|
Домашнее задание.
|
дневник
|
Слушают информацию о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. Записывают д/з в дневник.
Например:
Окончание
Безударное, падежное,
Определяй, подбирай, применяй.
Пиши правильно.
Орфограмма
|
индивидуальная
|
Задание 9.Рабочая тетрадь стр.29 №45,
Дополнительно придумать синквейн по теме урока
1 строка –«окончание»
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
|
РУУД
ЛУУД
|
10.
|
Подведение итогов урока
|
слайд ИД
Сегодня на уроке я:
1 узнал, открыл для себя ….
2 научился …….
3 могу похвалить себя и одноклас-сников за ……
|
Самооценка своих действий
Выявление места и причины затруднения
.
|
индивидуальная
|
Задание 10. Устные ответы на вопросы по рефлексии.
Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я:
- узнал, открыл для себя ….
- научился …….
- могу похвалить себя и одноклассников за ……
|
РУУД
ПУУД КУУД ЛУУД
|
|