Этапы урока
|
Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формы совзаимо-
действия
|
Универсальные учебные действия
|
Форма контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
I.Органи-
зационный момент
|
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала
|
Приветствует учащихся.
-Проверим готовность к уроку.
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок!
|
Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания
|
Фронталь-
ная
|
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: организовывают рабочее место
|
Устный опрос
|
II. Актуали-
зация знаний
|
Устный опрос в игровой форме
|
Организует устный счет с целью актуализации знаний
-Вставьте пропущенные знаки действий, чтобы получились верные равенства
9…9…72=9 3…9…9=36
(16…7)…8=72 4…9…18=18
6…(11…2)=54 (16…7)…3=27
|
Выполняют задания устного счета
|
Фронталь-
ная
|
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные- извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические- дополняют и расширяют имеющиеся знания о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу
|
Устные ответы
|
-Решите задачи.
1) Приготовили 9 оправ для очков. Сколько потребуется стекол, чтобы изготовить очки?
2) Если разложить пирожные в коробки по 6 штук, потребуется 8 коробок. Сколько всего пирожных?
|
Решают задачи
|
Фронталь-
ная
|
Устные ответы
|
- Работаем с геометрическим материалом.
1)Уберите 2 палочки так, чтобы квадратов не осталось.
2) Уберите 2 палочки так, чтобы среди оставшихся фигур был только один квадрат. Какие еще остались многоугольники? Сколько их?
3) Уберите одну палочку так, чтобы осталось два квадрата.
4) Уберите 2 палочки так, чтобы осталось два квадрата.
5) Уберите 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. Какой еще многоугольник остался?
|
Работают с геометрическим материалом.
|
Фронталь-
ная
|
Устные ответы
|
III. Ссообщение темы урока
|
Сообщение темы урока. Определение целей урока
|
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
- Рассмотрите рисунки на доске.
▲▲▲○○○○○○
-Каких фигур больше? (Кругов)
-На сколько кругов больше, чем треугольников? (6-3=3)
-Каких фигур меньше?
-На сколько треугольников меньше, чем кругов?
-Прочитайте тему урока на доске.
-Определите цели урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым отношением- «во сколько раз больше или меньше?»
|
Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулирует цель урока
|
Фронталь-
ная
|
Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Устные ответы
|
IV. Изучение нового материала
|
Подготови-
тельные
упражнения
|
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
1.У Миши 3 ореха (выкладывает фишки), у Пети- в 2 раза по столько орехов (выкладывает орехи Пети фишками другого цвета).
2. Предлагается рисунок, на котором изображено 3 зеленых и 12 красных яблок, и задаются вопросы:
Сколько зеленых яблок? Сколько раз по столько нарисовано красных яблок?
Ответ на второй вопрос находится практическим путем: каждые 3 красных яблока обводятся замкнутой линией («кладем» по 3 яблока на блюдо). Получается, что красных яблок 4 раза по столько, сколько зеленых.
|
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Отвечают на вопросы учителя.
|
Индивиду-
альная, фронталь-
ная
|
Личностные: осознают свои возможности в учении; способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные- умеют ориентироваться в учебнике, определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами
задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические-
сравнивают и группируют предметы объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы.
Регулятивные:
самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты и более сложные (циркуль); осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении
Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают собственную точку зрения на события, поступки; оформляют свои мысли в устной и письменной форме
|
Устные ответы.
Выпол-
нение
заданий
в рабочей
тетради
|
Работа по учебнику
(с.64)
|
-Рассмотрите рисунок в учебнике.
-Сколько синих воздушных шариков нарисовал художник? (2)
- А сколько раз по 2 он нарисовал красных шариков? (3 раза по 2)
-Красных шариков больше, чем синих. Их в 3 раза больше, чем синих, потому что их 3 раза по столько, сколько синих. О синих можно сказать, что их в 3 раза меньше.
|
Выполняют краткое сравнение по рисункам.
|
Фронталь-
ная
|
Устные ответы
|
Задание 1
(с.64)
|
Организует работу по вопросам
Рисунок 1.
- Посмотрите на рисунок. Какие предметы изображены на рисунке? (Мячи и кубики)
-Сколько всего мячей? (3)
-Обратите внимание. Кубики сложены в башенки.
-Сколько кубиков в каждой башенке? (Тоже 3)
-Сколько всего башенок по три кубика? (4)
-Значит, кубиков 4 раза по столько, сколько мячиков. Делаем вывод: кубиков в 4 раза больше, чем мячиков, а мячиков в 4 раза меньше, чем кубиков.
Рисунок 2.
-Что изображено на втором рисунке? (ежики и грибки)
-Сколько всего ежиков? (2)
-Сколько всего грибков? (4)
-Мысленно разбейте грибки на группы по 2 грибка в каждой. Сколько всего групп получилось? (2)
- Значит, у вас грибков 2 раза по столько, сколько ежиков. Делаем вывод: грибков в 2 раза больше, чем ежиков, а ежиков в 2 раза меньше, чем грибков.
Рисунок 3.
-Рассмотрите рисунок (с.65). На нем изображены тарелки с фруктами. Какие фрукты расположены по тарелкам? (Сливы и груши)
- По сколько фруктов на каждой тарелке? (По 4 сливы и груши)
-Значит, фруктов на каждой тарелке поровну – по 4 штуки.
-Сколько тарелок со сливами? (5)
-Сколько тарелок с грушами? (1)
-Значит, слив у нас 5 раз по столько, сколько груш. Делаем вывод: слив в 5 раз больше. Чем груш, а груш в 5 раз меньше, чем слив.
|
Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы
|
Фронталь-
ная
|
|
Задание 2
(с.65)
|
Учащиеся устно вставляют пропущенные слова в предложении («больше» или «меньше»)
|
Заканчивают предложение
|
Фронталь-
ная
|
Устные ответы
|
Задание 3
(с.65)
|
- Объясните смысл каждого предложения в задании.
|
Объясняют смысл предло-
жений
|
|
|
Задание 4
(с.65)
|
- Прочитайте новые предложения
- Воробьев в 3 раза больше, чем ворон.
- Юбок в 4 раза больше, чем блузок.
- Стаканов в 8 раз меньше, чем чашек.
- Гвоздик в 6 раз меньше, чем роз.
|
Составля-
ют новые
предложения
|
Фрональ-
ная
|
Устные ответы
|
V. Первич-
ное осмыс-
ление и
закреп-
ление
|
Работа в
печатной
тетради №2.
Задание 1.
|
Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает при необходимости, проверяет ответы. Комментирует ход решения.
- Во сколько раз длина красного отрезка больше длины зеленого? (в 4 раза)
- Во сколько раз длина зеленого отрезка меньше длины красного? (в 4 раза)
|
Выполняют кратное сравнение отрезков с помощью циркуля
|
Индивиду-
альная
|
Личностные: осознают свои возможности в учении; способы адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные- умеют ориентироваться в учебнике, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами
задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
логические-
сравнивают и группируют предметы объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают простые выводы.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуаций под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты и более сложные (циркуль); корректирую выполнения задания в дальнейшем; осуществляют оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)
|
выполнение
Заданий
в рабочей
тетради
|
Задание 2.
|
Чертеж:
○○○○
▲▲▲▲
▲▲▲▲
▲▲▲▲
- Сколько кругов изображено на рисунке? (4)
-Изобразите 3 раза по столько треугольников, сколько кругов.
- сколько получилось треугольников? (4*3=12)
- Во сколько раз их будет больше7(в 3 раза)
|
Выполняют
рисунок
|
Индивиду-
альная
|
|
Задание 4.
|
-Решите задачу. Что известно?
-Придумайте и запишите такой вопрос, чтобы она решилась делением (Во сколько раз больше наклеек у Кати, чем у Юли?)
-Решите задачу.
Решение: 24:8=3(раза)
Ответ: в 3 раза
|
Придумывают вопрос к условию задачи. Решают задачу.
|
Фронталь-
ная
|
Выполнение задания в рабочей тетради
|
Работа по учебнику.
Задание 18
(с.69)
|
-Как найти третью часть? Пятую часть? Шестую часть числа?
Запись числа: 30:3=10 30:5=6 30:6=5
|
Находят третью, пятую,
шестую часть числа
|
Фронталь-
ная
|
Выполнение задания в тетради
|
Задание 19 (с.69)
|
Учитель предлагает карточки-помощники.
-По каждой схеме составьте выражение.
7*9=63
6*9=54
8*9=72
|
Выполняют
вычисления
|
Фронталь-
ная
|
Выполнение задания в тетради
|
Задание 20
(с.69)
|
-Выполните работу самостоятельно в парах
|
Работают в парах
|
Индивиду-
альная
|
Выполнение задания в тетради
|
IV. Итоги
Урока. Рефлексия
|
Обобщение
Полученных на
Уроке
сведений
|
Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.
-Что особенно заинтересовало вас во время урока?
-Что нового узнали на уроке?
-Какое действие необходимо выполнить, чтобы узнать, во сколько раз больше(меньше) число?
-Как найти долю от числа?
-Понравилась ли вам работа на уроке. Оцените себя.
Проводит упражнение «Все в твоих руках»
- На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
-Большой- для меня было важным и интересным…
-Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
-- Средний – мне было трудно (мне не понравилось)..
-Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
-Мизинец – для меня было недостаточно.
|
Отвечают на
вопросы.
Определяют
свое
эмоциональное
состояние
на уроке.
Проводят
самооценку,
рефлексию.
Проговаривают
цель
урока
|
Индивиду
альная,
фронталь-
ная
|
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы
|
Оценивание
учащихся
за
работу
на уроке
|
Домашнее
задание
|
Поясняет домашнее задание.
№21(учебник); задания №9,11(рабочая тетрадь)
|
Записывают
задание
|
Фронталь-
ная
|
|
Наблюдение
|