Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420074
Конспекты уроков нравственного воспитания: «Добро и Зло», «Умей прощать»
Содержание - Начальные классы, ГПД

Мартинович Ирина Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №5» г. Красноперекопск Республика Крым. 
Сценарии уроков предназначены для учителей начальных классов и классных руководителей. Урок «Добро и Зло» составлен для учащихся 1класса. Проводится в форме урока - рассуждения. В ходе урока ребята познакомятся с определениями «добра» и «зла»; будут учиться совершать добрые поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно; приобретут опыт коммуникативной деятельности. Урок «Умей понять и простить» составлен для учащихся 4-классов. Предмет ОРКСЭ Модуль: Основы светской этики. Ребята приобретут знания о необходимой черте характера-прощения, узнают, что такое прощение, будут учиться преодолевать чувство обиды,будут учиться прощать.


Дата публикации: 07.05.2018


Сценарий урока нравственности « Добро и Зло» в 1 классе

Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.

Задачи:

- дать определение добра и зла                                                                                                                              

- учить совершать добрые поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно;                                            

- приобрести опыт коммуникативной деятельности;                                                                              

- повышать уровень взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Основные термины и понятия: « добро» и « зло».

Форма проведения: урок - рассуждение

Методы обучения:

- Беседа с элементами рассуждения и разрешения проблемных вопросов

- Практическое упражнение

- Интерактивный метод (работа в парах и работа в группах)

- Исследовательский

- Театральный

- Наглядный

 

Обеспечение: компьютер, презентация на тему «Добро и зло», видеоклип «Добро и Зло», выставка детских книг, словари С. Ожегова, сосуд из стекла, чёрные и цветные кристаллы. Для работы в парах и группах: конверты с пословицами, конверты с материалом для выполнения групповой работы «Наша страничка добра», клей, чистые листы А-3.

 

Ожидаемый результат: Урок будет способствовать желанию совершать добрые дела, умению радоваться и переживать за других людей, общаться с людьми, с природой, воспитывать уважительное отношение и любовь к близким и окружающим людям.

 

СЦЕНАРИЙ УРОКА

ОРГМОМЕНТ.

- Ребята, повернитесь друг к другу, пожелайте удачи и хорошего настроения. Наш урок мы начнём с замечательной притчи, которую приготовили для вас ребята. Просмотрев её, вы сможете определить тему нашего урока.

( Инсценировка притчи)

Однажды внук подошёл к своему дедушке и спросил:                                                                      

- Почему бывают люди добрые и злые? И тогда старик открыл своему внуку одну жизненную истину.                                                                                                                                

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро, мир, любовь, надежду, верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался и спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь!

- Скажите, ребята, о каких волках идёт речь в притчи? Какого волка вы кормите и чем?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

- Попробуйте определить тему нашего урока. Как, вы, думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы будем учиться, ваши предположения?

ДОБРО И ЗЛО С ДАЛЁКИХ ПОР                                                                                                

ВЕДУТ СВОЙ ДРЕВНИЙ, ДАВНИЙ СПОР.                                                                                        

КТО НАЯВУ, А НЕ ВО СНЕ                                                                                                              

СИЛЬНЕЙ И КРЕПЧЕ НА ЗЕМЛЕ?

ОБЪЯСНЕНИЕ И РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

- Сегодня мы с вами отправимся в сказочную волшебную страну вот по этому маршруту. Узнаем, что такое зло и добро. Узнаем, что сильнее, и какой след оставляют добро и зло. Вы готовы? Тогда садимся скорее в самолёт и полетим.

ФИЗМИНУТКА «САМОЛЁТ»

- Мы приземлились в «РОЩЕ ЗАГАДОК» Отгадаем их?

- В лохмотьях. Заросший, седой, с вечно всклокоченной бородой. В лесу он обитает, грибников заманивает и пугает.

-В тридевятом царстве волшебное окно. В сказке непременно победит ….

- Человек немолодой, с не короткой бородой. Он отъявленный злодей, одноглазый…

- Лечит маленьких детей. Лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит. Ну, конечно,…

- Есть зеркальце волшебное, и говорит оно, что в королевстве сказок не побеждает…

( Леший, Бармалей, Добро, Айболит, Зло)

- На какие две группы можно разбить эти слова? Почему?

ТРИЗовская игра «ХОРОШО - ПЛОХО»                                                                                                                   

В какую группу вы определите Лешего? Что плохого в том, что Леший пугал людей? А что хорошего в том, что Леший пугал людей?                                                                                                                      

- Какие произведения вы читали о добре и зле? Кто их написал?

- Сегодня к нам на урок пришли замечательные книги, в которых рассказывается о добре и зле. Вы их сможете рассмотреть на переменке и взять почитать. ( Выставка книг )

- Ребята, а где мы можем найти более точное определение понятиям «ДОБРО» и «ЗЛО»? (спросить у учителя, родителей, посмотреть в толковом словаре)

- Пока ребята будут работать со словарями С. Ожегова, мы попробуем дать свои определения.

- Как вы считаете, что такое «ДОБРО»? (ответы детей) Послушаем наших исследователей.   ( дети зачитывают определения)

«Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок».                                                                                                                                         

- А что такое «ЗЛО»? (ответы детей) Послушаем наших исследователей.( дети зачитывают определения)                                                                                                                                                      

« Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».

- Молодцы, ребята! Справились с одной задачей. Узнали, что такое добро и зло?                                                    

- Давайте-ка с вами поедем к «Озеру Пословиц» на автобусе.

ФИЗМИНУТКА « АВТОБУС»

Вот и «Озеро Пословиц». Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Свои мысли они отражали в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поработайте в парах. Соберите правильно пословицы.

Добро помни, а                                 добром плати

За добро                                             на добро не надейся

Делая зло ,                                         зло забывай

(Добро помни , а зло забывай. За добро добром плати. Делая зло , на добро не надейся.)

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?                                                                                                                                                            

- Мы можем ответить на вопрос «Что сильнее - добро или зло?» ( нет)                                                                                    

- Тогда нам нужно попасть обязательно на «Поляну добрых дел». К поляне мы поедем на паровозике.

ФИЗМИНУТКА «ПАРОВОЗИК»                                                                                                                                                        


- А вот и « Поляна добрых дней». Ребята, как вы думаете, добро можно услышать?   (нежные, ласковые, вежливые слова; стихи; музыка)                                                                                                                                                                                

- А можно увидеть ? (добрые поступки и дела, совершаемые детьми, взрослыми)

ИГРА «ПОМОГИ»                                                                                                                                                                                            

- Как помочь бездомной кошке или собаке?                                                                                                                                                                        

- Как помочь, повянувшему цветку?                                                                                                                                                                  

- Дедушке или бездомному человеку?                                                                                                                                            

- Уставшей маме?                                                                                                                                                                                                         

- Мальчишке беспризорнику?                                                                                                                                                                                        

- Молодцы, ребята. Но есть такое добро, которое нельзя услышать, нельзя увидеть, но его можно почувствовать. И хотелось, чтобы оно было у каждого человека. Как вы думаете, что это? (это доброе сердце, добрая душа, огромное терпение)                                                                                                                                                  

- Хотите узнать, какой след оставляют добро и зло? Тогда внимание на экран.

   ПРОСМОТР ПРИТЧИ «ДОБРО И ЗЛО»                                                                                                                                                                                      

- Почему мы дольше помним обиды? Как вы думаете быть легче добрым или злым? Почему? Вот поэтому добро и зло живут рядом с нами. Добро скромное, незаметное и зло - завистливое , корыстное, алчное. Мы с вами выполнили ещё одну цель - узнали, какой след оставляют добро и зло. А как вы, ребята, думаете чего на земле больше – добра или зла? И что сильнее?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Может нам поможет разобраться в этом вот этот волшебный сосуд? (прозрачная колба наполняется чёрными и яркими кристаллами) Когда рождается человек, его душа чистая, светлая. Взрослея, каждый из нас совершает различные поступки. Они бывают разные - хорошие или плохие. И вот от того, каких поступков человек совершает больше и формируется его второе человеческое   Я – внутренние человеческие качества. Давайте попробуем наполнить этот сосуд поступками.                                                                                                           Ребёнок любит своих родителей, заботится о них. Какие кристаллики положим в сосуд? (яркие) Но вот однажды он солгал. (в сосуд опускается чёрный кристалл)                                                                                                                            

( мир, дружба, зависть, предательство, лень, помощь, трусость, предательство, лень, месть, драка, ненависть, раздражительность и.т. д. ) Чтобы победить зло, давайте вспомним свои добрые дела, которые вы совершали. ( Дети называют совершённые добрые поступки и кладут яркие кристаллики в колбу)                                                                                                                                                            

- Что же произошло на наших глазах? Почему так получилось? (добро победило)                                                                                                                

Так и в жизни – капельки добра превращаются в море добра. Говорят, что у хороших детей счастливые родители. Будьте для своих родных и людей, которые вас окружают, солнышками. Чаще дарите им свет и тепло, как делает это большое солнышко. Его тепла и света хватает каждому из нас. Совершайте только добрые дела. Ведите себя так, чтобы за ваши поступки голова отца никогда не опускалась, а на лице мамы не появлялись слёзы.

РЕФЛЕКСИЯ

- Давайте вернёмся к целям нашего урока.                                                                                                                                                            

- Что сегодня мы с вами узнали? Чему учились? Какого человека называют добрым?                        

( ответы детей) А известный историк Василий Осипович Ключевский говорил: « Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»                                                                                                                                        

- А как сделать так, чтобы не было зла на планете? (ответы детей) Лев Николаевич Толстой говорил: «Есть один способ положить конец злу - делать добро злым людям»                                                 Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?                                                                            

- Предлагаю вам в группах создать свою « Страничку добра» (работа в малых группах)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

ВЫСТАВКА РАБОТ                                                                                                                     

                                                           ИТОГ УРОКА                                                                                                                                                    

- Весь маршрут нашего сказочного путешествия мы с вами, ребята, преодолели. И снова вернулись в класс. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

Закончим наш урок словами, которые приготовили для вас Кирилл и Ева.

Как хорошо, что доброта живёт на свете вместе с нами.                                                                                                                        

Без доброты - ты сирота, без доброты ты - серый камень.                                                                                              

Давайте поклоняться доброте, давайте с думой жить о доброте                                                                      

Земля добра, она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету.                                                                              

Под этим вечно неспокойным небом, давайте воевать за доброту.

 

Конспект урока нравственности « Умей понять и простить» Предмет ОРКСЭ   Модуль: Основы светской этики класс,   4класс

Тип урока: Открытие нового знания.

Тема: Умей понять и простить.

Цель: приобретение учащимися знаний о необходимой черте характера - прощения, путем разрешения учебной проблемы.

Задачи:1) раскрыть значение понятия «прощение».

               2) развивать способность понимать и умение прощать другого человека.

               3) воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми.

Планируемые результаты:

Личностные:

-положительное отношение к изучению человека;

-способность к самооценке;

-знание основных правил поведения в обществе и ориентация на их выполнение.

Регулятивные:

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Познавательные:

-находить необходимую информацию в учебнике;

- делать обобщения

Коммуникативные:

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; в группе, осуществлять взаимопроверку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент Эмоциональный настрой

Добрые слова – корни,

   Добрые мысли – цветы,

   Добрые дела – плоды,

   Добрые сердца – сады.

Заботиться о своем саде, не позволять ему зарастать сорняками, наполнять его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами помогают нам наши родные, учителя, близкие, предмет Основы светской этики.

А что такое этика? Кто является основателем этой науки? Как звучит золотое правило этики?

   На прошлом уроке наши успехи мы изобразили в виде Дерева мудрости, а мысли и поступки плодами, достойных золотого правила этики. На нашем дереве появился еще один плод. Значит, сегодня мы усвоим еще одну нравственную истину.

II. Актуализация.

Сегодняшний урок хотелось бы начать с притчи.

Внимательно просмотрев и проанализировав её, вы сможете определить тему нашего урока.

(Притча об обиде )

- Какое же чувство беспокоило душу ученика?   (Обида)

-Хорошее это чувство или плохое?

- С чем сравнивается обида в притчи? ( с тяжелым грузом)

- Как вы думаете, нужно ли копить этот груз в сердце? (Нет)

-А почему? На что влияет это чувство? (Ответы) А вас, ребята, обижали? А вы?

- Закончите предложение « Когда я обижен (а) я чувствую …….

- К сожалению, эти негативные чувства бывают почти у каждого человека, ведь все мы люди, а человечеству свойственно ошибаться. Каждый может совершить ошибку. А как вы думаете, есть ли средство, которое поможет восстановить душевное равновесие, если тебя обидели или ты кого-то обидел?

( Нужно помириться, перестать обижаться друг на друга, нужно извиниться, попросить прощение. )

-А что нужно уметь, чтобы простить человека? (нужно понять, почему он совершил этот поступок)

III. Определение темы и целей урока.

Попытайтесь определить тему урока.   ( Уметь понять и простить.)

- Что узнаем сегодня на уроке? Ваши предположения. (Узнаем что такое прощение, узнаем лексическое значения новых слов )

-Чему мы будем учиться на уроке? (будем учиться преодолевать чувство обиды, будем учиться прощать)

IV. Открытие новых знаний.

а) Ребята, а где можно найти ответ на вопрос: Что такое прощение ? (спросить у учителя, родителей, в книге, в интернете, в словаре)

-Виталик и Юля найдут лексическое значение этого слова в словарях. А у вас, ребята, у каждого на парте лежит кластер. Запишите на нем, какие у вас возникают ассоциации, когда слышите слова: « прощения или прости».

б) Итак, поделитесь своими мыслями. Какие у вас возникли ассоциации? (Помириться, не держать зла, наладить хорошие отношения)

Прощение уничтожает злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества.

Слово «прости» по - старославянски звучит как «прОсти» с ударение на о и означает – «выпрямить» это как бы исправить плохие отношения.

в) На Руси существовало много пословиц об этом чувстве. Поработайте в малых группах. Соберите воедино пословицы, которые разложены у вас на партах:

Была вина, да прощена.

Понять – значить простить.

Прощай, да не стращай.

Тому тяжело, кто помнить зло.

Все ли пословицы соответствуют теме? Почему? Как вы понимаете смысл пословиц?

г) Ребята, а как вы думаете какого цвета прощение? (ответы детей) Почему?

Давайте с вами проведем опыт (стакан с чистой водой; гуашь синего и зелёного цветов)

- Наше сердечко похоже на чистую воду (показать стакан с чистой водой), но иногда встречаются люди, которые обижают нас. В наше сердце приходит зима, холод. Как вы думаете, каким цветом обида? (в стакан с чистой водой добавляем синюю краску) Наше сердечко становиться холодным, грустным.

Нам нужно, конечно же, простить этого человека. Мы не сможем простить его без божьего света. Свет божий желтого цвета. И вот когда приходит божий свет в наше сердечко, то оно расцветает, пробуждается, как деревья весной (в стакан добавляем жёлтую краску) Прощение – зеленого цвета! Прости, и твоя душа станет светлее.

е) Разбор ситуации.

-На перемене мальчик нечаянно задел портфель девочки. Портфель упал, из него выпали школьные принадлежности. Девочка обиделась, выплеснула все негативные эмоции, обозвала мальчика. Закралась обида в душе у обоих.

- Что вы посоветуете мальчику?

- Что посоветуете девочке? (Понять, почему он совершил этот поступок, и управлять своими чувствами)

- Разбор ситуаций из учебника (Основы светской этики А.И. Шемшурина М.: «Просвещение»,2014 стр. 111-112)

ж) А хотите узнать, какой существует обычай в одном африканском племени?

Когда кто-то из племени совершает плохой поступок, жители племени приводят его в центр поселения, окружают толпой и в течение двух дней просто вспоминают все хорошее, что он делал, и благодарят его за это. Они считают , что каждый человек приходит в мир хорошим. Каждый хочет любви, счастья, мира, безопасности. Но иногда в погоне за этими ценностями совершают ошибки. Племя видит в этих ошибках сигнал, крик о помощи. Они объединяются, чтобы поднять упавшего, восстановить его в своей истинной природе, чтобы напомнить ему, кто он есть на самом деле.

V Физкультминутка

Может, и мы придумаем обычай - прощения в нашем классе? (Доброе слово сказать и дотронуться ладонью, обнять товарища)

Постарайтесь через ладошку передать друг другу больше любви, заботы. Я предлагаю вам посмотреть фильм «Господь учил нас прощать»

VI. Просмотр фильма « Господь учил нас прощать».

- Почему мальчик пришел на помощь своему обидчику, ведь он столько страданий перенес от него и его компании (Он сумел понять и простить)

-А почему обидчик попросил прощение? (Он почувствовал то, что происходило с мальчиком, и все понял)

- Что значит простить человека? (ответы детей)

Томас Шаш говорил: «Только глупые никогда не прощают и не забывают».

Лев Толстой писал: «Прощать – значит не то, что сказать: прощаю, а то, чтобы вынуть из сердца досаду, недоброе чувство против обидевшего»

Авессалом Подводный: «Человек, не способный пожалеть врага, не пожалеет и друга»

VII .Рефлексия

Так о какой же нравственной истине мы говорили сегодня на уроке? Какой плод появился на нашем дереве мудрости? Какие цели мы ставили сегодня на уроке? Какие мысли и понятия были для вас новыми? Какие мысли удивили вас? Что сегодня вас заставило задуматься?

VIII. Домашнее задание

- Сформулировать свои правила «Как уберечь себя от обид»

- Подобрать примеры, как действует правило жизни «Уметь понять и простить».

- Сочинение – рассуждение на тему: «Есть ли польза от того, чтобы помнить обиду».

-Загадку придумать.

IX. Итог урока

Закончим наш урок красивым стихотворением (читает ученица)

Уметь прощать - особый дар от бога,

Ни на словах, а, главное, в душе…

Уметь прощать, не принуждая себя строго…

И главное, понять, что это нужно и … тебе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР