Конспекты уроков нравственного воспитания: «Добро и Зло», «Умей прощать» |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
Мартинович Ирина Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №5» г. Красноперекопск Республика Крым. Дата публикации: 07.05.2018 Сценарий урока нравственности « Добро и Зло» в 1 классе Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу. Задачи: - дать определение добра и зла - учить совершать добрые поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно; - приобрести опыт коммуникативной деятельности; - повышать уровень взаимопонимания и согласованности действий в коллективе. Основные термины и понятия: « добро» и « зло». Форма проведения: урок - рассуждение Методы обучения: - Беседа с элементами рассуждения и разрешения проблемных вопросов - Практическое упражнение - Интерактивный метод (работа в парах и работа в группах) - Исследовательский - Театральный - Наглядный
Обеспечение: компьютер, презентация на тему «Добро и зло», видеоклип «Добро и Зло», выставка детских книг, словари С. Ожегова, сосуд из стекла, чёрные и цветные кристаллы. Для работы в парах и группах: конверты с пословицами, конверты с материалом для выполнения групповой работы «Наша страничка добра», клей, чистые листы А-3.
Ожидаемый результат: Урок будет способствовать желанию совершать добрые дела, умению радоваться и переживать за других людей, общаться с людьми, с природой, воспитывать уважительное отношение и любовь к близким и окружающим людям.
СЦЕНАРИЙ УРОКА ОРГМОМЕНТ. - Ребята, повернитесь друг к другу, пожелайте удачи и хорошего настроения. Наш урок мы начнём с замечательной притчи, которую приготовили для вас ребята. Просмотрев её, вы сможете определить тему нашего урока. ( Инсценировка притчи) Однажды внук подошёл к своему дедушке и спросил: - Почему бывают люди добрые и злые? И тогда старик открыл своему внуку одну жизненную истину. - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро, мир, любовь, надежду, верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался и спросил: - А какой волк в конце побеждает? - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь! - Скажите, ребята, о каких волках идёт речь в притчи? Какого волка вы кормите и чем? ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА - Попробуйте определить тему нашего урока. Как, вы, думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы будем учиться, ваши предположения? ДОБРО И ЗЛО С ДАЛЁКИХ ПОР ВЕДУТ СВОЙ ДРЕВНИЙ, ДАВНИЙ СПОР. КТО НАЯВУ, А НЕ ВО СНЕ СИЛЬНЕЙ И КРЕПЧЕ НА ЗЕМЛЕ? ОБЪЯСНЕНИЕ И РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ - Сегодня мы с вами отправимся в сказочную волшебную страну вот по этому маршруту. Узнаем, что такое зло и добро. Узнаем, что сильнее, и какой след оставляют добро и зло. Вы готовы? Тогда садимся скорее в самолёт и полетим. ФИЗМИНУТКА «САМОЛЁТ» - Мы приземлились в «РОЩЕ ЗАГАДОК» Отгадаем их? - В лохмотьях. Заросший, седой, с вечно всклокоченной бородой. В лесу он обитает, грибников заманивает и пугает. -В тридевятом царстве волшебное окно. В сказке непременно победит …. - Человек немолодой, с не короткой бородой. Он отъявленный злодей, одноглазый… - Лечит маленьких детей. Лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит. Ну, конечно,… - Есть зеркальце волшебное, и говорит оно, что в королевстве сказок не побеждает… ( Леший, Бармалей, Добро, Айболит, Зло) - На какие две группы можно разбить эти слова? Почему? ТРИЗовская игра «ХОРОШО - ПЛОХО» В какую группу вы определите Лешего? Что плохого в том, что Леший пугал людей? А что хорошего в том, что Леший пугал людей? - Какие произведения вы читали о добре и зле? Кто их написал? - Сегодня к нам на урок пришли замечательные книги, в которых рассказывается о добре и зле. Вы их сможете рассмотреть на переменке и взять почитать. ( Выставка книг ) - Ребята, а где мы можем найти более точное определение понятиям «ДОБРО» и «ЗЛО»? (спросить у учителя, родителей, посмотреть в толковом словаре) - Пока ребята будут работать со словарями С. Ожегова, мы попробуем дать свои определения. - Как вы считаете, что такое «ДОБРО»? (ответы детей) Послушаем наших исследователей. ( дети зачитывают определения) «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок». - А что такое «ЗЛО»? (ответы детей) Послушаем наших исследователей.( дети зачитывают определения) « Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок». - Молодцы, ребята! Справились с одной задачей. Узнали, что такое добро и зло? - Давайте-ка с вами поедем к «Озеру Пословиц» на автобусе. ФИЗМИНУТКА « АВТОБУС» Вот и «Озеро Пословиц». Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Свои мысли они отражали в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поработайте в парах. Соберите правильно пословицы. Добро помни, а добром плати За добро на добро не надейся Делая зло , зло забывай (Добро помни , а зло забывай. За добро добром плати. Делая зло , на добро не надейся.) - Как вы понимаете смысл этих пословиц? - Мы можем ответить на вопрос «Что сильнее - добро или зло?» ( нет) - Тогда нам нужно попасть обязательно на «Поляну добрых дел». К поляне мы поедем на паровозике. ФИЗМИНУТКА «ПАРОВОЗИК» - А вот и « Поляна добрых дней». Ребята, как вы думаете, добро можно услышать? (нежные, ласковые, вежливые слова; стихи; музыка) - А можно увидеть ? (добрые поступки и дела, совершаемые детьми, взрослыми) ИГРА «ПОМОГИ» - Как помочь бездомной кошке или собаке? - Как помочь, повянувшему цветку? - Дедушке или бездомному человеку? - Уставшей маме? - Мальчишке беспризорнику? - Молодцы, ребята. Но есть такое добро, которое нельзя услышать, нельзя увидеть, но его можно почувствовать. И хотелось, чтобы оно было у каждого человека. Как вы думаете, что это? (это доброе сердце, добрая душа, огромное терпение) - Хотите узнать, какой след оставляют добро и зло? Тогда внимание на экран. ПРОСМОТР ПРИТЧИ «ДОБРО И ЗЛО» - Почему мы дольше помним обиды? Как вы думаете быть легче добрым или злым? Почему? Вот поэтому добро и зло живут рядом с нами. Добро скромное, незаметное и зло - завистливое , корыстное, алчное. Мы с вами выполнили ещё одну цель - узнали, какой след оставляют добро и зло. А как вы, ребята, думаете чего на земле больше – добра или зла? И что сильнее? ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Может нам поможет разобраться в этом вот этот волшебный сосуд? (прозрачная колба наполняется чёрными и яркими кристаллами) Когда рождается человек, его душа чистая, светлая. Взрослея, каждый из нас совершает различные поступки. Они бывают разные - хорошие или плохие. И вот от того, каких поступков человек совершает больше и формируется его второе человеческое Я – внутренние человеческие качества. Давайте попробуем наполнить этот сосуд поступками. Ребёнок любит своих родителей, заботится о них. Какие кристаллики положим в сосуд? (яркие) Но вот однажды он солгал. (в сосуд опускается чёрный кристалл) ( мир, дружба, зависть, предательство, лень, помощь, трусость, предательство, лень, месть, драка, ненависть, раздражительность и.т. д. ) Чтобы победить зло, давайте вспомним свои добрые дела, которые вы совершали. ( Дети называют совершённые добрые поступки и кладут яркие кристаллики в колбу) - Что же произошло на наших глазах? Почему так получилось? (добро победило) Так и в жизни – капельки добра превращаются в море добра. Говорят, что у хороших детей счастливые родители. Будьте для своих родных и людей, которые вас окружают, солнышками. Чаще дарите им свет и тепло, как делает это большое солнышко. Его тепла и света хватает каждому из нас. Совершайте только добрые дела. Ведите себя так, чтобы за ваши поступки голова отца никогда не опускалась, а на лице мамы не появлялись слёзы. РЕФЛЕКСИЯ - Давайте вернёмся к целям нашего урока. - Что сегодня мы с вами узнали? Чему учились? Какого человека называют добрым? ( ответы детей) А известный историк Василий Осипович Ключевский говорил: « Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» - А как сделать так, чтобы не было зла на планете? (ответы детей) Лев Николаевич Толстой говорил: «Есть один способ положить конец злу - делать добро злым людям» Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? - Предлагаю вам в группах создать свою « Страничку добра» (работа в малых группах) ВЫСТАВКА РАБОТ ИТОГ УРОКА - Весь маршрут нашего сказочного путешествия мы с вами, ребята, преодолели. И снова вернулись в класс. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Закончим наш урок словами, которые приготовили для вас Кирилл и Ева. Как хорошо, что доброта живёт на свете вместе с нами. Без доброты - ты сирота, без доброты ты - серый камень. Давайте поклоняться доброте, давайте с думой жить о доброте Земля добра, она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом, давайте воевать за доброту.
Конспект урока нравственности « Умей понять и простить» Предмет ОРКСЭ Модуль: Основы светской этики класс, 4класс Тип урока: Открытие нового знания. Тема: Умей понять и простить. Цель: приобретение учащимися знаний о необходимой черте характера - прощения, путем разрешения учебной проблемы. Задачи:1) раскрыть значение понятия «прощение». 2) развивать способность понимать и умение прощать другого человека. 3) воспитывать великодушие, терпимость в общении с другими людьми. Планируемые результаты: Личностные: -положительное отношение к изучению человека; -способность к самооценке; -знание основных правил поведения в обществе и ориентация на их выполнение. Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике; - делать обобщения Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; в группе, осуществлять взаимопроверку. ХОД УРОКА I. Организационный момент Эмоциональный настрой Добрые слова – корни, Добрые мысли – цветы, Добрые дела – плоды, Добрые сердца – сады. Заботиться о своем саде, не позволять ему зарастать сорняками, наполнять его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами помогают нам наши родные, учителя, близкие, предмет Основы светской этики. А что такое этика? Кто является основателем этой науки? Как звучит золотое правило этики? На прошлом уроке наши успехи мы изобразили в виде Дерева мудрости, а мысли и поступки плодами, достойных золотого правила этики. На нашем дереве появился еще один плод. Значит, сегодня мы усвоим еще одну нравственную истину. II. Актуализация. Сегодняшний урок хотелось бы начать с притчи. Внимательно просмотрев и проанализировав её, вы сможете определить тему нашего урока. (Притча об обиде ) - Какое же чувство беспокоило душу ученика? (Обида) -Хорошее это чувство или плохое? - С чем сравнивается обида в притчи? ( с тяжелым грузом) - Как вы думаете, нужно ли копить этот груз в сердце? (Нет) -А почему? На что влияет это чувство? (Ответы) А вас, ребята, обижали? А вы? - Закончите предложение « Когда я обижен (а) я чувствую ……. - К сожалению, эти негативные чувства бывают почти у каждого человека, ведь все мы люди, а человечеству свойственно ошибаться. Каждый может совершить ошибку. А как вы думаете, есть ли средство, которое поможет восстановить душевное равновесие, если тебя обидели или ты кого-то обидел? ( Нужно помириться, перестать обижаться друг на друга, нужно извиниться, попросить прощение. ) -А что нужно уметь, чтобы простить человека? (нужно понять, почему он совершил этот поступок) III. Определение темы и целей урока. Попытайтесь определить тему урока. ( Уметь понять и простить.) - Что узнаем сегодня на уроке? Ваши предположения. (Узнаем что такое прощение, узнаем лексическое значения новых слов ) -Чему мы будем учиться на уроке? (будем учиться преодолевать чувство обиды, будем учиться прощать) IV. Открытие новых знаний. а) Ребята, а где можно найти ответ на вопрос: Что такое прощение ? (спросить у учителя, родителей, в книге, в интернете, в словаре) -Виталик и Юля найдут лексическое значение этого слова в словарях. А у вас, ребята, у каждого на парте лежит кластер. Запишите на нем, какие у вас возникают ассоциации, когда слышите слова: « прощения или прости». б) Итак, поделитесь своими мыслями. Какие у вас возникли ассоциации? (Помириться, не держать зла, наладить хорошие отношения) Прощение уничтожает злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества. Слово «прости» по - старославянски звучит как «прОсти» с ударение на о и означает – «выпрямить» это как бы исправить плохие отношения. в) На Руси существовало много пословиц об этом чувстве. Поработайте в малых группах. Соберите воедино пословицы, которые разложены у вас на партах: Была вина, да прощена. Понять – значить простить. Прощай, да не стращай. Тому тяжело, кто помнить зло. Все ли пословицы соответствуют теме? Почему? Как вы понимаете смысл пословиц? г) Ребята, а как вы думаете какого цвета прощение? (ответы детей) Почему? Давайте с вами проведем опыт (стакан с чистой водой; гуашь синего и зелёного цветов) - Наше сердечко похоже на чистую воду (показать стакан с чистой водой), но иногда встречаются люди, которые обижают нас. В наше сердце приходит зима, холод. Как вы думаете, каким цветом обида? (в стакан с чистой водой добавляем синюю краску) Наше сердечко становиться холодным, грустным. Нам нужно, конечно же, простить этого человека. Мы не сможем простить его без божьего света. Свет божий желтого цвета. И вот когда приходит божий свет в наше сердечко, то оно расцветает, пробуждается, как деревья весной (в стакан добавляем жёлтую краску) Прощение – зеленого цвета! Прости, и твоя душа станет светлее. е) Разбор ситуации. -На перемене мальчик нечаянно задел портфель девочки. Портфель упал, из него выпали школьные принадлежности. Девочка обиделась, выплеснула все негативные эмоции, обозвала мальчика. Закралась обида в душе у обоих. - Что вы посоветуете мальчику? - Что посоветуете девочке? (Понять, почему он совершил этот поступок, и управлять своими чувствами) - Разбор ситуаций из учебника (Основы светской этики А.И. Шемшурина М.: «Просвещение»,2014 стр. 111-112) ж) А хотите узнать, какой существует обычай в одном африканском племени? Когда кто-то из племени совершает плохой поступок, жители племени приводят его в центр поселения, окружают толпой и в течение двух дней просто вспоминают все хорошее, что он делал, и благодарят его за это. Они считают , что каждый человек приходит в мир хорошим. Каждый хочет любви, счастья, мира, безопасности. Но иногда в погоне за этими ценностями совершают ошибки. Племя видит в этих ошибках сигнал, крик о помощи. Они объединяются, чтобы поднять упавшего, восстановить его в своей истинной природе, чтобы напомнить ему, кто он есть на самом деле. V Физкультминутка Может, и мы придумаем обычай - прощения в нашем классе? (Доброе слово сказать и дотронуться ладонью, обнять товарища) Постарайтесь через ладошку передать друг другу больше любви, заботы. Я предлагаю вам посмотреть фильм «Господь учил нас прощать» VI. Просмотр фильма « Господь учил нас прощать». - Почему мальчик пришел на помощь своему обидчику, ведь он столько страданий перенес от него и его компании (Он сумел понять и простить) -А почему обидчик попросил прощение? (Он почувствовал то, что происходило с мальчиком, и все понял) - Что значит простить человека? (ответы детей) Томас Шаш говорил: «Только глупые никогда не прощают и не забывают». Лев Толстой писал: «Прощать – значит не то, что сказать: прощаю, а то, чтобы вынуть из сердца досаду, недоброе чувство против обидевшего» Авессалом Подводный: «Человек, не способный пожалеть врага, не пожалеет и друга» VII .Рефлексия Так о какой же нравственной истине мы говорили сегодня на уроке? Какой плод появился на нашем дереве мудрости? Какие цели мы ставили сегодня на уроке? Какие мысли и понятия были для вас новыми? Какие мысли удивили вас? Что сегодня вас заставило задуматься? VIII. Домашнее задание - Сформулировать свои правила «Как уберечь себя от обид» - Подобрать примеры, как действует правило жизни «Уметь понять и простить». - Сочинение – рассуждение на тему: «Есть ли польза от того, чтобы помнить обиду». -Загадку придумать. IX. Итог урока Закончим наш урок красивым стихотворением (читает ученица) Уметь прощать - особый дар от бога, Ни на словах, а, главное, в душе… Уметь прощать, не принуждая себя строго… И главное, понять, что это нужно и … тебе.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».