Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869186
Технологическая карта урока литературного чтения «Похищение Персефоны»
Содержание - Начальные классы, ГПД

Ариненко Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, МОУ «Лицей №1» г.Ачинска, Красноярского края. 
Данный урок проводится в 3 классе при изучении раздела «Открываем мир заново» по программе Л.В.Занкова и направлен на изучение нового материала. Структура урока классическая. Количество часов, определённое в учебном плане невелико. Данная тема рассчитана на 1 час. Предлагаемая методическая разработка позволит в рамках одного учебного занятия познакомить с мифом и попытаться объяснить особенности восприятия мира древним народом. А также проследить результаты самостоятельной работы обучающихся по изучению материала. Учебное занятие углубит знания о сотворении мира.


Дата публикации: 07.05.2018


Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе

Тема: «Похищение Персефоны» (из греческих мифов)

 

Содержание

1. Введение…………………………………………………….

2. Методическое обоснование темы………………………………………

3. Методические рекомендации по проведению урока…………………

4. Ход урока…………………………………………………………………..

5. Список используемых источников………………………………………

6. Приложение…………………………………………………………………

Введение.

Данный урок проводится в 3 классе при изучении раздела «Открываем мир заново» по программе Л.В.Занкова и направлен на изучение нового материала. На уроке используется презентация, которая открывает большие возможности для объяснения нового материала. Благодаря использованию ИКТ и разным формам работы на протяжении всего урока удаётся сохранить не только интерес к изучаемому материалу, но и работоспособность обучающихся. У детей развивается наглядно-образное мышление, интерес к систематизации. Структура урока классическая, но варианты урока предполагают как фронтальную, так парную работу. Методы контроля могут быть как устные во время фронтальной работы. Данный урок отвечает требованиям ФГОС второго поколения.

 

Основная часть.

Методическое обоснование темы.

Количество часов, определённое в учебном плане невелико. Чтобы дать обучающимся знания по данным вопросам, необходимо заинтересовать школьников. Предлагаемая методическая разработка позволит в рамках одного   учебного занятия познакомить с мифом и попытаться объяснить особенности восприятия мира древним народом. А также проследить результаты самостоятельной работы обучающихся по изучению материала. Учебное занятие углубит знания о сотворении мира.

Методические рекомендации по проведению урока.

1. Тема рассчитана на 1 час урока.

2. Урок начинается с мотивации обучающихся к выполнению работы.

3. К уроку необходима тщательная предварительная работа: отбор иллюстративного материала, индивидуальное домашнее задание.

4. Изучение материала урока желательно проводить с использованием возможностей мультимедийной презентации.

 

 

Тема: «Похищение Персефоны» (из греческих мифов)

Цель: организация деятельности учащихся по формированию представлений о мифе, как выражении миропонимания древнего человека.

Планируемые результаты:
Предметные задачи: 
-познакомиться с мифом
-узнать, какие боги являются героями мифа
-понять, что хотели объяснить люди, создавая этот миф
Создать условия для развития у учащихся умения:
- осознанно, выразительно читать (вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз);
- выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, находить те части текста, которые подтверждают высказанное суждение;
- прогнозировать развитие событий (на первоначальном уровне);
- соотносить состояние природы с душевным состоянием героинь произведения.

Формирование УУД

личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые  простые, общие для всех людей правила;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового;

 регулятивные УУД

- умение точно выражать свои мысли;

- умение определять цель деятельности на уроке;                                                                    

 - умение осуществлять действие контроля;

- умение оценивать результат собственной деятельности;

- умение выполнять инструкцию;

познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из  иллюстраций;

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам;

- поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  – следственных связей

коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными    задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме; 

- умение принимать способы взаимодействия.

Метапредметные задачи:
Создать условия для развития у учащихся:
- интереса к содержанию мифа и к миру чувств и мыслей человека; уважительного отношения к истории и культуре древних народов (личностные)
- умения принимать и сохранять учебную задачу, ориентироваться в значках учебника, выбирать способы работы с текстом, оценивать результат своей работы (регулятивные)
- навыков смыслового чтения мифологического текста; овладение начальными представлениями о сущности природных и культурных процессов; овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей; умения находить в тексте ответы на вопросы (познавательные) 
- умения произвольно и выразительно строить речевое высказывание; выражать своё мнение о явлениях жизни, отражённых в мифе ( коммуникативные)

Оборудование: учебник для 3 класса, Свиридова В.Ю. Литературное чтение
Компьютер, мультимедийный проектор. Презентация. Наглядный материал.

Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедиа.

Основные дидактические методы:

словесный (беседа, объяснение);

наглядный;

практический (работа с пособием, карточки);

частично - поисковый;

объяснительно – иллюстративный.

Формы работы:

фронтальная;

индивидуальная;

парная.

Дидактические средства: учебник «Литературное чтение3 класс» автор В.Ю.Свиридова; компьютер, проектор, экран; презентация по сказкам (приложение №3); таблица с греческими богами и их свойствами (приложение №1), иллюстрации к мифу (приложение №2);раздаточные квадраты зелёного, белого, красного цвета.

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Орг.момент

Цель: настроить детей на работу

Настрой детей на урок.

Начать наш урок я хочу с таких слов: «Без прошлого нет настоящего и будущего» - Скажите, как вы их понимаете?

Вхождение в контакт.

Прошлое - это наши корни дерева, на котором растут мощные и красивые ветви (настоящее). А чтобы появились и плоды (будущее) необходимо знать прошлое, гордиться настоящим и строить будущее.

Личностные:

-готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового

II. Актуализация опорных знаний

Цель: подвести детей к изучению нового материала, создав проблемную ситуацию; помочь учащимся сформулировать тему урока самостоятельно;

Целеполагание.

А вот если говорить о прошлом,то:
- Из каких источников информации мы можем узнать о том, как древние люди воспринимали мир?
- Древнего человека окружало много разных явлений природы – ярких, пугающих, удивительных, но пока непонятных и необъяснимых. Как вы считаете, какие вопросы могли возникать у древних людей?

- Какое объяснение они находили?

Миф – это не сказка, не вымысел, а рассказ, в котором древние люди 
описывали, как они понимали и представляли мир. С помощью фантазии люди пытались объяснить то, чему не знали научного объяснения. 

(на партах табличка)

Приложение №1

Сл. 1 Прочитайте слова в первом столбике. Что общего?

Прочитайте слова во втором столбике. Что общего?

Как думаете, что необходимо сделать?

Как будем работать? Правила работы в паре?

Сл.1 Проверка.

Не знаем двух богинь. Ответим на эти вопросы в конце урока?

Что мы сейчас делали?

Как выучили домашнее задание?

 

- Давайте ещё раз вспомним, зачем люди создавали мифы?

 

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним с древнегреческим мифом

- Изучая этот миф какую цель мы должны перед собой поставить?

(на доске чертит шкалу)

Фронтальная работа детей:

Летописи, сказания, заклички, былины, сказки, мифы, …

 

 

Напр.: Откуда на небе появляется радуга, что это такое?

 

Придумывали истории про богов и духов. Все явления и события люди объясняли действиями богов и духов, создавая мифы.

Древнегреческие боги. Герои мифов.

Чем наделён каждый бог.

Найти соответствия.

В паре. Называют правила работы.

С помощью шкалы оценивают правильность выполнения.

Проверяли дом.зад

Дети рассказывают, как выполнили задание.

Они пытались объяснить какое-то явление или событие

 

Открывают учебники, читают название.

 

Что и как пытались объяснить люди, создавая этот миф?

 

 

 

 

Познавательные:

-умение обобщать и классифицировать по признакам.

 

 

 

Регулятивные:

-самооценка знания и незнания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

-умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

- умение определять цель деятельности на уроке;

III. Работа над новым материалом.

Цель: планирование работы; знакомство с мифом «Похищение Персефоны»

Рефлексия.

Рефлексия.

Физминутка

Как будет знакомиться мифом?

 

 

Чтение мифа и прогнозирование событий.

Работа над лексическим значением слов.

- А теперь давайте исследуем и постараемся выяснить, что пытались объяснить люди в этом мифе?
- Найдите в тексте и зачитайте, как выглядела земля, когда Деметра приняла вид простой смертной и блуждала, проливая горькие слёзы?
- Прочитайте отрывок
- Когда это происходит с природой?

- Деметра тоскует, плачет, проливает слёзы с каким состоянием погоды можно сравнить состояние Деметры?
Вывод:
- Давайте сделаем вывод, какое состояние погоды пытались объяснить люди, описывая душевное состояние Деметры
- Что предпринял Зевс, наблюдая страдания людей?
- Зачем Аид дал Персефоне проглотить зерно граната?

 

 

 


- Какое состояние природы соответствует возвращению Персефоны?

- Но Персефона должна была вернуться к Аиду. 
Какое решение принял Зевс. Найдите в тексте и зачитайте.

 

 

Слайд 2.

 

В какие месяцы природа плачет, тоскует

это значит Персефона уходит к мужу Аиду в подземное царство
Март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь – природа оживает,

Персефона то возвращается из подземного царства, то уходит к мужу Аиду 
- как называется такой процесс в природе? Вывод: Что же пытались объяснить люди создавая этот миф?

Сл. 3 Возвращаемся к богам (приложение №1) Можем мы сейчас ответить на вопросы?

(дети из прошлых уроков знают греческих и славянских богов)

Если я называю греческого бога – хлопают, если славянского – приседают.

Гефест, Посейдон, Лель, Афина, Перун, Сварог, Деметра, Зевс, Велес.

Ответы детей: прочитать, ответить на вопросы, пересказать, составить план и т.д.

Чтение вслух хорошо читающими детьми Ответы детей, разбор непонятных слов.

Ответы детей с доказательствами.

Смену времён года.

Ответы детей, работы с текстом, зачитывание предложений, отрывков.

 

Осенью

 

 

 

Осенняя погода

 

 

Наступление осени и зимы.

 

 

 

Послал к Аиду Гермеса с просьбой отпустить Персефону.

Тот, кто попробует пищу по ту сторону реки Стикс, не сможет насовсем вернуться в мир живых

Наступление весны и лета – поры земледелия.

 

 

Две трети Персефона будет жить с матерью, одну треть – возвращаться к мужу Аиду.

Работа с годовым кругом (круг, заполняем месяцы)
Ноябрь, декабрь, январь, февраль-,

 

 

 

Персефона возвращается к матери

 

 

 

 

 

 

Смена времён года

Смену времён года

Деметра –

Персефона -

Регулятивные:

-планирование работы

Познавательные:

-умение извлекать информацию из иллюстраций.

Личностные:

-умение определять и высказывать самые  простые, общие для всех людей правила;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

IV. Закрепление.

Цель: закрепление знания сюжета сказки через работу с иллюстрациями и подбор к ним предложений.

Рефлексия.

Перед чтением мифа мы планировали прочитать, ответить на вопросы… что ещё не сделали?

Что может помочь в пересказе?

Какой бывает план?

(у детей на партах иллюстрации)

Приложение 2.

Сл.4Рассмотрите картинки.

Что это?

Что нужно сделать чтобы правильно их разложить.

(после чтения раскладывают иллюстрации)

Как будете работать?

Как надо работать в парах?

Давайте сами попробуем сформулировать задание.

Сл.5 Проверка по образцу.

 

Что мы сейчас делали?

Для чего мы это делали?

 

Пересказ друг другу.

Как рассказал ваш товарищ?

Пересказать.

План.

Картинный и словесный.

Рассматривают иллюстрации.

Иллюстрации к мифу.

Перечитать.

Самостоятельное чтение мифа.

В парах

Разложить иллюстрации в правильной последовательности по сюжету мифа. Сам. работа в парах. Раскладывают.

Сравнивают с образцом, жестами показывают правильность.

Составляли план для пересказа.

Это может служить помощником для запоминания мифа, для пересказа.

Работа в парах, пересказ мифа.

Оценивание товарища.

Познавательные:

-умение извлекать информацию из иллюстраций;

- поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  – следственных связей.

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными    задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме; 

- умение принимать способы взаимодействия.

Регулятивные:

-умение осуществлять действие контроля;

-умение оценивать результат, как собственной деятельности, так и своего товарища.

V. Итог

Цель: провести итоговую рефлексию; дать оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей).

Достигли ли мы цели нашего урока? (показ на шкалу). На шкале рисуем «фонарик»

Что для этого делали?

- Что пытались объяснить люди, создавая этот миф?

- Что было самым интересным на уроке?

- Давайте мысленно перенесёмся в древнюю Грецию.
- Каким богом вы себя представляете? Почему?

Я буду говорит вам некоторые утверждения, а вы поднимайте определённого цвета квадратики (зелёный – положительный ответ, белый – сомнение, красный – отрицательный)

- Я знаю, что такое миф.

-Я хорошо знаю миф «Похищение Персефоны»

- Я сегодня был активен.

-У меня получилось хорошо поработать в паре.

- Я доволен своей работой на уроке.

- Я доволен работой своих одноклассников.

( по мере показа квадратов, учитель обращается к детям с вопросами, что не получилось, почему, что для этого надо сделать)

Спасибо за урок.

Ответы детей.

Самооценка (показ квадратов определённого цвета)

Познавательные:

-умение на основе анализа делать выводы;

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные:

-умение точно выражать свои мысли

-умение оценивать результат деятельности. Происходит процесс оценивания результата своей работы и соотнесение себя, своих личностных качеств с поступками и образом жизни Богов Древней Греции

 

Список используемых источников.

1. Программа начального общего образования по литературному чтению В.Ю.Свиридова – Самара: издательский дом «Фёдоров», 2012.

2. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.- Самара: Издательство «Учебная литература»: изд. Дом «Фёдоров», 2012.

3. Мифы и сказания.

4. Учительский портал www.uchportal.ru

5. Социальная сеть работников образования http. nsportal.ru

6. www.zavuch.info

Приложение 1.

 

Посейдон

Аид

Зевс

Афина

Гефест

Гея

Гелиос

Гермес

Деметра

Персефона

бог огня и кузнечного дела;

верховный бог, правит миром;

богиня земли;

богиня мудрости, защитница справедливости;

царь подземного мира;

бог солнца;

бог торговли, покровитель путников;

владыка вод.

 

Приложения 2.

      alt

          

                                           

      

 

            

 

      

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР