Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Содержание - Начальные классы, ГПД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дьякова Анна Владимировна, учитель начальных классов, ГБОУ Школа № 1368 города Москвы. Дата публикации: 28.05.2018 Тема: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке». Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения. Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки. Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников. Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса. Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению. ХОД УРОКА.
Мы изучали с вами на прошлых уроках произведения устного народного творчества. Как по-другому назвать «устное народное творчество»? (фольклор). Почему оно называется «устным»? («из уст в уста»). Какие виды устного народного творчества вы можете назвать? (потешки, частушки, прибаутки, сказки, загадки, песни, пестушки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, былины) Сейчас мы посмотрим, на сколько хорошо вы разбираетесь в названных вами видах фольклора. У каждого из вас на столах лежит один из видов фольклора. Вы должны прочитать произведение и решить в какой «угол» класса вы отправитесь. Класс разделен на «углы»: загадки, пословицы, считалки, скороговорки. 3.Активизация на познавательную деятельность. Есть у нас с вами один из любимейших видов фольклора, который я намеренно не поместила в «угол». А вот, что я имею ввиду, вы догадаетесь, когда услышите следующее стихотворение. Стихотворение читает ученик. О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки. И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски… Тихонько скрипит половица, К нам снова приходит сказка. Просмотр видеофрагметна «В гостях у сказки»… Мы в этом году знакомились с русскими народными сказками, а сегодня мы познакомимся с авторской сказкой. Чем они отличаются друг от друга мы вместе вспомним, выполнив задание. У каждой группы на столах есть ячейка из таблицы, которую вы должны заполнить. В результате работы всех групп должна появиться таблица.
4.Актуализация знаний. У каждой группы на столе есть листок голубого цвета. Член команды под номером 1 выйдет к доске и прочитает всему классу слова, а мы должны догадаться о ком сегодня пойдет речь на уроке (Слова: Александр, няня Арина Родионовна, дуэль, «Вот север, тучи нагоняя», «Зима! ..Крестьянин, торжествуя», лукоморье, царь Салтан, полиглот. С каким писателем мы сегодня еще раз встретимся? (А.С. Пушкин) О какой сказке пойдет речь, вы сейчас догадаетесь, прослушав стихотворение.
(Читает ученик) Не хожу и не летаю, А попробуй догони. Я бываю золотая, Ну-ка, в сказку загляни.
Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке». Познакомимся с героями этой сказкой. 3. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». А) Прочитайте название произведения. - Что можно узнать из заголовка? - Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части. Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях. Б) Первая часть (читает учитель). Словарная работа до чтения. Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый. Невод – рыболовная сеть. Откуп – плата. Простофиля – глупый, несообразительный человек. В) Вторая часть (читают хорошо читающие дети). Словарная работа до чтения. Кликать – звать. Пуще – больше. Корысть – выгода. ( Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки). Дворянка - женщина, у которой много богатства, денег, много слуг. Работа над текстом. - Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке. - Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку. -Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку. - Как вы думаете, хорошо быть жадной? - К чему приводит жадность. -Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала? Словарная работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют «корыстолюбивые». - Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение. - Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого. - Объясните, кто такая дворянка. Работа в паре. - Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста. - Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так? - Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение. - Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка. 4.ФИЗМИНУТКА. Г) Чтение «по цепочке». Словарная работа. Чупрун – чуб. Е) Чтение детьми вполголоса. Работа над текстом. Кем теперь захотела быть старуха? - Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста. ( Работа в паре). - Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой? - О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам? - Кто такая царица? - Какой должна быть царица? - Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение. - Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи? - Почему народ над старичком насмеялся? ( Не садись не в свои сани!» - Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает). - Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху? - Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками. Обоснуйте сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)
- Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание. 5. Самооценка работы в паре. 6. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение сказки, рассмотреть иллюстрации и подобрать слова из текста к иллюстрациям. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».