Формирование творческих способностей у младших школьников (статья) |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
Кузнецова Наталия Викторовна, учитель начальных классов, МКОУ«Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Мирный Архангельской области.
Дата публикации: 31.05.2018
«Формирование творческих способностей у младших школьников»
В условиях роста социальной конкуренции, надо быть востребованным в современном обществе. Для этого необходимо привносить в него новое своей деятельностью, которая должна носить творческий характер. Развивать воображение помогают творческие виды работ на уроках литературного чтения. У детей способность к творчеству складывается постепенно. Исследования детского творчества смогли выделить три стадии развития творческого мышления: наглядное, причинное и эвристическое. У учащихся начальной школы развивается причинное мышление. Оно предполагает упражнения и задания на развитие детской фантазии и умению сочинять. Задания надо располагать соответственно логике развития способности планирования: действия с реальными предметами, далее со словами, затем с текстом. Задания носят обучающий, развивающий характер. 1)Например с предметами: Установление связей между предметами: - Составьте как можно больше вопросов, смешных и необычных, соединяя два предмета: шляпа – яблоко, газета - верблюд и т. д. -Отыщите связь между событиями, не связанными друг с другом: собака погналась за кошкой или самолет совершил вынужденную посадку…и т.д. -Представь, что ты уменьшился до размеров мухи или из крана потек апельсиновый сок… 2) Работа со словами и существенными признаками предмета: Игра «Определение» Раздаются карточки со словами: автомобиль, яблоко, ромашка, река, роза. Предлагается за минуту рассказать о предмете так, чтобы все поняли. Слово называть и показывать руками нельзя. Игра «Сравнение» С чем можно сравнить: ветер, облако, снежинку, букву. (по форме, цвету, прочности, красоте). Игра «Вырази мысль другими словами» Дается несложная фраза. Передайте эту же мысль другими словами. Игра «Составление слов» Придумай как можно больше слов из основного слова. Буквы не должны повторяться. Игра «Подбор синонимов» Попробуй за 1 минуту подобрать как можно больше синонимов к слову хороший. Игра «Да или нет» Ученик загадывает предмет. Другие дети задают вопросы, на которые отвечают только да или нет. Вопросов должно быть как можно меньше. Цель игры: назвать предмет, который был задуман. Игра « Хорошо - плохо» Любое задуманное событие оценить с разных позиций: хорошо это и в чем плохо. Например: Вылет самолета задержали. Ты защитил слабого одноклассника. 3) Работа с текстом. Игра «Составление предложений» Напиши как можно больше предложений, в которых слова начинались бы с указанных букв: В….. с ….. т……и ……. Игра «Придумываем сказки» На первом этапе придумываем как можно больше заглавий, сочиняем только начало сказки или окончание сказки. Далее учимся сочинять всю сказку по опорным словам. Метод контрольных вопросов облегчает процесс творчества сказки. Например: Кто это был? Как выглядел? Куда пошел? Кого встретил? Что ему сказал? Что ему ответили? Кого еще увидел? Что ему сделали? Как он отреагировал? Чем все закончилось? Сделай вывод сказки. В чем мораль? Очень большой интерес вызывает процесс стихосложения. Начинать работу можно с рифмования слов, сочинения чистоговорок. Работа проходит со смехом, шутками, большим желанием. Упражняться можно по заданным рифмам. Например: шел - нашел, бочка-точка. Игра «Я начну, а ты продолжи» Учитель называет любую строчку, ученику предлагается в рифму продолжить. Учитель: Зимушка пушистая развесила снега. Ученик: Веточки деревьев похожи на рога. Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, развиваются эмоциональные творческие способности. В творческих тетрадях дети могут записывать стихи, песни, загадки, частушки собственного сочинения, сопровождая рисунками к ним. Высшей формой проявления творческих способностей является сочинение. Сочинения могут быть разных видов: -сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); -сочинения, в которых уже дана концовка (необходимо придумать начало); -сочинения, в которых слова начинаются на одну и ту же букву; -сочинения по картине; -сочинения по заданной теме. Интересны такие темы: «Если бы у меня была волшебная палочка», «Представьте, что на земле исчезли бы все цветы», «Монолог бабочки». Можно рассматривать как один из видов сочинения-написания писем. Это интересный вид работы. Тематика писем может быть разнообразной: «Письмо президенту», «Письмо моему учителю», «Письмо своей семье». Можно предложить написать сочинение от имени героя картины. Драматизация прочитанного произведения (сказки, рассказы, басни, пьесы) предполагают воссоздание реплик главных героев, их диалога в виде сценки. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: почти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности,растерянности,неуверенности,раздражения,осуждения,сочувствия и т. д. Следующим этапом может быть задание разыграть пословицу: «Яблоко от яблони недалеко падает», «Семеро одного не ждут». Постоянные упражнения, тренируют память, внимание, воображение, речь, творческую смелость. Составление диафильма - еще один из вариантов сложной творческой работы. Развивать сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», очень сложно. Это длительная целенаправленная работа, а эпизодическое использование творческих задач не принесет желательного результата. Поэтому задания, направленные на развитие творческих способностей, должны составлять систему, позволяющую формировать потребности в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Список информационных источников: 1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Росмэн, 2002. - 79с. 2. Воробьёва В.И., С.К. Тивикова. Сочинения по картинкам. - Тула: ООО Издательство "Родничок" 2003. - 222с. 3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997. 4. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии, 1990 № 6. 5. Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников. // Начальная школа, 1994 № 11. 6. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. // Начальная школа, 1991 № 9. 7. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1992. - 192с. 8. Михайлова Н.Л. Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного творчества. // Начальная школа, 1997 № 5. 9. Пфляумер Э.Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников. // Начальная школа, 1992 № 11-12. 10. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. - М.: Владос,2000. - 128с. 11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996. - 192с. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».