Конспект занятия по литературному чтению. |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
Михайлова Ирина Александровна, учитель начальных классов, МБОУ «Хорновар –Шигалинская СОШ имени Героя Советского Союза Юхвитова П.С.» с.Хорновар-Шигали, Дрожжановского муниципального района РТ. Дата публикации: 07.06.2018 «По страницам любимых книг»
Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя – натуралиста М.М.Пришвина, - учить наблюдать за природой, - прививать любовь к чтению, - воспитывать любовь к родной природе, Оборудование: компьютер, книги с произведениями М.М.Пришвина, иллюстрации к рассказам, конверты с буквами, жетоны. Ход мероприятия. На доске: Рисунки по рассказам М.М.Пришвина Для рыбы нужна чистая вода –будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. М.М.Пришвин. -Здравствуйте, ребята! Бывают ли на свете волшебники? Вы скажете: «Конечно, но только в сказках». А вот и нет. Жил на земле такой добрый волшебник. Он понимал язык птиц и зверей, сам с ними разговаривал. И разговор деревьев он понимал, и с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил …Кто же был этот волшебник? А был это хороший, добрый писатель Михаил Михайлович Пришвин (показ фото писателя ). Он любил природу, умел её видеть и слышать. И нас, читателей, учил тому же. Особенно Михаил Михайлович любил наш русский лес. Почитайте его книги, и вы узнаете, сколько чудес он там видел. Пришвин писал так: "Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват». Он учил любить свою родную землю, беречь её. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину! Итак, ребята, мы отправляемся в путешествие по страницам книг Михаила Пришвина. Но путешествие не простое: Мы сегодня поиграем, Все загадки разгадаем. А сейчас поторопитесь – Hа команды разделитесь. Начинается игра, В путешествие пора!
Первая станция - "Загадкино". Вам предстоит, как вы уже поняли, отгадывать загадки. Но загадки непростые. В них зашифрованы названия рассказов Пришвина. Первая загадка: В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово дрозд-приятель!» И ставит подпись…(Дятел) Правильно! Так называется один из рассказов Михаила Михайловича Пришвина. -----Давайте его послушаем. Но будьте внимательны, в конце зададим вопросы. (Чтение рассказа вслух).
«Дятел» Видел дятла: короткий – хвостик ведь у него маленький, летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И – горе какое! – нечем сбросить старую: клюв занят. Тогда дятел, совсем как человек бы сделал, новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал. Такой он умный, всегда бодрый, оживлённый и деловой.
-Хорошо слушали? Тогда внимание – вопросы! -На каком дереве у дятла была мастерская? (БЕРЁЗА) (За правильный ответ вручается жетон). -С какого дерева была шишка в клюве дятла? (ЕЛЬ) (За правильный ответ вручается жетон). -Как повёл себя дятел (выбрать ответ): а) выбросил новую шишку, чтобы освободить клюв и удалить старую шишку; б) ничего не делал, сидел на ветке и смотрел по сторонам; в) не выбрасывая новую шишку, освободил для неё место в развилине дерева, где у него защемляются шишки. А как он это сделал, мы узнаем из рассказа (чтение рассказа). Следующая загадка: Под соснами, под ёлками Лежит клубок с иголками. (Ёж). -Про ежа у Пришвина тоже есть рассказ. Давайте послушаем. (пересказ содержания) Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог. - А, ты так со мной! - сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей. Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой. Мышей у меня было много. Я слышал - ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей. Так положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза всё смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно: как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, туда попробовал идти, сюда, выбрал себе наконец место под кроватью и там совершенно затих. Когда стемнело, я зажёг лампу, и - здравствуйте! - ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал на лампу, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И так он пустился бегать по комнате, представляя, что это лесная полянка. Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна и облако, а ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику: он так и шнырял между ними, понюхивая и почёсывая иголками задники у моих сапог. Прочитав газету, я уронил её на пол, перешёл в кровать и уснул. Сплю я всегда очень чутко. Слышу- какой-то шелест у меня в комнате. Чиркнул спичкой, зажёг свечу и только заметил, как ёж мелькнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Так я и оставил гореть свечу и сам не сплю, раздумывая: 'Зачем это ёжику газета понадобилась?" Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол. - А что было с ежом дальше, вы сможете узнать, если прочитаете этот рассказ сами. -Следующая загадка Задания по рассказу 1.Какая забава была у ребят в рассказе "Золотой луг"? 2.Почему луг называли "Золотым"? 3.Отчего луг утром был зелёным, а около полудня опять золотым? 4.Почему для детей одуванчики стали интересными?
-А теперь отправляемся дальше.
Следующая станция - "Творческая". - Каждая команда получит сейчас конверт с буквами. Ваша задача составить из них слово как можно быстрее. (Пока команды собирают слова, звучит весёлая музыка. Самая быстрая команда получает жетон). Слова у вас получились не простые. Это названия рассказов Пришвина. - Первая команда, прочитайте своё название: «Лягушонок». Этот рассказ о том, как….(ответы детей)
-Вторая команда, прочитайте своё слово: «Изобретатель». Этот рассказ вовсе не о тех людях, которые изобретают новые машины, ракеты, а о маленьком утёнке. Кто хочет пересказать коротко содержание рассказа?(ответы детей)
-А как называется следующий рассказ Михаила Михайловича Пришвина, нам скажет третья команда. «Силач». -Что же это за силач, мы сейчас узнаем (чтение рассказа "СИЛАЧ"). Вот такой маленький рассказ, всего из двух предложений.
«Силач» Муравьи разрыхлили землю, сверху она поросла брусникой, а под ягодой зародился гриб. Мало-помалу, напирая своей упругой шляпкой, он поднял вверх над собой целый свод с брусникой и сам, совершенно белый, показался на свет.
-Так о каком силаче шла речь? (О грибе).
-Ребята, перед вами закрыто слово, которое означает название птицы. Вот её описание из одноимённого рассказа Пришвина: «...маленькая птичка с чёрным галстучком, в светло-сером, отлично натянутом платьице, живая, подвижная…» Эта птичка бегая, постоянно трясёт длинным хвостиком. В давние времена задок у птиц называли «гузкой». Вопрос: как же называется эта птица? (за правильный ответ вручается жетон). -Путешествие продолжается.
Третья станция - "Запоминайка". -Сейчас, ребята, вы услышите рассказ. Но его нужно слушать очень внимательно. Ваша задача заключается в том, чтобы запомнить как можно больше животных, которые в нём упоминаются. Это могут быть звери, птицы, насекомые и т.д. Готовы? Тогда слушаем. (Чтение рассказа "Гости" и показ фото животных на мониторе компьютера). «Гости» Сегодня с утра стали собираться к нам гости. Первая прибежала трясогузка, просто так, чтобы только на нас посмотреть. Прилетел к нам журавль и сел на той стороне речки, в жёлтом болоте, среди кочек, и стал там разгуливать. Ещё скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза зоркие, светло-жёлтые, высматривала себе добычу сверху, останавливалась в воздухе для этого и пряла крыльями. Коршун с круглой выемкой на хвосте прилетел и парил высоко. Прилетел болотный лунь, большой любитель птичьих яиц. Тогда все трясогузки помчались за ним, как комары. К трясогузкам присоединились вороны и множество птиц, стерегущих свои гнёзда, где выводились птенцы. У громадного хищника был жалкий вид: этакая махина – и улепётывает от птиц во все лопатки. Неустанно куковала в бору кукушка. Цапля вымахнула из сухих, старых тростников. Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке. Землеройка пискнула в старой листве. И когда стало ещё теплее, то листья черёмухи, как птички с зелёными крылышками, тоже, как гости, прилетели и сели на голые веточки. Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки. Гусь запускал свою длинную шею в заводь, доставал себе воду клювом, поплёскивал водой на себя, почёсывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным, как на пружине, хвостом. А когда всё вымыл, всё вычистил, то поднял вверх к солнцу высоко свой серебряный, мокро сверкающий клюв и загоготал. Гадюка просыхала на камнях, свернувшись колечком. Лисица лохматая озабоченно мелькнула в тростниках. И когда мы сняли палатку, в которой у нас была кухня, то на место палатки прилетели овсянки и стали что-то клевать. И это были сегодня наши последние гости.
- Теперь возьмите листочки и карандаши и всей командой напишите, какие животные вам запомнились. Победит та команда, у которой этот список будет длиннее. (Команды по очереди читают свои списки. За правильные ответы команды получают жетоны. Затем определяется победитель конкурса). ТРЯСОГУЗКА, ЖУРАВЛЬ, СКОПА, КОРШУН, ЛУНЬ, ВОРОНЫ, КУКУШКА, ЦАПЛЯ, ОВСЯНКА, ЗЕМЛЕРОЙКА, ГУСЬ, ЛИСА, ГАДЮКА, ПЧЕЛА, ШМЕЛЬ, БАБОЧКА. Завершается игра, Подвести итог пора! (По количеству жетонов определяется победитель игры). Вручаются призы.
Использованная литература:
Сборник рассказов М.М.Пришвина |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».