Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7434268
Конспект занятия по окружающему миру.
Содержание - Начальные классы, ГПД

Денисова Тамара Анатольевна, учитель начальных классов, МБОУ «Хорновар –Шигалинская СОШ имени Героя Советского Союза Юхвитова П.С.» с.Хорновар-Шигали, Дрожжановского муниципального района РТ. 
Урок- исследование по окружающему миру в 3 классе на тему «В мире живой природы. В ельнике». 

 


 

Дата публикации: 07.06.2018


 

«В мире живой природы. В ельнике»

Цели:

  • показать условия жизни в еловом лесу;
  • познакомить с основными представителями живой природы;
  • расширить и обогатить словарь детей;

 

  Этап урока и требования к нему

Ход урока

УУД

I Мотивация к учебной деятельности :

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Нашумелись, наигрались,

Наплясались, наболтались,

И подкралась - тишина…

Тихо села у окна!

- Тишина на месте, дети на месте, начинаем урок. Вместе с нами в окружающий мир отправятся наши гости: родители, учителя.

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Учебно-познавательная мотивация (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Внутренняя позиция школьника (Л)

II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

-Начинаем работу с минутки синоптика.

С погодой нас сегодня познакомит…

( Слайд 2)

Что же, одеваемся по погоде, отправляемся на прогулку. Вспомните, в каких местах мы побывали? (На опушке леса, в берёзовом лесу, в низине)

(Слайд 3)

 

- Давайте вспомним. Возьмите лист с табличкой. Если согласны с моим высказыванием, ставите+ если нет -.

Тест

1.Березу называют красавицей русской природы.

2.Береза не любит свет.

3.В березовом лесу светло, так как белые стволы берез хорошо отражают лучи света.

4.Вороны устраивают свои гнезда на березах.

5.Крот – наземное животное.

6.Колокольчики – светолюбивые растения.

7.Песня иволги напоминает звук флейты.

8.Ствол березы коричневого цвета.

9.Лес, в котором растут березы, называется березовой рощей.

А сегодня наш путь лежит…. Впрочем, догадайтесь сами.

(Слайд 4)

          

Смыслообразование (Л).

Структурирование знаний (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П).

 

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

 

Построение логической цепи рассуждений (П).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П).

Мотивационная основа учебной деятельности (Л).

Извлечение необходимой информации из про слушанных текстов (П).

Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р).

Достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

Волевая саморегуляция (Р)

III Выявление места и причины затруднения

1) Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами .

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Загадка

Ее всегда в лесу найдешь 
Пойдем гулять и встретим 
Стоит колючая, как еж, 
Зимою в платье летнем. 
А к нам придет 
Под Новый год- 
Ребята будут рады, 
Хлопот веселых полон рот: 
Готовят ей наряды. 
-Что это?

Где мы можем получить нужную информацию о ели?

(Слайд 5)

Смыслообразование (Л).

Волевая саморегуляция (Р).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П).

Подведение под понятие (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Постановка и формулирование проблемы (П).

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

IV Построение проекта выхода из затруднения

Организовать построение

проекта выхода из

затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Как мы будем работать сейчас?

На доске силуэт деревьев

- Найдите на рисунке ель. Объясните свой выбор. (ветки вниз, по всей длине ствола, раскидистые, внизу более длинные)

-Как называют еловый лес? (ельник)

Ель ник

Рисунок на доску.

-Кто был в еловом лесу? Что вы там заметили? (В еловом лесу всегда темно и прохладно.)

-Потому что ели в лесу растут близко друг к другу.

 

(Слайд 6)

          

 

Самоопределение (Л).

Постановка познавательной цели (П).

Построение речевых высказываний (П).

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

Познавательная инициатива (Р).

Построение логической цепи рассуждений (П).

Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П).

Планирование, прогнозирование (Р).

Планирование учебного сотрудничества (К).

Разрешение конфликтов (К).

V Реализация построенного проекта

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания

П\Р- исследование веток и шишек

Сравнение веток и шишек ели и сосны.

 

       ЕЛЬ

     СОСНА

ВЕТОЧКИ

(одинаковое)

   

ВЕТОЧКИ

(разное)

   

ПЛОДЫ

(одинаковое)

   

ПЛОДЫ

(разное)

   

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь давайте немного поиграем, вы сейчас услышите голос какого-нибудь животного, и, не называя его, показываете движения, напоминающие это животное.

Звучит голос:

- медведя

-сороки

-филина

-волка

-петуха

-Какое животное не живёт в еловом лесу?

Как мы называем таких животных?

 

Осознание ответственности за общее дело (Л).

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П).

Выдвижение гипотез и их обоснование (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Поиск необходимой информации (П).

Моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П).

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П).

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П).

Волевая саморегуляция (Р).

Познавательная инициатива (Р).

Установление причинно-следственных связей, доказательство (П).

Формулирование и аргументация своего   мнения и позиции в коммуникации (К).

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

Достижение договоренностей и согласование общего решения (К).

Разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К).

Управление поведением партнера (К).

VI Первичное закрепление во внешней речи

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

3) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

 

-Сейчас я предлагаю вам провести исследование на тему “С кем дружит ель?”. По ходу нашего разговора вы будете составлять синквейн. А сейчас мы   поговорим   об   обитателях леса.

Загадки о клесте, дятле, белке и т.д.

(Слайды)

Выступления учащихся о жизни животных и растений ельника

                    

   Просмотр видео о клесте

 

А вот еще одна загадка

Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей.)

Что вы можете рассказать об этом насекомом?

Выполним задание «До и после»

до

                     утверждения

после

 

Муравьи- полезные насекомые

 
 

Жилище муравьев называется -нора

 
 

Высота муравейника больше 1 метра

 
 

Несут в муравейник листья, мох, веточки

 
 

Муравьи-добросовестные труженики

 
 

Прокладывают подземные ходы

 
 

Уничтожают вредителей леса

 

Просмотр видео о муравьях

-Давайте теперь поиграем в игру!

Я знаю 5 названий растений елового леса:

Я знаю 5 названий животных елового леса:

Волевая саморегуляция (Р).

Подведение под понятие (П).

Использование общих приемов решения задач (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Построение речевых высказываний (П).

Планирование учебного сотрудничества (К).

Контроль (Р).

Коррекция (Р).

VII Включение в систему знаний и повторение

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Ребята давайте подведём итоги нашей работы.

( Слайд 10)

             Какие получились у вас синквейны?

Домашнее задание

( Слайд 11)

            

 

 

 

Постановка познавательной цели (П).

Использование общих приемов решения задач (П).

Анализ, сравнение, классификация (П).

Использование знаково-символических средств (П).

Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р).

Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия,     внесение необходимых корректив (Р).

Волевая саморегуляция (Р).

Рефлексия способов и условий действия (П).

Постановка и формулирование проблемы (П).

Выделение и формулирование проблемы (П).

VIII Рефлексия учебной деятельности

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

-Ребята, посмотрите какие смайлики, появились на доске. Я предлагаю вам изобразить на своём лице выражение, соответствующее сегодняшнему уроку.

( Слайд 12)

Рефлексия способов и условий действия (П).

Внутренняя позиция школьника (Л).

Самооценка на основе критерия успешности (Л).

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Формулирование и аргументация своего мнения (К).

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР