Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2869388
Познавательная деятельность младших школьников посредством активизации средств проблемного обучения
Содержание - Начальные классы, ГПД

Абрамичева Ольга Сергеевна, учитель начальных классов; Наумкина Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ «ООШ №20 им. В.М. Елсукова» г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области. 
Статья предназначена для учителей начальных классов, использующих в своей работе методы проблемного обучеия.


Дата публикации: 21.06.2018


Познавательная деятельность младших школьников посредством активизации средств проблемного обучения


   Из истории развития отечественной и зарубежной педагогики и общеобразовательной школы известно, что педагогов всегда привлекала проблема активизации обучения. Она подразумевает в себе вопросы систематизации и активности получения знаний и умений. Не исключая связь этих вопросов, в своем исследовании попытаемся более подробно рассмотреть проблему активизации познавательной деятельности у младших школьников.

   Рассмотрим термин «познание» в социальном значении. В психологии и педагогике он трактуется, как совокупность процессов и методов приобретения знаний, накопление духовных ценностей, отражающих законы окружающего мира и межличностных отношений людей. Познание требует анализа не только мыслительной работы, но и в совокупности всех процессов сознательной деятельности.

   Познавательная деятельность способствует гармоничному развитию личности, общему образованию человека, отвечающего потребностям современного общества.

   Известно, что познавательная деятельность является одним из видов воспитательной деятельности. Воспитание, в его социальном значении, обозначает формирование отношения развивающейся личности к учению в целом. Можно с полной уверенностью сказать, что познавательная деятельность открывает младшему школьнику окно в мир умений, знаний, удивительных открытий. Познавательная деятельность требует от школьников анализа, размышлений, интеллектуальных усилий. В ней расширяется круг общих знаний, развиваются мыслительные способности.

   Активизация познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения является одной из ключевых проблем современного образования. Реалии начального школьного образования требует от обучающихся овладение сложных теоретических понятий и идей. Для этого требуются большие интеллектуальные усилия и упорство в преодолении трудностей для овладения знаниями.

   Познавательная деятельность осуществляется посредством восприятия обучающимися новой информации, осмысления ее и переработки.

   Выдающийся педагог Т.И. Шамова, в своих трудах называет одним из ведущих способов повышения качества образования, именно активизацию познавательной деятельности обучающихся и разрабатывает свою систему в составе учебного содержания, методов, форм и приемов обучения у младших школьников.

   Главная цель учителя – это активизировать познавательную деятельность. Деятельность учителя направлена на использование различных методов и приемов для усиления процесса познания, а также поддержание самостоятельной познавательной деятельности учеников. Их восприятие не столько теоретической части, сколько практической, а также обеспечение творческой деятельности обучающихся во всех звеньях учебного процесса.

   Современные педагогические разработки по теории обучения связаны с идеей активизации учебного процесса и познавательной деятельности школьников. Авторы предлагают реализацию этой цели при помощи проблемного обучения, в ходе которого будет создана проблемная ситуация и самими обучающимися будет поставлена учебная познавательная задача. С помощью методов проблемного обучения происходит процесс активизации познавательной деятельности обучающихся, который способствует формированию правильного мировоззрения и духовных ценностей. Подача материала методом проблемного обучения, предполагает, что учитель лишь направляет учеников на размышления, доказательства, анализ и факты. Учитель ведет за собой мышление слушателей, делает их более активными, творческими.

   Иными словами, с помощью проблемного обучения, осуществляется новая цель процесса обучения – развитие мышления учеников. Как отмечал А.М. Матюшкин, введение проблемного обучения в начальной школе, является противоречивым фактором, поскольку процесс мышления осуществляется в результате отсутствия выполненных действий, с другой стороны мыслительный процесс происходит только при условии наличия возможностей, которые обеспечивают выполнение этих действий, которые позволяют проанализировать новые приобретенные знания.

   В ходе нашей статьи доказано, что важным фактором активизации познавательной деятельности, создание проблемной ситуации на уроке. В ходе возникновения этой ситуации ученики испытываю интеллектуальное затруднение, которое появляется в случае, когда он не знает, как объяснить данное явление, ему не хватает собственных знаний, умений, навыков для ее разрешения, он не может достичь цели известным ему способом. В ходе постановки перед младшими школьниками проблемных ситуаций, происходит процесс поиска новых путей решения проблемы, творческие и мыслительные искания. Если на уроке отсутствует проблемная ситуация, нет самостоятельного мышления, поиска решения, затруднительных моментов, то есть лишь работа памяти и отработка полученных ранее знаний. В ходе таких уроков обучающиеся не осознают недостаточность имеющихся у них знаний, и необходимость приобретения новых, тормозится общее интеллектуальное развитие школьников.

   Активизация средств проблемного обучения включает в себя все ранее известные примеры работы учителя и обучающихся. Оно содержит такие принцип, которые обеспечивают активизацию творческой, мыслительной, духовной, познавательной деятельности, осуществляет ее развитие.