Ишутина Марина Юрьевна, учитель начальных классов, МОУ "Школа №22 г.Черемхово", г.Черемхово, Иркутская область. Тема урока русского языка «Сложные слова». Программа для обучающихся 3-го класса «Перспектива».
Дата публикации: 11.08.2018
Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию темы: «Сложные слова»
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта;
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в парах,
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Технологическая карта урока
Этап урока
|
Деятельность учителя на уроке
|
Деятельность учащихся на уроке
|
Формирование УУД на каждом этапе урока
|
1.Организационный момент. Мотивацион
ный настрой.
|
Настрой на работу
- Добрый день, дорогие ребята! Мы начинаем урок русского языка. Я жду от вас качественной работы на уроках.
|
Подготовка класса к работе.
Организация рабочего места, настрой на работу.
|
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2. Повторение изученного.
|
«Мозговой штурм» - Я прошу вас вспомнить темы урока по которым мы работали на прошлых уроках. Задайте любой из данных вопросов по любой из пройденных тем.
1. «Что?» 2. «Как?» 3. «Где?»
-Вспомним изученные орфограммы.Как вы думаете какие задание мы можем выполнить с данными словами? Ваша задача определить номер орф-мы, выделить орф-му, подобрать проверочное слово. Работа в паре( отвечают по очереди) Нарисуйте оценочную шкалу
Критерии:
Нахождение орфограммы
1.Обозначить номер орфограммы- 2б.
2. Выделить орфограмму- 2б.
3. Подбор проверочного слова- 2б.
Собака, длинный, молодой, просьба, ненастный.
( работа в течение 3 минут) по песочным часам
Затем самооценка
-У вас на столах карточки с заданиями.
1.
Работа по структуре «Континиус раунд робин» (продолжительный раунд робин).
- Вспомните алгоритм разбора слова по составу. Приведите примеры слов с частями слова, указанными на карточках. Я даю вам 1 мин. Выберите 4 уч-ся, которые будут защищать группу. Затем 4 ученика в команде по очереди будут отвечать по кругу до того момента, пока я не остановлю, продолжит следующая группа. ( карточки с выделением частей слова)
Критерии проверки:
1.Умение подбирать однокоренные слова- 2б.
2.Знание алгоритма разбора слов по составу- 2б.
|
Повторение изученных орфограмм
Работа по структуре «Континиус раунд робин»
-Самопроверка,
взаимопроверка
|
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
3.Введение в новую тему
|
-Какие слова оказались лишними? Почему?
-Запишите. Подберите к каждому слову однокоренные слова.
-Какие знания необходимо применить, чтобы выделить корень?
( оценка знаний у доски)
Критерии:
1. Умение подбирать однокоренные слова- 2б
2.Умение выделять корень- 2 б.
-Какой вывод можем сделать? Какова тема урока? Какие задачи поставим перед собой на сегодняшний урок?
|
|
Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
|
4.Физкультминутка
|
-А сейчас мы с вами отдохнем по структуре «Микс – пэа - шэа». Встали все, задвиньте стулья. Вы под музыку перемешиваетесь в классе. Когда я остановлю музыку, скажу «В пары!», вы должны встать в пары с ближним к вам партнером, поприветствовать друг друга. Я задам вопрос и дам время подумать. Вы по очереди будете отвечать 30 сек (по «Таймд – пэа - шэа»). После чего должны поблагодарить партнера.
1) Какие слова называются сложными?
2)Какие слова называются однокоренными?
|
Учащиеся под музыку выполняют структуру «Микс – пэа - шэа».
|
Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
5.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
|
Если взять 2 корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово? Я возьму корень «ЛЕД» и корень «креп», «РУБ». Получилось новое слово?
-Какое условие должно соблюдаться, чтобы получилось сложное слово?- Прочитайте текст, определите тип текста. Что может помочь нам выяснить правильно ли мы думаем? Учебник с 119
- А сейчас я прошу вас отгадать птицу, которая является предвестником зимы.(аудиозапись)
Самая крупная из синиц – белощёкая, желтогрудая птичка с чёрной дорожкой, разделяющей грудку на равные части. Уже с первыми осенними заморозками эти бойкие крикливые птички прилетают из окрестных лесов в города и деревни. Они вертятся по заборам, кричат в тополях. Синички любопытны, как дети. Ничто не ускользает от их цепкого взгляда. Голос синиц – звонкое «пинь-пинь-пинь». Чем ближе зима и холоднее становится погода, тем больше синиц является в город, в посёлок, в деревню.
-- Назовите сложные слова, встретившиеся в тексте.
|
-Слова у которых 2 корня.
-Нет не получилось.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
6. Построение проекта выхода из затруднения
|
Наблюдение на материале учебника упражнение 213 с. 119
Списать слова, выделить корень и понаблюдать как соединяются 2 корня? (Ученики у доски).
-Как соединить 2 корня в сложных словах?
-Как можно назвать гласные О и Е в сложных словах?
Пыл..сос, мант..варка, сам..лет, вод..провод, земл..делец, лес…степь, птиц..ферма, овощ…хранилище. 4 ученика, которые хотят попробовать показать свои знания по изученной теме.
На двух сторонах доски даны корни, соедините их в сложные слова
Эти же слова даны группам.
Прочитайте по карточкам слова, вставьте, где нужно о или е.
|
- Вывод:
После твердых согласных -------О
После мягких--------Е
|
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обосновании.
|
7.Работа с определением, алгоритмом
|
Даны слова:
Снег..ход,мыш..ловка, огн..тушитель, рыб…лов, тепл..ход, сам…свал.
-Составьте алгоритм разбора по составу сложных слов.
|
-Соединяют 2 корня
-После ж и ш пишется Е
|
Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
|
8. Первичное закрепление
|
Упражнение 126.
Выполняя упражнение ребята закрепляют первичный материал.
|
|
Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание;
|
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в группе.
|
- Мы поработаем по структуре «Сингл – раунд – робин». На эту работу вам дается 1 мин. Потом 4 ученика в одной команде по очереди отвечают по одному разу.
|
Учащиеся работают в группе, применяют правила письма о или е в сложных словах.
|
Регулятивные: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в группе, поиск информации.
|
10.Игра «Чей ряд быстрее?»
|
-Сейчас мы поиграем по структуре «Сималтиниус раунд тэйбл». Дается по 1 листу бумаги каждой группе, ученики каждой группы записывают слова на определенную орфограмму, а орфограммы вытягивают по жребию (непроизносимые согласные, удвоенные согласные, парные согласные на конце слова). Дается по 30 сек времени каждому. Каждый ученик пишет 1 слово, по команде учителя передают лист по кругу другому ученику. Проверку начнем с группы №…
|
Работа по структуре «Сималтиниус раунд тэйбл».
|
Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.
|
11. Рефлексия деятельности
(итог урока)
|
Организация рефлексии
-Какое правило мы с вами вывели?
-Домашнее задание: с.97, упр.1.
Самооценка результатов деятельности (смотри слайд).
Красный - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.
Зеленый - Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи.
Желтый - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.
|
–Сложные слова соединяются при помощи гласных о и е.
Самооценка при помощи кружков.
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Регулятивные: контроль, оценка.
|
1. Карточки для работы в группах
№ 1 выделить корень, найти лишнее слово
ДРУЖОК ПОДРУЖИЛСЯ ПОДРУЖКА
ДРУЖИЩЕ ДРУЖНЫЙ ПОДРУЖЕНЬКА дружелюбный
№ 2 выделить в словах суффикс, найти лишнее слово
ЗУБНОЙ ЗУБ ЗУБАСТЫЙ ЗУБОК
БЕЛОЗУБЫЙ ЗУБИК
№3 выделить в словах окончание, найти лишнее слово
РОЗА РОЗОВЫЙ РОЗОЧКА
РОЗОВОЩЕКАЯ РОЗОВЕЕТ
2. Карточка для работы в группах
Прочитайте слова, вставьте, где нужно соединительный гласный о или е. Выделите корни.
Снег..ход,мыш..ловка, огн..тушитель, рыб…лов, тепл..ход, сам…свал. |