Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7419798
Конспект урока русского языка «Сложные слова».
Содержание - Начальные классы, ГПД

Ишутина Марина Юрьевна, учитель начальных классов, МОУ "Школа №22 г.Черемхово", г.Черемхово, Иркутская область. 
Тема урока русского языка «Сложные слова». Программа для обучающихся 3-го класса «Перспектива».


Дата публикации: 11.08.2018


Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию  темы: «Сложные слова»

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта;
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения взаимодействовать в парах,
  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя на уроке

Деятельность учащихся на уроке

Формирование УУД на каждом этапе урока

1.Организационный   момент. Мотивацион

ный настрой.

Настрой на работу

- Добрый день, дорогие ребята! Мы начинаем урок русского языка. Я жду от вас качественной работы на уроках.

Подготовка класса к работе.

Организация рабочего места, настрой на работу.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Повторение изученного.

 

«Мозговой штурм»
- Я прошу вас вспомнить темы урока по которым мы работали на прошлых уроках. Задайте любой из данных вопросов по любой из пройденных тем.

        1. «Что?»
        2. «Как?»
        3. «Где?»

-Вспомним изученные орфограммы.Как вы думаете какие задание мы можем выполнить с данными словами? Ваша задача определить номер орф-мы, выделить орф-му, подобрать проверочное слово. Работа в паре( отвечают по очереди) Нарисуйте оценочную шкалу

Критерии:

Нахождение орфограммы

1.Обозначить номер орфограммы- 2б.

2. Выделить орфограмму- 2б.

3. Подбор проверочного слова- 2б.

Собака, длинный, молодой, просьба, ненастный.

( работа в течение 3 минут) по песочным часам

Затем самооценка

 

-У вас на столах карточки с заданиями.

1.

Работа по структуре «Континиус раунд робин» (продолжительный раунд робин).

- Вспомните алгоритм разбора слова по составу. Приведите примеры слов с частями слова, указанными на карточках. Я даю вам 1 мин. Выберите 4 уч-ся, которые будут защищать группу. Затем 4 ученика в команде по очереди будут отвечать по кругу до того момента, пока я не остановлю, продолжит следующая группа. ( карточки с выделением частей слова)

Критерии проверки:

1.Умение подбирать однокоренные слова- 2б.

2.Знание алгоритма разбора слов по составу- 2б.

 

Повторение изученных орфограмм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по структуре «Континиус раунд робин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Самопроверка,

 

взаимопроверка

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

 

 

3.Введение в новую тему

-Какие слова оказались лишними? Почему?

-Запишите. Подберите к каждому слову однокоренные слова.

-Какие знания необходимо применить, чтобы выделить корень?

( оценка знаний у доски)

Критерии:

1. Умение подбирать однокоренные слова- 2б

2.Умение выделять корень- 2 б.

-Какой вывод можем сделать? Какова тема урока? Какие задачи поставим перед собой на сегодняшний урок?

 

 

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

 

4.Физкультминутка

 

-А сейчас мы с вами отдохнем по структуре «Микс – пэа - шэа». Встали все, задвиньте стулья. Вы под музыку перемешиваетесь в классе. Когда я   остановлю музыку, скажу «В пары!», вы должны встать в пары с ближним к вам партнером, поприветствовать друг друга. Я задам   вопрос и дам время подумать. Вы по очереди будете отвечать 30 сек (по «Таймд – пэа - шэа»). После чего должны поблагодарить партнера.

1) Какие слова называются сложными?

2)Какие слова называются однокоренными?

 

Учащиеся под музыку выполняют структуру «Микс – пэа - шэа».

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

5.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

 

Если взять 2 корня, то всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово? Я возьму корень «ЛЕД» и корень   «креп»,     «РУБ». Получилось новое слово?

-Какое условие должно соблюдаться, чтобы получилось сложное слово?- Прочитайте текст, определите тип текста. Что может помочь нам выяснить правильно ли мы думаем? Учебник с 119

- А сейчас я прошу вас отгадать птицу, которая является предвестником зимы.(аудиозапись)

 

 

 

Самая крупная из синиц – белощёкая, желтогрудая птичка с чёрной дорожкой, разделяющей грудку на равные части. Уже с первыми осенними заморозками эти бойкие крикливые птички прилетают из окрестных лесов в города и деревни. Они вертятся по заборам, кричат в тополях. Синички любопытны, как дети. Ничто не ускользает от их цепкого взгляда. Голос синиц – звонкое «пинь-пинь-пинь». Чем ближе зима и холоднее становится погода, тем больше синиц является в город, в посёлок, в деревню.

 

-- Назовите сложные слова, встретившиеся в тексте.

-Слова у которых 2 корня.

-Нет не получилось.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

6. Построение проекта выхода из затруднения

 

Наблюдение на материале учебника упражнение 213 с. 119

Списать слова, выделить корень и понаблюдать как соединяются 2 корня? (Ученики у доски).

-Как соединить 2 корня в сложных словах?

-Как можно назвать гласные О и Е в сложных словах?

Пыл..сос, мант..варка, сам..лет, вод..провод, земл..делец, лес…степь, птиц..ферма, овощ…хранилище. 4 ученика, которые хотят попробовать показать свои знания по изученной теме.

На двух сторонах доски даны корни, соедините их в сложные слова

Эти же слова даны группам.

Прочитайте по карточкам слова, вставьте, где нужно о или е.

- Вывод:

После твердых согласных -------О

После мягких--------Е

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обосновании.

7.Работа с определением, алгоритмом

Даны слова:

Снег..ход,мыш..ловка, огн..тушитель, рыб…лов, тепл..ход, сам…свал.

-Составьте алгоритм разбора по составу сложных слов.

-Соединяют 2 корня

-После ж и ш   пишется Е

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

 

8. Первичное закрепление

Упражнение 126.

Выполняя упражнение ребята закрепляют первичный материал.

 

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание;

9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону в группе.

- Мы поработаем по структуре «Сингл – раунд – робин». На эту работу вам дается 1 мин. Потом 4 ученика в одной команде по очереди отвечают по одному разу.

 

Учащиеся   работают в группе,   применяют правила письма о или е в сложных словах.

Регулятивные: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в группе, поиск информации.

10.Игра «Чей ряд быстрее?»

 

-Сейчас мы поиграем по структуре «Сималтиниус раунд тэйбл». Дается по 1 листу бумаги каждой группе, ученики каждой группы записывают слова на определенную орфограмму, а орфограммы вытягивают по жребию (непроизносимые согласные, удвоенные согласные, парные согласные на конце слова). Дается по 30 сек времени каждому. Каждый ученик пишет 1 слово, по команде учителя передают лист по кругу другому ученику. Проверку начнем с группы №…

Работа по структуре «Сималтиниус раунд тэйбл».

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

11. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организация рефлексии

-Какое правило мы с вами вывели?

-Домашнее задание: с.97, упр.1.

Самооценка результатов деятельности (смотри слайд).

Красный - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.

Зеленый - Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи.

Желтый   - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.

–Сложные слова соединяются при помощи гласных о и е.

Самооценка при помощи кружков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Регулятивные: контроль, оценка.

   1.   Карточки для работы в группах

№ 1 выделить корень, найти лишнее слово

ДРУЖОК     ПОДРУЖИЛСЯ                   ПОДРУЖКА

ДРУЖИЩЕ         ДРУЖНЫЙ       ПОДРУЖЕНЬКА   дружелюбный

№ 2 выделить в словах суффикс, найти лишнее слово

ЗУБНОЙ   ЗУБ         ЗУБАСТЫЙ       ЗУБОК

БЕЛОЗУБЫЙ         ЗУБИК

№3   выделить в словах окончание, найти лишнее слово

РОЗА     РОЗОВЫЙ       РОЗОЧКА

РОЗОВОЩЕКАЯ           РОЗОВЕЕТ

2. Карточка для работы в группах

Прочитайте слова, вставьте, где нужно соединительный гласный о или е. Выделите корни.

Снег..ход,мыш..ловка, огн..тушитель, рыб…лов, тепл..ход, сам…свал.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР