Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869424
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления объединения «Истоки» (2 класс).
Содержание - Начальные классы, ГПД

Салиндер Анини Вадимовна, учитель начальных классов, МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда». 
Цели: – приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни; Задачи: * развивать в детях личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре; * посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир; * развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их; * формировать мотивацию к саморазвитию.


Дата публикации: 11.08.2018


Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления объединения «Истоки».

 

Аннотация

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления объединения «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель:

– приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

Задачи:

развивать в детях личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир;

развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их;

формировать мотивацию к саморазвитию.

Сроки реализации программы.

Рабочая программа объединения «Истоки» по учебному плану внеурочной деятельности МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» рассчитана на 1 год обучения - 34 часа для обучающихся 2б класса - 1 час в неделю. Наполняемость группы – 10-15 человек.

Результаты реализации программы внеурочной деятельности «Истоки»:

В ходе реализации программы обучающиеся:

        примут участие в конкурсах по краеведению.

        создадут: мини проект – «Мой край».

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления объединения «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа соответствует требованию ФГОС НОО, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

Методологическую основу данной программы составляет социокультурный системный подход в образовании, который позволяет:

    Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

    Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;

    Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

    Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Цели:

– приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

Задачи:

развивать в детях личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;

посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир;

развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их;

формировать мотивацию к саморазвитию.

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности:

    труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

    наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

    природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

    человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Содержание рабочей программы внеурочной деятельности соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе-интернате.

Формы организации образовательного процесса:

Занятия проводятся в активной форме: индивидуальная, групповая (работа в парах и четверках), коллективная (ресурсный круг).

В каждом занятии выделяются пять аспектов:

     Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

     Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

     Управленческий – развитие управленческих способностей;

     Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

     Социокультурный - осознание смысла служения Отечеству.

Режим занятий:

Занятия внеурочной деятельности проходят в кабинете 140, продолжительность занятий 40 минут.

Методы:

         Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

         поисковый метод;

         проектный метод;

         игровой метод;

         метод проблемного обучения;

Используемые технологии:

         технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П. Щедровицкий);

         технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

Сроки реализации программы.

Рабочая программа объединения «Истоки» по учебному плану внеурочной деятельности МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» рассчитана на 1 год обучения - 34 часа для обучающихся 2б класса - 1 час в неделю. Наполняемость группы – 10-15 человек.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни): приобретают   знания об основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения, об экологических проблемах человечества, ответственном отношении к судьбе своей малой родины, страны и планеты, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающегося к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развивают ценностное отношение к Земле, природе, науке и исследовательской деятельности, миру, человеку.

Результаты третьего уровня (приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия): обучающиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт организации совместной деятельности с другими детьми.

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

 

п/п

Тема

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Кол-во часов

Теория

Прак-тика

1

Родной очаг. Имя.

Введение.

Слушают рассказ учителя. Играют в игру «Как тебя зовут».

1

1

2

Семья.

Слушают сообщение учителя. Рисуют. Выставка рисунков.

1

1

3

Род

Слушают рассказ учителя. Беседуют. Просмотр презентации.

1

 

4

Дом.

Слушают рассказ учителя. Рисуют «Дом». Выставка рисунков.

1

1

5

Деревня.

Слушают сообщение учителя. Лепят домашних животных. Игра «Угадай животного»

1

 

6

Город.

Слушают рассказ учителя.

Рисуют улицу города своей мечты. Игра «Светофор»

1

 

7

Родные просторы. Нива и поле.

Слушают сообщение учителя. Диалог с учителем

1

 

8

Лес

Слушают рассказ учителя. Беседа. Отвечают на уроки учителя.

1

 

9

Река

Отгадывают загадки. Рисуют реки.

Выставка рисунков.

1

 

10

Море-океан

Беседа. Загадки. Игра «Море волнуется раз»

1

 

11

Путь-дорога

Слушают рассказ учителя. Проект дороги.

1

 

12

Труд земной. Сев и жатва.

Слушают рассказ учителя. Выразительное чтение стихотворения.

1

 

13

Братья меньшие.

Слушают рассказ учителя. Лепят из пластилина животных. Выставка.

1

1

14

Ткачихи - рукодельницы

Слушают рассказ учителя. Диалог. Выставка тканей.

1

 

15

Мастера плотники.

Беседа по теме. Создают здания из бумаги. Выставка работ.

1

 

16

Кузнецы – умельцы.

Сообщение «пословицы и поговорки».

1

 

17

Ярмарка.

Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы учителя.

1

 

18

Труд души. Слово.

Слушают рассказ учителя. Диалог учитель-ученик. Диалог ученик-ученик.

1

 

19

Сказка.

Слушают рассказ учителя. Беседуют. Просмотр мультфильма «Морозко».

1

 

20

Песня.

Слушают рассказ учителя. Слушают музыку, поют песни.

1

1

21

Праздник

Слушают рассказ учителя. Подготовка к празднику. Театрализация.

1

1

22

Книга

Слушают рассказ учителя. Выставка любимых книг.

1

 

23

Икона

Слушают сообщение. Беседа на тему «Священные места в доме» .

1

 

24

Храм

Слушают рассказ учителя. Презентация «Храмы России».

1

 

 

                
























































Содержание учебного курса

Родной очаг (2 часа)

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родите-лей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

 

Родные просторы (3 часа)

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

 

 

Труд земной (4часа)

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

 

Труд души (5 часов)

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года.

КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

 

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.

Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.

 

Результаты освоения программы внеурочной деятельности:

В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:

Личностные результаты:

У учащихся будут сформированы:

          положительная мотивация и познавательный интерес к курсу;

          осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционным народным промыслам России;

          эмоционально-ценностное отношение к предметам действительности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

                  чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- понимать цель выполняемых действий,

- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям

- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;

- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие управленческих способностей;

- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;

- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;

- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.

Предметные результаты:

Знать:

  • значение своего имени;
  • составляющие основу семьи (любовь, забота, согласие, почитание родителей;
  • семейные традиции и реликвии;
  • уклад и традиции городской и деревенской жизни русского народа.
  • традиции изученных православных праздников;
  • виды детского фольклора;
  • роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа;
  • виды декоративно-прикладного искусства;
  • известные центры художественных ремёсел России.

Уметь:

  • дорожить доброй молвой о семье;
  • раскрывать связи между прошлым и настоящим на основе знаний о родословной семьи;
  • находить отличительные черты между городской жизнью и деревенской;
  • использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни;
  • ыражать своё отношение к окружающему миру через рисунок, песню, танец;
  • играть на шумовых русских музыкальных инструментах (ложки, бубен, трещотка).

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностные

Выпускник научится

  • осознавать себя гражданином России
  • объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,
  • народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой;
  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину,
  • уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран,
  • осуществлять добрые дела

Выпускник получит возможность научиться

  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения,
  • оценивать поступки,
  • объяснять самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Выпускник научится

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • определять план выполнения заданий на уроках,
  • соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Выпускник получит возможность научиться

  • оценивать задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные

Выпускник научится

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
  • определять круг своего незнания.
  • отвечать на простые и сложные вопросы учителя,
  • самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Выпускник получит возможность научиться

  • сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
  • определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
  • находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях .
  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

Коммуникативные

Выпускник научится

  • участвовать в диалоге;
  • слушать и понимать других,
  • высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Выпускник получит возможность научиться

  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Предметные

Выпускник научится

осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса;

формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;

выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;

преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения; анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

  • принимать совместное решение;
  • анализировать свою работу, работу пары, группы.

Выпускник получит возможность научиться

  • ценить духовно-нравственные категории, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
  • приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.

Результаты реализации программы внеурочной деятельности «Истоки»:

В ходе реализации программы обучающиеся:

- примут участие в конкурсах по краеведению.

- создадут: мини проект – «Мой край».

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:

- тематически

- итоговый

 

 

Информационно-методическое обеспечение реализации программы

Литература для педагога:

1.Кузьмин И.А. Истоковедение. Т.1, Т. 6, М: П 2010

Литература для обучающихся :

1.Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса, М: П 2011

2.Бандяк О.А. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса в 1-2 ч., М: П 2012

 

Материально-техническое обеспечение курса:

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная доска.

 

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР