Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления объединения «Истоки» (2 класс). |
Содержание - Начальные классы, ГПД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Салиндер Анини Вадимовна, учитель начальных классов, МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда». Дата публикации: 11.08.2018 Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления объединения «Истоки».
Аннотация Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления объединения «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Цель: – приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни; Задачи: ─ развивать в детях личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре; ─ посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир; ─ развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их; ─ формировать мотивацию к саморазвитию. Сроки реализации программы. Рабочая программа объединения «Истоки» по учебному плану внеурочной деятельности МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» рассчитана на 1 год обучения - 34 часа для обучающихся 2б класса - 1 час в неделю. Наполняемость группы – 10-15 человек. Результаты реализации программы внеурочной деятельности «Истоки»: В ходе реализации программы обучающиеся: ─ примут участие в конкурсах по краеведению. ─ создадут: мини проект – «Мой край». Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления объединения «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа соответствует требованию ФГОС НОО, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. Методологическую основу данной программы составляет социокультурный системный подход в образовании, который позволяет: ─ Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы; ─ Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней; ─ Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи; ─ Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека. Цели: – приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни; Задачи: ─ развивать в детях личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре; ─ посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир; ─ развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их; ─ формировать мотивацию к саморазвитию. Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности: ─ труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; ─ наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; ─ природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; ─ человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Содержание рабочей программы внеурочной деятельности соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе-интернате. Формы организации образовательного процесса: Занятия проводятся в активной форме: индивидуальная, групповая (работа в парах и четверках), коллективная (ресурсный круг). В каждом занятии выделяются пять аспектов: ─ Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»; ─ Коммуникативный – развитие способности эффективного общения; ─ Управленческий – развитие управленческих способностей; ─ Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов; ─ Социокультурный - осознание смысла служения Отечеству. Режим занятий: Занятия внеурочной деятельности проходят в кабинете 140, продолжительность занятий 40 минут. Методы: ─ Объяснительно-иллюстративный метод обучения; ─ поисковый метод; ─ проектный метод; ─ игровой метод; ─ метод проблемного обучения; Используемые технологии: ─ технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П. Щедровицкий); ─ технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов). Сроки реализации программы. Рабочая программа объединения «Истоки» по учебному плану внеурочной деятельности МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» рассчитана на 1 год обучения - 34 часа для обучающихся 2б класса - 1 час в неделю. Наполняемость группы – 10-15 человек. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни): приобретают знания об основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения, об экологических проблемах человечества, ответственном отношении к судьбе своей малой родины, страны и планеты, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающегося к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развивают ценностное отношение к Земле, природе, науке и исследовательской деятельности, миру, человеку. Результаты третьего уровня (приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия): обучающиеся смогут приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт организации совместной деятельности с другими детьми.
Учебно-тематическое планирование
Содержание учебного курса Родной очаг (2 часа) ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем? СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родите-лей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье? РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода. ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни. ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне? ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (3 часа) НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля. ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни. РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая. МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы. ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (4часа) СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни. БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными? ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают? МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе. КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает? ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (5 часов) СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии. СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость. ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная. ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года. КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги? ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека? ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности: В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через: Личностные результаты: У учащихся будут сформированы: ─ положительная мотивация и познавательный интерес к курсу; ─ осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционным народным промыслам России; ─ эмоционально-ценностное отношение к предметам действительности. Учащиеся получат возможность для формирования: ─ чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла Метапредметные результаты: Регулятивные Учащиеся научатся: - понимать цель выполняемых действий, - анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям - овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий; - приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации; - развитие коммуникативных умений; - развитие управленческих способностей; - наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося; - развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению; - создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения. Предметные результаты: Знать:
Уметь:
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Личностные Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
Познавательные Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
Коммуникативные Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
Предметные Выпускник научится осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса; формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям; выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации; преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения; анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
Выпускник получит возможность научиться
Результаты реализации программы внеурочной деятельности «Истоки»: В ходе реализации программы обучающиеся: - примут участие в конкурсах по краеведению. - создадут: мини проект – «Мой край». Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей: - тематически - итоговый
Информационно-методическое обеспечение реализации программы Литература для педагога: 1.Кузьмин И.А. Истоковедение. Т.1, Т. 6, М: П 2010 Литература для обучающихся : 1.Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса, М: П 2011 2.Бандяк О.А. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса в 1-2 ч., М: П 2012
Материально-техническое обеспечение курса:
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».