Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7875027
Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Содержание - Начальные классы, ГПД

Заболотная Наталья Витальевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29 г. Йошкар-Олы», Республика Марий Эл. 
Статья адресована учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.


Дата публикации: 05.09.2018


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Дидактические игры для уроков в начальной школе... 

alt 

Дети начальных классов очень любят познавать все вокруг, переделывать и повторять одно и то же много раз, и при этом, не задумываясь, зачем это нужно. Поэтому дидактические игры для начальной школы обязательно должны присутствовать в арсенале каждого преподавателя, в противном случае ребятам будет непросто запомнить учебный материал. Ниже даны примеры дидактических игр на уроках в начальной школе и описано, для какого материала их следует применять.

Нормальный и правильно развитый первоклассник не может сидеть в одном положении на протяжении трех-четырех часов, при этом все внимательно слушая, записывая и запоминая. Он любознателен и любопытен, ему все интересно делать самому, а не смотреть на то, как делают то или иное другие.

       Если же работа похожа на игру, то читать, писать и решать задачки будет во многом веселее. Поэтому каждый учитель начальной школы должен давать детям дидактические игры в начальной школе для того, чтобы изучаемый материал запомнился ученикам.

Великий В.А. Сухомлинский говорил о том, что все должны присмотреться к тому, какое значимое место занимает игра в жизни ребенка. Ведь именно через нее он раскрывается как личность, познает мир и обнаруживает свои творческие способности.

Игра для школьников начальных классов – это огромное окно, через которое вливаются в душу ребенка понятия и представления об окружающем мире. Поэтому важно каждую игру продумывать осмысленно и использовать их только последовательно, а не вразброс. Кроме того, при выборе игры нужно учитывать такие моменты:

— игра должна нести воспитательный и развивающий характер;

— развивать определенные психические качества у ребенка;

— преодолевать проблемы и невзгоды на начальном этапе учения школьника.

Учителя начальной школы, как показывает практика, запоминаются ребенку на всю жизнь, поэтому они должны ходить на работу не просто для того, чтобы получить зарплату и отчитать определенный материал. Они должны вложить душу в школьный материал и донести его с учетом индивидуальных особенностей детей. Если педагог чуткий и проницательный, то он всегда найдет и правильный подход к детям, и правильный путь к решению тех или иных задач.

Стоит отметить, что работа учителя младших классов является самой тяжелой, так как нужно не только хорошо знать свой предмет, но и грамотно донести его до учеников, при этом держа класс под строгим контролем. Если же контакт с детками не установлен и ребята плохо понимают, о чем идет речь на уроке, усилия педагога попросту напрасны. Игра являет собой доступную форму деятельности, во время которой он набирается новых знаний, действий и жизненного опыта. Во время игры детки общаются со сверстниками, применяют знания на практике, а также активно развиваются и учатся правильно мыслить. Конечно, игра в той форме, в которой она пришла к ребенку, когда он был маленьким, теряет свой развивающий характер. Ее значение заменяется трудовой деятельностью, игра обретает цель и необычайный интерес со стороны школьников. Игры, происходящие в процессе обучения, заставляют думать, развивать, раскрывать дух соревнования и первенства.

Но это совершенно не означает, что в школе все занятия должны превратиться в игру. Это только один из методов, который прекрасно сочетается с другими, не менее важными методами: беседой, наблюдением, чтением и другими. Ребенок в игре играет не для других, а для себя, он не учит роль, а создает ее поэтапно самостоятельно. Когда он входит в образ, не будучи актером, у него сразу начинает работать мышление и  переживания становятся искренними.

alt

Отмечено, что правильно подобранные дидактические игры или игровые приемы помогают пробудить интерес к изучаемому предмету. К примеру, практически все дети любят разгадывать ребусы и кроссворды.  Почему бы не использовать этот метод на уроке? Можно смело на одном из занятий предложить разобраться, какие слова зашифрованы в ребусах. При помощи кроссворда можно предложить деткам узнать, какой будет тема текущего урока.

Прекрасно развивает мышление и воображение детей начальной школы такой метод: им нужно написать текст, заранее восстановив смысл каждого из слов в предложениях: Валып сгне. В слеу шитина.

Блеки стидя в пдлуе и чатот орхие.

Злеы лвоик беютга оп лусе.

Когда школьники изучают математику, следует активно развивать у них умение анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать и наблюдать то, что они видят во время выполнения заданий. Например, цель игра «Логическое домино» в том, чтобы закрепить умения детей знать свойства предметов, развивая при этом логическое мышление.

Для того чтобы провести игру, нужно взять фигуры разных оттенков и размеров. Далее, первый ученик должен положить фигуру на стол. Второй, приложить к этой фигуре другую так, чтобы она отличалась от положенной либо размером, либо цветом или же формой. Проиграет тот ученик, который останется без фигуры. Дидактические игры на уроках в начальной школе должны обязательно развивать воображение, внимание или другое качество, о чем было указано выше.

К примеру, ниже представлены задания на уроке математики, которые развивают внимание школьников:

— Вася и Ваня имеют такие фамилии: Петин и Чернышов. Какую фамилию имеет каждый мальчик, если Ваня на год старше Васи?

— В парке росли две березы. На каждой из берез было по две ветки, а на каждой ветке по два яблока. Сколько всего было яблок?

— На груше было 5 груш, а на вербе на три меньше. Сколько всего груш? Всем известные головоломки «Магический квадрат» тоже можно также использовать на уроках математики.

— У бабушки Нины была внучка Даша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько всего было внуков у бабушки? (Одна внучка Даша).

alt 

Как показывает практика, дети начальных классов очень любят справляться со следующими заданиями: -Заменить одним словом словосочетания: · Ребенок, который любит сладкое;

 alt

· Фильм, который очень смешной; · Время, продолжительностью в 60 минут; ·Служащий в военной форме, который стоит на посту.   —  Закончить предложения: · У Пети и Васи есть……. В один прекрасный день они пошли…… И тут из кустов……….. После этого друзья долго вспоминали, как…

Рекомендации учителю при подготовке дидактической игры :

— Перед тем, как провести дидактическую игру, учитель должен тщательно и доступно рассказать детям ее сюжет, распределить каждому участнику роли, а также изложить ее цель. Если нужно заранее следует подготовить необходимое оборудование и сделать заметки на доске.

— Очень важно, если возле доски задействованы несколько учащихся, остальные не должны заниматься своими делами и нарушать дисциплину. Они должны играть роль судей, консультантов или же контролеров.

— Игра может проводиться на любом из этапов урока, кроме того, на уроке каждого типа.

— В игру рекомендуется включать вспомогательные материалы. Ими могут быть сигнальные карточки красных и зеленых цветов, разрезные цифры и фигуры, и так далее.

— Дети очень любят, когда игра несет соревновательный характер, в результате дети становятся более активными и сплоченными. Доказано, что дети имеют такую фантазию, которая позволяет им раскрываться там, куда ведет собой игра.

— Школьники начальной школы очень любят, когда целые уроки проходят в форме игры. К примеру, это может быть Урок-Сказка, Урок-путешествие, Урок–Квн, Урок-кроссворд и так далее. Кроме того, деткам очень нравиться выступать перед сверстниками в роли сказочных героев, фей, фокусников, почтальонов, экскурсоводов и так далее. Стоит отметить, что к такому уроку следует готовиться заранее и чтобы заинтересовать детей, можно за несколько дней дать детям занимательную задачу или же математический фокус. Огромным творческим потенциалом обладают деловые игры, где все проходит в реальной обстановке и берется из практичной жизни. Они развивают практические и деловые качества детей. Особенно эффективны дидактические игры в тех классах, где много учеников с неустойчивым вниманием, плохим мышлением и слабым интересом к тому или иному предмету. По словам учителей, наиболее тяжело ученикам младших классов дается математика, поэтому для того чтобы она не была такой сухой и скучной, нужно постоянно создавать игровые ситуации, чтобы ребята активизировали свое мышление, развивали внимание, воображение и помогали друг другу в сложных ситуациях. На уроках чтения и русского языка следует задавать больше таких заданий, где бы ребята больше размышляли и высказывали свое мнение. Так они не будут бояться доски и аудитории.

Как видно, дидактические игры для начальной школы несут очень весомую воспитательную роль. На таких уроках школьники никогда не скучают. Все дети заинтересованные и занятые, поэтому игры и игровые моменты учитель должен использовать как можно чаще.... 

alt

 

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР