Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429835
«Современные педагогические технологии развития речи обучающихся начальных классов». Конспект выступления на городской панораме педагогических технологий (+ презентация)
Содержание - Начальные классы, ГПД

Румянцева Наталья Борисовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №48 г. Тверь. 
Работа предназначена для учителей начальных классов в целях популяризации инновационных педагогических технологий на основе нового профессионального мышления с учетом реализации ФГОС, поддержки и распространения педагогического инновационного опыта.


Дата публикации: 10.09.2018


 

alt

 

Слайд 1.

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке. Для ребенка достаточный уровень речевого развития – залог успешного обучения. Поэтому содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников.

Что же мы видим сегодня?

Речь современной молодежи вызывает беспокойство учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения.

В самом деле, есть о чем беспокоиться. Использование жаргона современных подростков, такие слова, как «зашибись, улёт, отпад, супер, круто, классно, клёво» вытесняют литературные выражения. Молодежный язык, его грубая агрессивность, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия.

Вызывает тревогу и состояние словарного запаса современного школьника.

Жизнь перед монитором или экраном телевизора, порой полный отказ от чтения книг, замена реального общения контактами через интернет, а также использование сотовой связи, уже дало свои результаты: современные дети не понимают значения таких слов, которые не вызвали бы недоумения у людей старшего поколения.

Речь современного школьника становится не только суперлаконичной, заменяется частично знаками (смайликами, аббревиатурами), но и становится абсолютно неграмотной.

Можно говорить и об обеднении речи: дети затрудняются в подборе синонимов и антонимов, часто на уроках можно услышать лишь такие «ёмкие» характеристики, как «хорошо» и «плохо».

В общем, проблемы можно перечислять долго… Поэтому развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач современной школы и начальной в особенности, так как именно здесь начинается формирование правильной и богатой речи ребенка.

Слайд 3.

Анализ ситуации говорит о том, что речь современной молодёжи вызывает тревогу по следующим причинам:

- жаргонизация

- негативная эмоциональная окраска

- бедный словарь

- «суперлаконизм»

- слова – «паразиты»

Такого ли выпускника мы хотим получить?

Слайд 4.

Итак, возникает проблема:

с одной стороны современная жизнь требует от человека новых качеств, среди которых немаловажна речевая культура,

с другой стороны речь современных школьников находится часто на плачевно низком уровне развития.

Следовательно, эту ситуацию надо менять.

Слайд 5.

В развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.

Слайд 6.

Планируемые результаты обучения, применимые к уровню развития речи в соответствии с ФГОС НОО таковы:

Выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

 

Слайд 7.

В новых условиях, для реализации требований ФГОС нового поколения, поставленная задача требует перехода к новой парадигме обучения, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Слайд 8.

В современной педагогике используются различные технологии, позволяющие развивать речь учащихся на уроках.

Среди них следует выделить

- технологию развития критического мышления

- технологию продуктивного чтения

- проблемно – диалогическую технологию

- информационно – коммуникационную технологию

- проектную технологию

- технологию проблемного обучения

- игровые технологии

- технологию мастерских

- групповые технологии

- традиционные технологии (классно – урочную систему)

Конечно, в рамках одного выступления невозможно рассказать обо всех технологиях, поэтому мы остановимся только на некоторых из них.

Слайд 9.

I.Одной из наиболее продуктивных технологий является технология развития критического мышления.   Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Главными задачами второго этапа «осмысление»  является активное получение информации, соотнесение нового и уже известного. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.

3 этап - «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

На этапе рефлексия учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа.

Приёмы, используемые на I этапе на уроках чтения:

А). Таблица «Знаю – хочу знать - узнал».

Перед учащимися ставятся вопросы:

- Что вы знаете об этом писателе?

- Какие знаете его произведения?

- Особенности произведений этого писателя

- Что узнали нового?

- Что вы считаете нужным узнать?

Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.

Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Знаю

Хочу знать

Узнал

     

 

Б).Прием прогнозирование по иллюстрации

Рассматривание иллюстраций с высказыванием своих предположений. Наводящие вопросы учителя:

1.Посмотрите на иллюстрацию и определите тему.

2.Что может произойти?

3.Опишите героя, определите черты его характера.

В). Приём «ассоциация»

Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.

- Почему именно так называется?

- Что может произойти в пьесе с таким названием?

- Прошу сформулировать свои догадки.

Г). Дерево предсказаний

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Приёмы, используемые на II этапе на уроках чтения:

А). Прием «Чтение – суммирование в парах»

Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по общей  теме (или один и тот же текст фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали

Б). «Чтение с пометами»

Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.

Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + - это новое для меня; ! - этим я удивлен; * - это было интересно. Этот приём используется  при работе  с текстами про животных и с научно-познавательными текстами.

В). «Работа с вопросником».

Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Г). «Уголки»

При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Д). «Взаимоопрос».

Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Приёмы, используемые на III этапе на уроках чтения:

А). «Написание творческих работ»

Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  Все с удовольствием делают эту работу.

Б). «Создание викторины»

Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

В). «Синквейн»

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________

Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Г). «Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Д). «Кластер»

Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.

Например, центр – название текста,

Смысловые единицы -  деление текста  на части,

                                     - озаглавливание частей,

                                    - нахождение ключевых слов или фраз.

Слайд 10.

Одним из приемов технологии развития критического мышления является приём «Чтение с остановками».

Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. Размер текста не должен превышать пяти-семи страниц

Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Данный прием содержит все стадии технологии критического мышления

Схема реализации:

1) Рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этой книгой.

Здесь необходимо быть максимально искренними. Вступление должно быть не слишком

длинным – не более трех-четырех минут. Если учитель не готов к выражению своих чувств, то лучше ограничатся краткой информацией о личности автора.

2) Обсуждение названия произведения.

Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?

3) Чтение текста до запланированных учителем остановок.

Во время этих остановок учитель задаёт  вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению

(- « Что заставило героя поступить именно так?»,

- «Как дальше будут разворачиваться события?»,

- «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д.

Последним должен быть задан вопрос

- «Что будет дальше и почему?»)

При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на сложные - красным.

После первой или второй остановки можно использовать прием

«Дерево предсказаний».  На «стрелочках» – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

4) После окончания работы с текстом учитель предлагает учащимся на выбор две-четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту.

Также можно использовать такие приемы как  составление кластера, синквейн, творческие задания.

Применение  учителем данных приемов на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Слайд 11.

Вывод: применение данной технологии позволяет продуктивно формировать у младшего школьника такие УУД как умение аргументировать свое мнение; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, способствует развитию речи учащихся.    

Слайд 12.

II.Технология продуктивного чтения

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1.Первичное чтение текста.

Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3.Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

4.Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Слайд 13.

Вывод: данная технология способствует развитию читательских компетенций, помогает формировать коммуникативные УУД и активно способствует развитию устной речи.

Слайд 14

III.Проблемно-диалогическая технология

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  • Постановка проблемы это этап формулирования темы урока или вопроса для    исследования.
  • Поиск решения

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

  • Побуждающий диалог
  • Подводящий диалог

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Слайд 15.

ВЫВОД:

данная технология активно способствует формированию навыков общения, аргументированию своей позиции, как следствие, способствует обогащению словарного запаса и формированию коммуникативных УУД.

Слайд 16.

IV.Групповые технологии играют положительную роль на всех этапах обучения. Она может использоваться на любых учебных предметах. Основным принципом формирования групп для совместной работы являются личные симпатии учащихся, умение общаться, уровень интеллектуального развития учащихся. Перед началом работы желательно обговорить с детьми правила работы: называть друг друга только по имени, и в разговоре использовать только вежливые слова.

Создаваемая группа – единое целое и каждый ребёнок задействован в работе.

Примерное распределение ролей:

- Командир – организовывает работу, направляет её в нужное русло;

- Генератор идей – подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала;

- Фиксатор – тот кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа;

- Критик – выявляет недостатки в работе;

- Аналитик – делает выводы, обобщает сказанное.

Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

Слайд 17.

Данная технология учит детей общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать своё мнение, определяет уровень работоспособности.

Слайд 18.

V.Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Слайд 19.

Классификация педагогических игр.

1.По области применения (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические).

2.По (характеристике) характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, творческие, развивающие).

3.По игровой технологии (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация).

4.По предметной области (математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, трыдовые, спортивные, экономические).

5.По игровой среде (без предмета, с предметами, настольные, комнатные, уличные, компьютерные, телевизионные, циклические со средствами передвижения)

Слайд 20.

Задачи игровых технологий:

- Осуществляют более свободный, психологически раскрепощенный контроль знаний;

- Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы;

- Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифферецированным.

Слайд 21.

Вывод:

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

- Стимулируется познавательная деятельность;

- Активизируется мыслительная деятельность;

- Самопроизвольно запоминаются сведения;

- Формируется ассоциативное запоминание;

- Усиливается мотивация к изучению предмета.

Обучение в игре способствует развитию речи обучающихся и позволяет научить распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять.

Слайд 22.

Заключение

Использование данных технологий на уроках в начальной школе позволит добиться следующих результатов:

- повысить уровень интеллектуальных способностей учащихся и речевого развития;

- повысить уровень сформированности знаний, умений и навыков, успеваемости;

- сформировать умение работать с информацией (систематизировать материал, проводить

сравнение, сопоставление, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи);

- сформировать отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

- повысить познавательное отношение к прочитанному;

- сформировать положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового

характера;- сформировать развитие умения высказывать свою точку зрения.  

 

Слайд 23.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

 

Используемая литература:

1. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009.

2. Официальный сайт ОС «Школа 2100

3. Т.Н. Соколова. Школа развития речи. Курс "Речь". Рабочие тетради для детей 6-7 лет. В 2-х частях (комплект). ФГОС, 2012

4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР