Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7382131
Методическая разработка на тему: Технология выполнения аппликации из соломки «Бабочка»
Содержание - Начальные классы, ГПД

Соловьёва Светлана Дмитриевна, педагог дополнительного образования МБУДО "Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города Белово" город Белово, Кемеровская область. 
Цель: Учить выполнять аппликации из соломки. Задачи: Обучающая: - научить наклеивать соломенные ленты на детали, используя «Закон симметрии»; - учить выполнению этапов работы по карте-схеме; развивающая: - развивать навыки работы с соломкой; воспитывающая: - воспитывать интерес к работе с соломкой, как виду творчества; - воспитывать аккуратность в работе над аппликацией.


Дата публикации: 17.09.2018


Технология выполнения аппликации из соломки

«Бабочка»

 

Цель: Учить выполнять аппликации из соломки.

 

Задачи:

Обучающая:       - научить наклеивать соломенные ленты на детали,

                                        используя «Закон симметрии»;

                             - учить выполнению этапов работы по карте-схеме;

       Развивающая:       - развивать навыки работы с соломкой;

       Воспитывающая: - воспитывать интерес к работе с соломкой,

                                       как виду творчества;

                                     - воспитывать аккуратность в работе над

                                       аппликацией.                  

Участники занятия: ведущий /педагог/, учащиеся курса внеурочной деятельности «Природа и фантазия» в возрасте 10 лет.

Материалы и инструменты: лист белой бумаги, лист картона

/зелёного цвета, формат А-4/2/, калька, с размеченными крыльями бабочек /формат А-4/2/, простой карандаш, ластик, ножницы, клей «ПВА», кисть для клея, каретка для клея, салфетка, пресс (любые тяжелые предметы), соломенные ленты.

Тип занятия: комбинированное

Форма проведения: комплексная

Продолжительность: 45 минут

План занятия:

1.Орг.момент;

2.Актуализация знаний;

3.Объяснение темы занятия;

4.Инструктаж по технике безопасности;

5.Практическая работа;

6.Контроль и оценка знаний;

7.Подведение итогов

1. Орг.момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии нам предстоит выполнить  аппликацию из соломки.

2. Этап актуализации знаний

- Что такое соломка?

учащиеся отвечают на вопрос

- Верно, соломка – это стебель злакового растения: пшеницы, овса, ржи.

- Какие аппликации вы выполняли из соломки?

учащиеся отвечают на вопрос

- Давайте рассмотрим аппликации из соломки на нашей выставке.

Демонстрируются аппликации на стационарной выставке в кабинете

- Ребята, чем нас привлекают работы из природного материала - соломки?

учащиеся отвечают на вопрос

- Верно, ребята, соломка как-будто сияет золотом. Вы помните, что поверхность соломки имеет глянцевую поверхность, а свет, падающий на неё, отражает этот блеск и нам кажется, что соломка как будто сияет изнутри. В этом и состоит замечательное декоративное свойство этого природного материала, это свойство соломки и делает её таким привлекательным материалом для работы. А работы получаются замечательные!

Яркость соломенных лент с годами не утрачиваетя, поэтому работы, выполненные из этого замечательного природного материала, будут радовать вас долгие годы. В этом состоит ещё одно прекрасное декоративное свойство соломки.

3. Объяснение темы занятия

- Отгадав загадку, вы поймёте, какую аппликацию мы будем выполнять на сегодняшнем занятии.

Загадка:

- Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

………  кружит и вьётся.

учащиеся отгадывают загадку

- Правильно, это бабочка!

Педагог демострирует аппликацию из соломки «Бабочка».

 

- И перед началом работы нам, конечно, следует повторить правила техники безопасности.

4.Инструктаж по технике безопасности

Игра «Вопрос-Ответ»

Мешочек с вопросами по технике безопасности передаётся от парты к парте. Ребята, сидящие за партой /в паре/ должны, посоветовавшись дать ответ на вопрос.

Вопросы:

- Правила техники безопасности с каким инструментом мы должны соблюдать во время занятия?

- Как нужно работать с ножницами?

- А как нужно работать с клеем?

Играя,учащиеся отвечают на вопросы

5. Практическая работа

Проверка наличия инструментов и материалов

- Прежде чем приступить к работе, проверим, все ли принадлежности у вас имеются для выполнения аппликации.

- Лист белой бумаги, лист картона /зелёного цвета, формат А-4/, калька, с размеченными крыльями бабочек /формат А-4/2/, простой карандаш, ластик, ножницы, клей «ПВА», кисть для клея, каретка для клея, салфетка, пресс (любые тяжелые предметы), флористический материал.

 

- А теперь, ребята, давайте внимательно рассмотрим аппликацию, которую нам предстоит выполнить.

Педагог демонстрирует аппликацию из соломки «Бабочка»

- Ребята, из каких деталей состоит бабочка?

учащиеся отвечают на вопрос

- Верно, это 2 верхних крыла, 2 нижних крыла, туловище.

Выполняя детали крыльев бабочки, нужно обратить особое внимание на наклеивание соломенных лент.

- Ребята, что мы учитываем, когда приклеиваем соломенную ленту на деталь?

учащиеся отвечают на вопрос

- Мы учитываем «Направление».

- Крылья бабочки природа «сконструировала» по закону симметрии. То есть правое крыло – это зеркальное отражение левого крыла. А это значит, что и нам, в работе над деталями крыльев, необходимо соблюсти «Закон симметрии».

Симметрия – это расположение, при котором одна половина предмета отражена на другой половине, относительно воображаемой центральной линии, как в зеркале.

- Перед вами лежит калька. На ней размечены детали крыльев бабочки.

Обратите внимание на верхние крылья. Рассмотрите направления, указанные в них.

- Ребята, скажите направление левого верхнего крыла бабочки – это зеркальное отражение направления правого верхнего крыла?

учащиеся отвечают на вопрос

- Да, направления, указанные в левом верхнем крыле зеркально отражены в правом верхнем крыле. И, на этом примере, мы прослеживаем действие «Закона симметрии». То же мы можем сказать о нижних крыльях бабочки.

Закон симметрии работает здесь также.

5.Практическая работа

- Для начала нам необходимо подготовить детали аппликации.

Подготовительный этап – выполнение деталей аппликации.

Для будущей аппликации нам следует подготовить детали крыльев бабочки.

Обратим внимание на схему.

Учащиеся открывают книжечки с со схемами поэтапного наклеивания соломенных лент.

Найдём изображение 1-го этапа работы.

1 этап работы:

- Наклеивание соломенных лент по направлениям, через середину каждой детали крыльев.

- Что нужно сделать на 1-ом этапе?

учащиеся отвечают на вопрос

- Правильно, на первом этапе работы, нам нужно приклеить соломенные ленты на верхние и нижние крылья бабочки, по указанным направлениям.

Направления размечены по середине крыльев, поэтому соломенные ленты мы должны приклеить через середину каждого крыла.

Перед каждым из вас на столе лежит калька, с размеченными деталями крыльев и указанными на них направлениями. Берём соломенную ленту, прикладываем её, к верхнему левому крылу по размеченным направлениям, и центру. Соломенная лента должна пересечь основание крыльев /вы помните, что при наклеивании, соломенная лента должна перекрыть деталь полностью, чтобы мы не получили незаклееных соломкой участков. Карандашом отмечаем длину ленты, которая нам требуется, отрезаем по размеченному штриху, наносим с противоположной от глянцевой стороны, небольшое количество клея и приклеиваем соломенную ленту. Соблюдая «Закон симметрии», соломенная лента, напротив, на правом верхнем крыле, должна быть наклеена в зеркальном отражении. Также, по размеченным направлениям, наклеиваем соломенные ленты по центру левого нижнего крыла и по центру правого нижего крыла. Соломенные ленты должны дыть наклеены с пересечением основания крыльев.

 

Педагог демонстрирует приклеивание соломенных лент на доске

- Продолжим работу над деталями крыльев бабочки. Обратим внимание на схему. Найдём изображение 2-го этапа работы.

- Что нужно сделать на 2-ом этапе?

учащиеся отвечают на вопрос

- На втором этапе работы, нам нужно приклеить соломенные ленты на верхние и нижние крылья бабочки, по обе стороны от центральных соломенных лент.

Соломенные ленты должны перекрыть деталь полностью.

2 этап работы:

- Наклеевание соломенных лент по обе стороны от центральных соломенных лент.

Педагог демонстрирует приклеивание соломенных лент на доске

3 этап работы:

- Продолжим работу над деталями аппликации. Обратим внимание на схему. Найдём изображение 3-го этапа работы.

- Что нужно сделать на 3-ем этапе?

учащиеся отвечают на вопрос

- На третьем этапе работы, нам нужно приклеить соломенные ленты на деталь туловища бабочки.

Вы видите, что линия, указывающая направление наклеивания соломенных лент, проходит вдоль детали туловища, через середину. Если вы выбирите соломенную ленту довольно широкую для того, чтобы она перекрыла изображение туловища, тогда заклейте деталь одной лентой. Если ширины одной ленты не хватает, нам следует взять две ленты, но тогда мы будем наклеивать их по обе стороны от центральной линии туловища – симметрично друг другу.

3 этап работы:

- Наклеевание соломенных лент по обе стороны от центральной линии детали туловища.

Соломенные ленты должны перекрыть деталь полностью.

Педагог демонстрирует приклеивание соломенных лент на доске

Помещаем кальку с заготовками деталей под пресс и у нас есть время немножко отдохнуть.

 

Физ. Минутка.

А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.

Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.

Руки вниз и так стоять.

Пять - руками помахать.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

А на шесть - вам за стол тихонько сесть.

Практическая работа

 

4 этап: Вырезание деталей крыльев бабочки.

Аккуратно, по контуру вырезаем детали.

 

Выполнение аппликации:

- Ребята, рассмотрим схему поэтапного выполнения аппликации.

- Расскажите, ориентируясь по схеме, в какой последовательности вы будете наклеивать детали на основу.

учащиеся отвечают на вопрос

 

1 этап:

- Наклеивание деталей верхних крыльев бабочки.

 

2 этап:

- Наклеивание деталей нижних крыльев бабочки.

 

3 этап:

- Наклеивание детали туловища бабочки.

 

4 этап:

- Рисуем усики.

Помещаем готовую аппликацию под пресс.

И у нас появилось время немного отдохнуть на физминутке.

Физ.Минутка

Дунул ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше…

6.Контроль и оценка знаний /рефлексия/

Ребята, покажите работы друг другу.

Очень интересно узнать, как получилась работа у твоего товарища.

Молодцы, ребята!

- А теперь каждый из вас должен оценить свою работу.

- Напоминаю, что работу мы оцениваем по следующим пунктам:

  Аккуратность выполнения аппликации:

- Соломенные ленты должны быть не повреждёнными, без заломов по поверхности.

- Детали должны быть целыми, клей не должен был из-под них просочиться.

- Правильно ли применён вами «Закон симметрии» на крыльях бабочки?

- Должно быть выполнено зеркальное отражение правой части бабочки относительно её левой части.

 

А теперь давайте ответим на такие вопросы:

- На этом занятии я узнал(а) …

- Мне понравилось…

- У меня получилось…

- Я хотел(а) бы…

- Ребята, глядя на свою работу, отметьте, что лучше удалось в аппликации?

правильно:

- наклеить соломенные ленты на кальку?

хорошо ли они приклеены к кальке?

Прослежен ли «Закон симметрии»?

- Центральные ленты на крыльях бабочки должны быть наклеены симметрично.

 

- Есть ли ошибки в твоей работе?

неправильно:

- подобраны соломенные ленты:

- соломенные ленты повреждены;

- Соломенные ленты наклеены не по напрвлениям:

- соломенные ленты наклеены без учёта направлений;

- Детали наклеены без соблюдения порядка, указанного в карте-схеме:

- туловище бабочки наклеено перед тем, как были наклеены крылья.

А теперь, ребята, каждый из вас оценит результат своей работы.

Он может быть оценен как:

- отличный,

- хороший,

- удовлетворительный

7. Подведение итогов.

Заключительные вопросы по пройденному материалу.

Итак, ребята, подведём итог нашего занятия

педагог задаёт вопросы по теме занятия

 

Ребята, давайте вспомним:

- С каким природным материалом мы работали на сегодняшнем занятии

   учащиеся отвечают на вопросы

- Чем привлекает нас природный матеиал - соломка?

- Какой закон мы применили добиваясь похожести противоположных крыльев бабочки?

учащиеся отвечают на вопросы

 

- Ребята! Спасибо за радость, которую вы доставили своими замечательными аппликациями нашим гостям, мне и, конечно, себе!

Мы встретимся на других занятиях, на которых вы научитесь выполнять многие другие интересные работы из соломки!

До следующей встречи!

Уборка рабочих мест.

  

Самоанализ занятия

по курсу внеурочной деятельности

«Природа и фантазия»

педагога МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи

им. А.П. Добробабоиной города Белово»

Соловьёвой Светланы Дмитриевны

Тема: Технология выполнения аппликации из соломки «Бабочка».

Тип занятия: комбинированный.

Форма проведения: практическое занятие.

Цель моего занятия: выполнить аппликацию из соломки «Бабочка»,

                                   используя в работе над деталями «Закон симметрии».

Данные цели реализуются посредством следующих задач:

1.Образовательные:

  • Учить наклеивать соломенные ленты на кальку,

учитывая «Закон симметрии»;

  • Учить выполнять аппликацию по карте-схеме.

2.Развивающие:

  • развивать навыки работы с соломкой.

3.Воспитательные:

  • воспитывать интерес к работе с соломкой, как виду творчества;
  • воспитывать аккуратность в работе над аппликацией.

Тип занятия: Для достижения цели был выбран тип занятия «комбинированный».

На занятии были применены следующие формы организации познавательной деятельности учащихся: общегрупповая, индивидуальная работа.

На занятии были использованы методы обучения:

  • методы стимулирования и мотивации учения (формирование интереса к учению на первом этапе);
  • методы организации и осуществления учебных действий:   сочетание словесных и наглядно-демонстративных методов

(в течение всего занятия),

практический метод /конструктивный/ (на этапе самостоятельной деятельности),

     репродуктивный (иллюстрирование, объяснение, практическая

     тренировка).

На занятии использовала музыку для создания атмосферы природы.

Первый этап занятия - мотивация к выполнению учебного действия.

Данный этап начала с рассказа о декоративных свойствах природного материала – соломки. Учащимся были показаны панно и аппликации, выполненные из данного материала. Показала технику наклеивания соломенных лент на кальку, с использованием «Закона симметрии».

         На следующем этапе занятия, исходя из поставленных целей и задач, ребята выполняли детали аппликации. На этапе самостоятельной работы проверила умение учащихся применять новые знания во время практической работы. Уровень самостоятельного мышления учащихся, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как «хороший». На мой взгляд, самостоятельная работа учащихся послужит толчком, опорой для их дальнейшей познавательной деятельности.

На занятии применена динамическая пауза, для коррекции осанки и для снятия общего и локального утомления.

Между всеми этапами четко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе занятия была достигнута дидактическая цель. Ребята научились наклеивать соломенные ленты на кальку и последовательно монтировать детали на основу. Структура занятия соответствовала логике проведения заявленного типа занятия, соответствовала психологическим и физиологическим особенностям учащихся данного возраста, была рациональна для решения поставленных задач, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала.

       Отобранное содержание, инструменты и материалы, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах занятия, организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов способствовали достижению образовательных целей, стимулировали познавательные интересы учащихся.

          Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны.

Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности учащихся была достаточно эффективной. Со стороны педагога были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик» и рефлексия занятия показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

         Я считаю, что занятие составлено в соответствии с поставленными целями и задачами. Занятие своей цели достигло.

skachat