Прилукина Анна Иосифовна, учитель. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №31», Кемеровская область, Киселёвский городской округ. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Учитель подводит детей не только к самостоятельному формированию темы урока, но и продолжает развивать умение работать в парах, группах, формирует познавательный интерес к математике, использует приёмы исследовательской работы.
Дата публикации: 28.09.2018
Учебный предмет: математика.
УМК «Школа России»
Технологическая карта и конспект урока математики в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока - «Деление с остатком».
Тип урока:формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Цель: Закреплять прием деления с остатком, вычислительные навыки, умение решать задачи изученных типов.
Задачи урока:
обучающие:
- подвести детей к самостоятельному формулированию темы урока,
- формировать представление о приёме деления с остатком путём исследовательской работы;
- познакомить с правилом деления с остатком;
- намечать цель работы и конкретного задания, работать по алгоритму, оценивать результат своих действий
развивающие:
- развивать умение использовать ранее полученные знания при изучении нового материала;
- развивать самоконтроль учащихся, произвольное внимание, память, мышление.
Продолжать развивать умение работать в коллективе, парах, в группах.
воспитательные:
- формировать познавательный интерес к математике;
- воспитание чувства товарищества;
- доносить свою позицию до других, договариваться с одноклассниками, согласуя свои интересы и взгляды, чтобы сделать что-то вместе.
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Планируемые результаты
Предметные
- знают алгоритм письменного деления с остатком.
- умеют моделировать прием деления с остатком с помощью схематических рисунков.
- умеют читать равенства, используя математическую терминологию.
Метапредметные:
- умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
- умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
Основное содержание темы
Актуализация знания о делении. Освоение алгоритма письменного деления с остатком.
Термины и понятия
Делимое, делитель, значение выражения.
Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы
План урока
№
|
Этапы урока
|
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Коррекция
|
1
|
Самоопределение к деятельности (орг.момент)
(1 мин)
Цель: Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
|
Проверьте, всё ли готово к уроку. Улыбнитесь. Начинаем работать.
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала такие строки:
Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.
Я желаю вам удачи в открытии нового.
|
- Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.
|
Настраиваются на работу
|
|
2.
|
Актуализация знаний.
(5 мин.)
Цель: актуализировать
учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила.
|
- Прежде, чем открывать новое, мы с вами повторим то, что мы изучали раньше.
- по цепочке таблицу умножения и деления; Что повторили? Для чего её нужно знать? Как вы думаете, нужна нам будет на уроке таблица умножения?
- Давайте вспомним, над чем мы работали на предыдущих уроках. Я буду читать вам высказывания, вы в тетради запишите «+», если вы согласны и «-» ,если не согласны.
|
Читает высказывания:
1.Чтобы разделить число 78 на 6, его надо разложить на удобные слагаемые 60 и 18 (+)
2. 25 в 3 раза меньше, чем 75 (+)
3. 48 больше 24 на 2. (-)
4. если 18 увеличить в 3 раза, получится 54. (+)
5.Делимое 26, частное 2, делитель 13 (-)
|
Работают с информацией, решают примеры.
|
Развитие математических навыков счета (умножение и деление).
Индивидуальные карточки 1 по устному счету.
|
3.
|
Выявление места и причины затруднения.
(4 мин.)
Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила деление с остатком
|
Сегодня мы продолжим работать со случаями деления и узнаем что – то новое по этой теме. Разделите числа на 2. (числа 2,3,4,5,6,7,8,9 на доске).
Что вы заметили? (числа либо делятся на 2, либо при делении остается 1)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о том, как связаны между собой делитель и остаток)
|
Учитель записывает примеры на доске:
2:2=1
3:2=1 (ост.1)
4:2=2
5:2=2 (ост.1)
6:2=3
7:2=3(ост.1)
8:2=4
9:2=4(ост.1)
|
Без труда делят четные числа, затрудняются при делении нечетных.
Понимают, что при делении на 2 может остаться число 1, которое не поделить поровну.
|
Развитие логического мышления у всех учеников.
|
4.
|
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.(6 мин.)
Цель: организовать коммуникативное взаимодействии для выведения алгоритма деления с остатком.
|
Теперь сами попробуйте разделить на 3 следующие числа: 21, 22, 23,24,25.
Теперь поработаем в парах, проверим друг друга.
|
Контролирует выполнение задания
Контроль за проверкой задания учениками.
|
Самостоятельно выполняют задание в тетради.
Меняются тетрадями и делают проверку задания.
|
Развитие зрительного внимания, переключения внимания. В деятельности принимают участие все ученики.
|
5.
|
Физкультминутка. (2 мин.)
|
Глазки видят всё вокруг, Обведуя ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжуна мир вокруг.
|
|
Выполняют упражнение.
|
Развитие зрительного внимания у всех учеников.
|
6.
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (6 мин.)
Цель: закрепить знания, полученные на уроке.
|
Откройте учебники на ст.27. Выполним №1.
|
Проверяет понимание способа действия.
|
1 ученик выполняет на доске 2 примера, проговаривая алгоритм работы при решении примеров, остальные учащиеся списывают с доски.
|
Развитие логического мышления у всех учеников.
|
7.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
(6 мин.)
Цель: закрепить знания, полученные на уроке.
|
Самостоятельное выполнение №1 (3,4,5 примеры)
Понаблюдайте, какие получились остатки? Может ли при делении на 3 получиться остаток больше 2? Почему?
|
Проверяет понимание способа действия.
Подсказывает вывод при возникновении трудностей.
|
3 последних примера выполняют в тетради все ученики.
Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод, что остаток должен быть меньше делителя.
|
Индивидуальные карточки с подсказками №2 для учеников, у которых возникают трудности.
Развитие логического мышления у всех учеников.
|
8.
|
Физкультминутка (1 мин.)
|
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
Низко поклонились.
Наклонились, выпрямились.
Ниже дети поклонитесь,
Не ленитесь, улыбнитесь
|
Контролирует выполнение упражнений и повторяет с учениками.
|
Все ученики выполняют упражнения у своих парт, стоя.
|
Укрепление физического здоровья организма учащихся.
|
9.
|
Включение в систему знаний и повторение. (7 мин.)
|
Теперь выполним задачу №3 на ст.27
Прочитайте задачу.
Выполним краткую запись.
Записывает условие задачи с объяснением на доске.
Задача – 10 мин. 25 мин
Ур-ия - ? , по 5 мин
Теперь запишите решение и ответ задачи.
|
Назовите все затраченное время.
Как узнать, сколько времени осталось на решение уравнений?
Как узнать, сколько уравнений решил ученик?
Запишите решение и ответ задачи.
|
Все ученики читают задачу про себя.
1 ученик читает вслух для всех.
Ученики списывают условие задачи в тетрадь.
1 ученик решает задачу у доски, остальные – в тетради.
|
Развитие внимания у всех учеников.
|
10
|
Рефлексия учебной деятельности. (2 мин.)
|
Итак, какой вычислительный прием мы закрепили сегодня на уроке? (деление с остатком) Что нового вы узнали? Почему остаток не может быть больше делителя?
Теперь каждый нарисует на полях в тетради тот смайл, который покажет, как хорошо работал каждый из вас.
|
Уточняет ответы учеников.
Записывает домашнее задание на доске.
|
Ученики отвечают на вопросы и выполняют самопроверку.
|
Развитие внимания, памяти, речи у всех учеников.
|
|