Лыткина Светлана Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ_СОШ №1 слободы Большая Мартыновка, Мартыновского района, Ростовской области. Конспект урока предназначен для обучающихся 1 класса. Разработан урок в соответствии с ФГОС НОО.
Дата публикации: 05.11.2018
Тема урока: М. Пляцковский «Добрая лошадь»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.
Задачи урока:
1.Предметные
- познакомить детей с идейным смыслом сказки.
- произвести анализ данного произведения.
- развивать умение читать по ролям, технику беглого чтения.
- воспитывать щедрость и доброжелательность по отношению к
2. Метапредметные
Познавательные:
-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;
-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;
- адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.
Коммуникативные
- содействовать развитию у детей умению общаться;
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
-содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.
Предполагаемые результаты:
1. Производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла.
2.Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
3.Улучшить качество чтения.
4.Обогащение словарного лексического запаса, развитие устной речи и познавательного интереса;
5.Умение давать оценку нравственным поступкам людей.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, модель обложки, клей.
№ слайда
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
|
Слайд 1
|
Мотивация учебной деятельности
Прозвенел звонок, начался урок.
Тихо будем мы сидеть,
чтобы знать и всё уметь.
Чему мы будем учиться на уроке литературного чтения? (читать правильно, выразительно, громко)
Кто хочет хорошо, красиво и правильно научиться читать?
Молодцы, я уверена, что у вас всё получится.
|
Отвечают на вопросы.
Делают установку на формирование навыка чтения
|
|
Слайд 2
|
Артикуляционная гимнастика
1)Массж языка.
Язычок проснулся, выглянул из своего домика. Видит, солнышко сияет, птички щебечут. Решил он убраться в домике. Почистил щёчки, нёбо, вымел мусор за порог. Потянулся язычок. Устал. Лёг отдохнуть, погреться на солнышке.
2) Задуй свечу
3) Чистоговорка.
|
Проводят массаж языка
Выполняют упражнение на дыхание
Упражняются в выразительном чтении
|
|
Слайд 3
|
Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока.
С каким произведением познакомились на прошлом уроке? Кто автор? (Яхнин «Силачи»)
К какому жанру относится произведение? Почему так решили?
Какова тема рассказа? (Рассказ о хвастовстве)
Чтобы вы посоветовали таким «силачам»?
Какая из пословиц подходит к рассказу?
Чему научил вас рассказ?
- Ребята, представьте, что вам нужно выбрать книгу для чтения. Как вы будете выбирать, на что обратите внимание? (автор, название, о чём книга)
- Как называется раздел учебника, который мы сейчас с вами изучаем?
- Мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках, продолжим работать над беглостью, выразительностью чтения, будем учиться работать все вместе и в парах.
- Сегодня мы попадём в удивительный мир…. сказок
- Конечно, в первую очередь вы выберете книги известных и любимых вами писателей.
|
Определяют жанр произведения и тему
Чтение рассказа
Высказывания детей
Вспоминают название раздела
|
|
Слайд
|
Вводная беседа
К какому жанру относятся сказки? (Устное народное творчество)
Как правильнее сказать: сказки читаются или сказки сказываются? (Сказываются в естественной, разговорной манере.)
- Сказочный язык яркий, насыщен повторами, эпитетами, сравнениями; образные слова и выражения при чтении сказок нужно выделять интонацией.
Как вы думаете, сказки могут сочинять писатели, поэты? Каких писателей и поэтов-сказочников вы знаете? Назовите их сказки.
(А.С.Пушкин, К.И.Чуковский, Х.К.Андерсен и др.)
- Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой, которую написал М. Пляцковский.
Какие книги этого автора вам знакомы?
- Давайте перенесёмся в мир книг, которые для вас написал М. Пляцковский.
|
Вспоминают жанры
Высказывают своё мнение
Вспоминают авторские сказки.
Рассматрива-
ют портрет писателя
|
|
|
Подготовка к чтению
Работа по учебнику:
Откройте содержание и найдите раздел по которому мы работаем;
Найдите произведение М.Пляцковского и прочитайте его название;
На какой странице откроем учебник далее?
Как всегда выполним задания Слоговика:
1)Читают по слогам и целыми словами хором;
2)Игровое упражнение «Цепочка слов». Читают и объясняют превращение слов, отыскивают главное слово в семье.
|
Выполняют задание по учебнику
|
|
|
Первичное восприятие текста
1.Чтение названия
- Можете определить о чём пойдёт речь?
запись ответов на доске
2.Чтение хорошо читающим учеником и учителем
- Послушайте внимательно сказку и подберите к ней подходящее по смыслу слова из тех, что написаны на доске.
- Подтвердились ваши предположения?
- Что узнали о содержании сказки?
- Что вам понравилось в ней?
|
Высказывания свои предположения
Работа в паре
Слушание текста
Отвечают на вопросы
|
|
|
Вторичное восприятие текста.
Работа по тексту
Стадия осмысления.
1) Чтение сказки учащимися4ч
Вопросы для обсуждения:
- Что огорчило цыпленка?
- Кто его успокоил?
- Что вы можете сказать о лошади?
2)Перечитывание рассказа с заданием, работа в паре.
- Придумайте свои варианты окончания сказки.
3)Работа над выразительностью чтения. Интонация хвастовства в словах петуха, мухи, кошки и совы.
- Назовите персонажей этой сказки по порядку - так, как они появились в сказке.
(петух, муха, кошка, сова, цыплёнок, лошадь)
ФИЗМИНУТКА
4) Беседа
- Чем хвастались петух, муха, кошка и сова?
- Как вы считаете, стоило ли этим им хвалиться?
- Почему цыпленку показалось, что он ничего не умеет?
- Как его утешила старая лошадь, которая слышала это разговор?
- Почему лошадь не вмешивалась в разговор хвастунов? Что умела делать старая лошадь?
- Почему автор назвал свою сказку «Добрая лошадь»?
- Как нужно говорить слова каждого персонажа?
Выясним значение следующих слов.
- Чем хвастовство отличается от похвалы?
Хвастовство - неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих достоинств, часто преувеличенных.
Похвала - хороший отзыв, одобрение.
5)Чтение сказки по ролям.
- Давайте все вместе подумаем, за что можно было бы похвалить петуха, муху, кошку, сову.
- Какую похвалу заслуживает лошадь?
- А за что можно похвалить цыпленка?
|
Чтение по частям
Отвечают на вопросы
Работают в паре
Читают ещё раз рассказ
Отвечают на вопросы по содержанию
Дают оценку поступка
Работа в паре по заданию
Словарная работа
|
|
Слайд
Слайд с главными героями
Слайд с пословицей
|
Итог урока
- Кто автор произведения, с которым мы работали?
- Как называется произведение?
- Назовите жанр.
Практическая работа в паре по оформлению макета обложки
- Из картинок, лежащих перед вами, выберите главных героев и приклейте их в окошко.
Проверка выполненной работы.
- Чему учит сказка М.Пляцковского «Добрая лошадь»?
- Почему говорят:
«Не хвались сам, а жди, пока тебя другие похвалят»
- Кому захотелось прочитать
другие произведения Пляцковского?
- Ребята, что понравилось на уроке?
- Что запомнилось?
|
Отвечают на вопросы.
Выполняют творческую работу
|
|
|
Рефлексия
Я понял…
Я запомню…
Я смог…
- Каждый подумайте и скажите, кого бы вы похвалили за хорошую работу на уроке и сказали спасибо?
|
Составление рефлексивных высказываний.
Взаимооценка работы на уроке.
|
|
|