Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7419785
«Бороться и искать!», исследовательский проект
Содержание - Начальные классы, ГПД

Багаутдинова Лейсира Габсаматовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №10 г. Йошкар-Олы» Республики Марий Эл. 
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.


Дата публикации: 08.11.2018


Исследовательский проект в начальной школе: 
«Бороться и искать!»

Кто желает знать человеческий дух в его
благороднейшей борьбе с суеверием и мраком,
пусть листает летопись арктических
путешествий, историю мужей, которые во
времена, когда зимовка среди полярной ночи
грозила верной смертью, все-таки бодро шли с
развевающимися знаменами к неизвестному.
Ф. Нансен

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. Одной из таких работ является этот проект.

Всего 36 лет прожил русский исследователь Арктики Георгий Яковлевич Седов. Но сколько вобрала в себя его жизнь! Человек этот стал одним из символов мужества, героизма и целеустремленности. Седов стал образованным офицером, знатоком морского дела. Блестящий морской офицер, любящий и любимый муж – перед ним была открыта дорога к высоким постам! За его плечами не одна труднейшая экспедиция: на Колыму, на Новую Землю. И это только подготовка к самому главному, о чем он мечтал, к чему постоянно готовился – к экспедиции на Северный Полюс. А ведь для него мысль о Северном полюсе была такой же нереальной в начале пути, как и полет на Марс для нас. С детства Г.Я.Седов мечтал стать капитаном дальнего плавания. Мечта-необходимая часть нашей жизни. Нынешнее поколение учеников тоже мечтает о будущем. Интересно, о каких профессиях мечтают мои одноклассники?

Я решила провести опрос, и вот что получилось:

 

Вывод: большее количество учеников мечтают стать в будущем воспитателем и полицейским. Чуть меньше желающих стать спортсменом, преподавателем, дизайнером и певцом. Наименьшее количество выборов получили желающие стать ветеринаром, пожарным, монтажником, ученым. Ни один из моих одноклассников не мечтает стать капитаном дальнего плавания.

Передо мной стал следующий вопрос: а у многих ли взрослых сбыласьмечтадетства, стали ли они теми, кем они хотели быть? Я провела опрос родителей учеников нашего класса, и вот что получилось:

 

Вывод: у большинства родителей учеников мечта детства не сбылась.

Получив такие результаты, мне захотелось узнать, почему Георгий Седов мечтал стать именно капитаном дальнего плавания, и благодаря чему он смог ее осуществить.

Цель проекта – выяснить, благодаря чему Георгий Седов смог осуществить мечту детства стать капитаном дальнего плавания.

Я выдвинула такую гипотезу:возможно, Седов был человеком смелым и целеустремленным.

Я поставила перед собой следующие задачи:

1.Проанализировать различные виды источников информации по теме исследовательской работы.

2. Изучить биографию, жизнь и деятельность Г.Я.Седова.

3. Познакомить одноклассников с результатами исследования.

Использованные мною методы для решения поставленных задач:анализ источников информации, наблюдение; анкетирование и опрос одноклассников и их родителей, обработка полученных результатов, создание презентации, выступление перед сверстниками.

Объект исследования– зарождение и воплощение мечты в реальность.

Предмет исследования – характеристика жизни и деятельности Георгия Яковлевича Седова.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться»- это заключительная строка из поэмы «Улисс» английского поэта М.Теннисона(1809-1892). Эта строкатакже выгравирована на надгробном кресте, который был поставлен (январь 1913) в Антарктиде на холме Обсервейшн в память о погибшей экспедиции английского полярного путешественника Роберта Скотта (1868-1912)к Южному полюсу.В русском языке эти слова стали популярны после выхода в свет романа «Два капитана» Вениамина Каверина (1902—1989).«Бороться и искать, найти и не сдаваться» - это не только клятва Сани, мечтающего о полярных походах, но и девиз капитана Татаринова, который открыл Северную землю. Интересен тот факт, что Каверин не просто придумал героя своего произведения капитана Татаринова. Он использовал историю отважных завоевателей Крайнего Севера. Одним из них был Георгий Седов.

В ходе работы мне интересно было изучить биографию Георгия Яковлевича Седова. Я узнала, что Седов Георгий Яковлевич - русский полярный исследователь и гидрограф родился 5 мая 1877 года в небольшом селе Кривая Коса (ныне пос. Седово Донецкой обл., Украина). Поселок расположен на живописном берегу Азовского моря. У Георгия было трое братьев и пять сестер.Отецмальчика был рыбаком, уже с возраста 8 лет он начал брать своего сына на рыбный промысел в море. Семья жила достаточно бедно. По этой причине о получении образования Георгий мог лишь мечтать. В один момент он даже вынужден был стать батракому зажиточного казака, работая у него дома за еду. "Как тяжек был этот хлеб, сколько слез, сколько стыда, сколько оскорблений!" - писал Седов в автобиографии годы спустя.

Когда соседские мальчишки, ровесники Георгия, пошли в школу, отец оставил его дома: платить за учение было нечем. До 14 лет он был неграмотен. Тяга к зна­ниям была столь велика, что Седов взялся изучать грамоту с по­мощью своих товарищей. Лишь в 1891 году Георгий Седов поступил в церковно-приходскую школу. Трехлетний курс обучения он смог закончить за 2 года.Седов был первым учеником школы, неофициальным помощником преподавателя и получил после обучения похвальный лист.

В ту пору случайно достал Георгий мореходную книгу елизаветинских времен. С жадностью читал и перечитывал, пока не выучил поч­ти наизусть. Увидев у Седова эту книгу, заезжий моряк расска­зал ему о чудесных путешествиях в дальние моря, об интересных встречах с людьми в чужестранных землях. А еще "сообщил он, что в Ростове-на-Дону есть Мореходные классы, в которых готовят штурманов дальнего плавания.

Уже тогда у него сформировалась мечта-стать капитаном. "Я в душе твердо решил поступить в мореходные классы... не мог равнодушно смотреть на бегающие под парусами суда".

В возрасте 18 лет Георгий Седов ушел из дома. В Ростове-на-Дону начальник училища, проведя собеседование с юношей и убедившись в его грамотности, пообещал зачислить Седова, но лишь на том условии, что молодой человек предоставит ему свидетельство о трехмесячном плавании на торговых судах. Для выполнения данного условия Седову пришлось устроиться на пароход матросом. После чего со всеми необходимыми рекомендациями и документами он вновь прибыл в училище и был в него зачислен. Курс обучения был настолько суровым и жестким, что немногие выдерживали чрезмерное напряжение. Седову же было трудно вдвойне. Ему приходилось жить на средства, которые он зарабатывал во время летних каникул. Испытывая огромные лишения, питаясь буквально чаем и хлебом, Георгий все-таки выдержал. В 1898 году он с отличием заканчивает обучение в мореходной школе, получив образование штурмана.

Однако получить место на кораблях дальнего плавания было не так-то просто. Пришлось возить керосин на пароходике из Батуми в Ростов и Мариуполь. И вот, казалось бы, осуществилась мечта о дальних странствиях — Седова берут капитаном торгового корабля, направляющегося в Константинополь. Но по приходе туда грек-хозяин продал корабль. Довелось капитану вместе со всей командой добираться в Одессу на попутном транспорте.

Поскольку подходящей работы не было, а деньги кончились, он вынужден был поступить вольноопределяющимся в военный флот. Опять оскорбительное положение рядового матроса. Бесконечная муштра. Выручили блестящие способности.

В 1901 экстерном сдал экзамены за курс Морского корпуса и был произведён в поручики. Это было редчайшим явлением, поскольку к таким экзаменам допускались только дворяне.

С 1902 года Г. Я. Седов участвует в гидрографических работах в Северном Ледовитом океане, в частности в исследованиях Новой Земли. В экспедиционных плаваниях Седов зарекомендовал себя блестяще.

Начальник Седова Варнек в своем отчете писал: «Всегда, когда надо было найти кого-нибудь для исполнения трудного и ответственного дела, сопряженного иногда с немалой опасностью среди полярных льдов, мой выбор падал на него (Седова — авт.). Смел до безумия»

Именно в это время Георгий Яковлевич пришел к окончательному решению — посвятить себя исследованию Арктики.

«Мне место на Севере. Я понял это всей душой»,— говорил он друзьям.

Все мечты и планы неожиданно прервала война с Японией. Георгий Яковлевич отправляется в Николаевск-на-Амуре, где ему поручено командовать миноноской. А в 1906 году его назначают помощником лоцмейстера Николаевской-на-Амуре крепости. По окончании войны Георгий Яковлевич некоторое время служил в Тихоокеанском флоте.

После гидрографических исследований на Каспийском море Г. Я. Седова назначают начальником экспедиции по описи устья реки Колымы для подготовки пароходных рейсов из Владивостока к Колыме и Лене. Только сильным и мужественным людям под силу работать в суровых условиях севера.

Преодолевая огромные трудности, Георгий Яковлевич блестяще выполнил задание. После доклада о результатах изучения края, который до того никем не исследовался, 30-летний гидрограф был избран действительным членом Географического, а потом и Астрономического обществ. Это было признанием научных трудов Седова. О том, насколько популярны были работы молодого ученого, свидетельствует и тот факт, что он был удостоен «высочайшей милости» — явиться лично к царю на доклад, из которого монарх впервые узнал о существовании народностей, населявших север его необъятной империи.

Слова Седова никогда не расходились с делом. И когда в 1912 году, перед началом полюсной экспедиции, он напишет, что русский народ должен принести на это национальное дело небольшие деньги, а я принесу жизнь. Это будут не просто слова, а глубокая внутренняя убежденность.

Полюс стал целью его жизни, и он, как всегда, готов был идти до конца.

В тяжелых условиях члены экспедиции к Северному полюсу продолжали вести научные наблюдения, исследовали близлежащие острова, производя их подробную съемку. Георгий Яковлевич, обладая огромной энергией и веселым, жизнерадостным характером, не давал команде и членам экспедиции впадать в уныние. Он ободрял людей шуткой, добрым словом.

Некоторые из членов экспедиции, испугавшись трудностей, уговаривали Седова повернуть обратно. Но путешественник был непоколебим. Вернуться, не выполнив своего долга, он не мог, не хотел. Нет, он не даст повода врагам торжествовать. Пусть ценой жизни, но он будет продвигаться вперед.

Имя Георгия Седова навсегда вписано в летопись освоения Арктики.

Смелый первопроходец сделал свое дело – проложил путь на Север другим, которые дошли до полюса, опираясь на ценные научные сведения, полученные экспедицией Георгия Седова. Именем Георгия Яковлевича Седова назван поселок в Донецкой области, где он родился, а также мыс и ледник на самом северном архипелаге мира – Земле Франца-Иосифа. Именем Седова называли и называют корабли. Так, например, в историю полярных путешествий вошел героический, длившийся 812 суток дрейф ледокольного парохода "Георгий Седов", который пересек Северный Ледовитый океан.

Выполняя эту работу, я открыла для себя удивительную судьбу героического человека Георгия Яковлевича Седова. Свое внутреннее, духовное восхождение к Северному полюсу Георгий Седов начал с детства. При этом каждый жизненный этап-это была новая высота, преодоление которой уже само по себе было значимым событием. Бедная семья, отсутствие образования. В 14 лет начать учиться в школе, а в 21 стать офицером флота - это была его первая высота. Кроме того, если бы кому-нибудь из его сверстников в хуторе сказали, что ему придется быть на приеме у царя (не просто быть, а вести научную беседу с российским императором) то, наверное, никто просто не поверил бы. Для любого жителя Кривой Косы это мог бы быть верх его жизненных мечтаний. Кроме того, на любом этапе своей жизни Г.Я Седов мог остановиться и сказать себе – я достиг много, теперь можно пожинать плоды. Найденные и проанализированные примеры из биографии Седова подтверждают то, что этот человек обладал неуемной энергией, железной волей и любовью к жизни, к своей Родине. В результате исследования я поняла, что вся жизнь Седова была борьбой, полной поисков и находок. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Под таким девизом, на мой взгляд, прошла и жизнь Г.Я. Седова.

Таким образом, результаты исследования позволили сделать вывод: Г.Я.Седов был смелым и целеустремленным человеком, что подтверждает гипотезу в данной работе. Благодаря этому сбылась его мечта быть капитаном дальнего плавания, а также достигнуты многие другие цели, которые он ставил перед собой на своем жизненном пути.

Время неумолимо движется вперед. Взлетают в небо современные космические корабли, открываются новые звезды, строятся дороги и города. Однако такие понятия, как долг, честь, достоинство, патриотизм, остаются неизменно главными в жизни.

Проведенное исследование заставило меня задуматься о том, что каждого человека жизнь испытывает на прочность, для осуществления мечты необходимо быть целеустремленным, смелым, честным человеком и никогда не останавливаться на достигнутом.

Кроме того, я думаю, что образ Г.Седова будет вечным маяком для тех, кто в ежедневных поисках стремится познать этот чудесный мир.

Я расширила свои знания в области истории нашей страны. Меня поразил героический характер поступков Георгия Седова. Считаю, что имя его должно быть известно каждому школьнику.

Я представила своим одноклассникам иллюстративный материал по данной теме в виде презентации, поделилась с ребятами полученными знаниями.

В ходе работы я научилась проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные.

Подводя итог, мне хотелось бы отметить, что поставленные цель и задачи в исследовательской работе выполнены.

 


 

Список использованной литературы

1. Альтер М. С. Шаги к мечте: Очерк о нашем земляке-первопроходце Арктики Г. Я. Седове. — Донецк: Шилтон, 2007. — 32 с.

2. Визе В. Ю. Георгий Яковлевич Седов // Русские мореплаватели. — М., 1953.

3. Воронцов В. Экспедиция Георгия Седова // Морской флот. — 2009. — № 3.

4. Доценко В. Д. Мифы и легенды Российского флота.-М.: АСТ, Полигон, 2004 г.

5. Лыкошин Б. А. Георгий Седов. — Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1977. — 80 с.

6. Материалы сайта http://rgo.ru

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР