Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4121357
Урок-исследование по теме "Песок и глина".
Содержание - Начальные классы, ГПД

Таран Светлана Алексеевна, зам.директора по УВР, учитель начальных классов, МБОУ – СОШ № 1 слобода Большая Мартыновка, Мартыновского района, Ростовской области. 
Урок окружающего мира для обучающихся 3 класса по УМК «Перспективная начальная школа». Урок способствует развитию навыков самостоятельной исследовательской работы. Формируется умение сравнивать, анализировать, делать выводы.


Дата публикации: 21.11.2018


 

Урок-исследование по теме "Песок и глина"

Цели: познакомить обучающихся с самыми распространенными полезными ископаемыми – песком и глиной, их основными свойствами; развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение сравнивать, анализировать, делать выводы; способствовать воспитанию культуры общения, умения слушать и слышать друг друга.

Оборудование: коробки с песком, глиной, стекло, лупы, стакан с одинаковым количеством воды, 2 воронки, 2 банки, одинаковое количество песка и глины.

Ход урока

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

II. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, а вам нравятся уроки окружающего мира? Чему вы учитесь на уроках окружающего мира?

- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Какие качества должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным?

- Посмотрите на карту знаний и скажите, в какой точке карты мы находимся?

(Мы изучаем тему: горные породы, полезные ископаемые)

- О том, как мы запомнили, что такое горные породы и полезные ископаемые сейчас проверим.

Тест

1) Горные породы – это

А) различные вещества, которые залегают в толще и на поверхности Земли

Б) различные вещества, которые можно попробовать

В) различные вещества, которые использует человек.

2) Минералы - это

А) вещества, разные по составу

Б) вещества, из которых состоят горные породы

3) В каком состоянии встречаются минералы в природе

А) в твёрдом

Б) в жидком

В) в твёрдом, в жидком, в газообразном

4) Кто занимается поиском полезных ископаемых?

А) математики

Б) физики

В) геологи

5) Запиши горючие полезные ископаемые ____________________________

Самопроверка. Проверьте свою работу по доске.

1) А, 2) Б, 3) В, 4)В. 5) Нефть, природный газ, торф, каменный уголь

Оценивание.

III. Определение предмета исследования.


- Что мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав загадки.

Если встретишь на дороге-
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе, 
Он и на стройке, и на пляже, 
И он в стекле расплавлен даже.
 (Песок)

IV. Постановка проблемы исследования.

- Итак, что мы будем изучать? (песок и глину)

Что такое песок и глина? (горные породы). Нужны ли человеку эти горные породы? Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами)

- Какую цель поставим на урок?

Цель: изучение свойств песка и глины и их применение.

Эмоциональный настрой.

- Сегодня на некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование.

Работа со словариком.

- Откроем словарик исследователя и вспомним, что такое лаборатория.

Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.

Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы) на практике.

- Какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь? (Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?)

- Какие законы мы должны соблюдать?

  • Все участвуют в работе, у каждого своя роль.
  • Все друг другу помогают.
  • Конфликты решаются мирным путем.
  • Когда один говорит, все внимательно слушают.

V. Формирование новых знаний и способов действий.

Образование песка и глины. /Рассказ учителя./

- Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но, как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.

Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни: высокая и низкая температура воздуха, растения, вода, ветер. Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы. Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них, в конце концов, образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

Вы внимательно слушали выступление. Значит, вам будет легко выполнить задание.

На опорном листе вставьте нужные слова в предложение.

Под воздействием……, ……, …….. и ….. камни разрушается. В результате образуется …… и ………

Практическая работа. Тема: «Свойства песка и глины»

Цель: установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании.

1) Самостоятельная работа, выполнение опытов, оформление результатов в таблице.

Инструкция:

Опыт 1. Установление сыпучести.

Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.

(Вывод: песок легче пересыпается струйкой. Песок сыпучий.

Глина струйку не образует. Глина не обладает сыпучестью)

Опыт 2. Определение вязкости песка и глины.

Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины.

Смешать песок и глину и сделать шарики, колбаску, калачик.

(Вывод: глина легко скатывается в шарик. Он прочный, пластичный, из него можно сделать колбаску, согнуть калачик. Из песка шар, колбаску сделать нельзя, он рассыпается. Песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, частицы глины очень хорошо прилипают друг к другу).

Опыт 3. Установить водопроницаемость песка и глины.

Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

(Вывод: раньше появились капли из воронки с песком. Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с глиной. Песок хорошо пропускает воду. Глина - хуже).

2) Проверка самостоятельной работы. Сравнение свойств.

Основные свойства

Песок

Глина

Сыпучесть

+

-

Вязкость

-

+

Водопроницаемость

+

-

3) Организация исследования.

Проблема: отличие свойств песка и глины. Предмет исследования: песок и глина.

Задача: узнать, в чем причина отличий свойств песка и глины.

Предположение:

А) строение частиц           Б) размер частиц       В) расположение частиц.

План исследования:

1.Изучим внешний вид песка и глины.

2.Изучим строение песка и глины при помощи лупы. (Работа по учебнику с. 19-20 – строение песка и глины).

3.Проведем моделирование. (Подберите схему к строению песка и глины)

4.Сделаем вывод, верно ли наше предположение.

VI. Применение песка и глины.

- Где используют песок и глину? (высказывания детей)

- О том, как ещё можно использовать глину и песок сейчас расскажет ……... (о лечебных свойствах)

Оказывается глина и песок не только строительный материал, они ещё имеют целебные свойства. Цвет глины определяется присутствием в ней следующих элементов:

В красной глине — калий, железо;

В зеленоватой глине — медь, железо;

В голубой глине — кобальт;

В темно-коричневой и черной глине — углерод, железо;

Желтая глина содержит натрий, железо, серу.

При различных заболеваниях помогает глина определенного цвета.

Что такоепсаммотерапия?Бьюсь об заклад, вы не знаете значения этого слова. И миллионы людейтоже не знают, хотя каждое лето пользуются тем, что оно означает.Псаммотерапия, по-научному -это лечение горячим песком.

Прежде всего, песочные ванны полезны при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при хронических заболеваниях костей, позвоночника, суставов, радикулите. Оно оказываетболеутоляющее действие.

Это интересно.

Добыча песка и глины. Добыча песка и глины в Ростовской области. Карта. Экологическая страница (на слайдах).

VII. Закрепление.

Игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»):

1. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой?

2. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, плохо пропускает воду. А еще какая?

3. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего?

4. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что?

VIII. Рефлексия.

Что узнали? Чему научились?

Что было трудно (легко)? Что было интересно (неинтересно)? Что было важного?