Урок-исследование по теме "Песок и глина". |
Содержание - Начальные классы, ГПД | ||||||||||||||
Таран Светлана Алексеевна, зам.директора по УВР, учитель начальных классов, МБОУ – СОШ № 1 слобода Большая Мартыновка, Мартыновского района, Ростовской области. Дата публикации: 21.11.2018
Урок-исследование по теме "Песок и глина" Цели: познакомить обучающихся с самыми распространенными полезными ископаемыми – песком и глиной, их основными свойствами; развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение сравнивать, анализировать, делать выводы; способствовать воспитанию культуры общения, умения слушать и слышать друг друга. Оборудование: коробки с песком, глиной, стекло, лупы, стакан с одинаковым количеством воды, 2 воронки, 2 банки, одинаковое количество песка и глины. Ход урока I.Организационный момент. Эмоциональный настрой. II. Актуализация опорных знаний. - Ребята, а вам нравятся уроки окружающего мира? Чему вы учитесь на уроках окружающего мира? - Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Какие качества должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным? - Посмотрите на карту знаний и скажите, в какой точке карты мы находимся? (Мы изучаем тему: горные породы, полезные ископаемые) - О том, как мы запомнили, что такое горные породы и полезные ископаемые сейчас проверим. Тест 1) Горные породы – это… А) различные вещества, которые залегают в толще и на поверхности Земли Б) различные вещества, которые можно попробовать В) различные вещества, которые использует человек. 2) Минералы - это… А) вещества, разные по составу Б) вещества, из которых состоят горные породы 3) В каком состоянии встречаются минералы в природе А) в твёрдом Б) в жидком В) в твёрдом, в жидком, в газообразном 4) Кто занимается поиском полезных ископаемых? А) математики Б) физики В) геологи 5) Запиши горючие полезные ископаемые ____________________________ Самопроверка. Проверьте свою работу по доске. 1) А, 2) Б, 3) В, 4)В. 5) Нефть, природный газ, торф, каменный уголь Оценивание. III. Определение предмета исследования. - Что мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав загадки. Если встретишь на дороге- Он очень нужен детворе, IV. Постановка проблемы исследования. - Итак, что мы будем изучать? (песок и глину) Что такое песок и глина? (горные породы). Нужны ли человеку эти горные породы? Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами) - Какую цель поставим на урок? Цель: изучение свойств песка и глины и их применение. Эмоциональный настрой. - Сегодня на некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование. Работа со словариком. - Откроем словарик исследователя и вспомним, что такое лаборатория.
- Какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь? (Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?) - Какие законы мы должны соблюдать?
V. Формирование новых знаний и способов действий. Образование песка и глины. /Рассказ учителя./ - Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но, как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны. Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни: высокая и низкая температура воздуха, растения, вода, ветер. Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы. Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них, в конце концов, образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина. Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве. Вы внимательно слушали выступление. Значит, вам будет легко выполнить задание. На опорном листе вставьте нужные слова в предложение.
Практическая работа. Тема: «Свойства песка и глины» Цель: установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании. 1) Самостоятельная работа, выполнение опытов, оформление результатов в таблице. Инструкция: Опыт 1. Установление сыпучести. Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина. (Вывод: песок легче пересыпается струйкой. Песок сыпучий. Глина струйку не образует. Глина не обладает сыпучестью) Опыт 2. Определение вязкости песка и глины. Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины. Смешать песок и глину и сделать шарики, колбаску, калачик. (Вывод: глина легко скатывается в шарик. Он прочный, пластичный, из него можно сделать колбаску, согнуть калачик. Из песка шар, колбаску сделать нельзя, он рассыпается. Песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, частицы глины очень хорошо прилипают друг к другу). Опыт 3. Установить водопроницаемость песка и глины. Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой. (Вывод: раньше появились капли из воронки с песком. Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с глиной. Песок хорошо пропускает воду. Глина - хуже). 2) Проверка самостоятельной работы. Сравнение свойств.
3) Организация исследования. Проблема: отличие свойств песка и глины. Предмет исследования: песок и глина. Задача: узнать, в чем причина отличий свойств песка и глины. Предположение: А) строение частиц Б) размер частиц В) расположение частиц. План исследования: 1.Изучим внешний вид песка и глины. 2.Изучим строение песка и глины при помощи лупы. (Работа по учебнику с. 19-20 – строение песка и глины). 3.Проведем моделирование. (Подберите схему к строению песка и глины) 4.Сделаем вывод, верно ли наше предположение. VI. Применение песка и глины. - Где используют песок и глину? (высказывания детей) - О том, как ещё можно использовать глину и песок сейчас расскажет ……... (о лечебных свойствах) Оказывается глина и песок не только строительный материал, они ещё имеют целебные свойства. Цвет глины определяется присутствием в ней следующих элементов: В красной глине — калий, железо; В зеленоватой глине — медь, железо; В голубой глине — кобальт; В темно-коричневой и черной глине — углерод, железо; Желтая глина содержит натрий, железо, серу. При различных заболеваниях помогает глина определенного цвета. Что такоепсаммотерапия?Бьюсь об заклад, вы не знаете значения этого слова. И миллионы людейтоже не знают, хотя каждое лето пользуются тем, что оно означает.Псаммотерапия, по-научному -это лечение горячим песком. Прежде всего, песочные ванны полезны при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при хронических заболеваниях костей, позвоночника, суставов, радикулите. Оно оказываетболеутоляющее действие. Это интересно. Добыча песка и глины. Добыча песка и глины в Ростовской области. Карта. Экологическая страница (на слайдах). VII. Закрепление. Игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»): 1. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой? 2. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, плохо пропускает воду. А еще какая? 3. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего? 4. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что? VIII. Рефлексия. Что узнали? Чему научились? Что было трудно (легко)? Что было интересно (неинтересно)? Что было важного?
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».