Конспект урока на тему «Откуда берутся снег и лёд?» |
Содержание - Начальные классы, ГПД | ||||||||||||||||||||||||
23.01.2019 05:51 | ||||||||||||||||||||||||
Борисова Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов. МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда», ЯНАО, Надымский район, с.Ныда.
Урок для обучающихся в 1 класса «Откуда берутся снег и лед?» Цель: организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению по теме: «Откуда берутся снег и лед?». Задачи: • продолжить обучение практическому исследованию природных объектов явлений; • развивать мышление, внимание, память учащихся; • обучать работе в группах, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Метапредметные: Регулятивные: учить: - выполнять учебное действие в соответствии с заданием; - применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес; - организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы; - в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала; -адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: - учить планировать, анализировать свою работу; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: . - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Личностные: - формировать умение оценивать свою деятельность (способность к самооценке) и деятельность товарищей; -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; Предметные: - получить в ходе исследования и сравнения знании, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам, которые имеют свойства одинаковые и различные. Ресурсы: - основные - дополнительные 1. Компьютер, медиапроектор, экран. 2. Окружающий мир. Учебник для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016. 3. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2018. 4. Цветные карандаши, маркеры 5. Ёлочка, игрушки для релаксации. 6. Задания в таблицах. Инструкции. 7. Картинки (пар, град, снег, иней, туман, лёд). 8. Снеговик с корзинкой. 9. Памятка «Правила для работы в группах» на доске. 10. План работы на доске. 1. Предмет. 2. Опыт. 3. Вывод, 4. Оценка 12. Снежинки с пожеланиями. 13. Знаки ? и ! (для работы в группах). 14. Стеклянная банка с пресной водой. 15. Оборудование для опытов: снег и лёд в контейнерах, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоточек (для учителя), салфетки для рук. 16. Видеофильм с ютьюба: https://youtu.be/ynrHcCg3ArE (снег) 17. Видеофильм с ютьюба: https://youtu.be/ceBQzjltf2M (лёд) 18. Толковые словари (4) Организация пространства: учебный кабинет, экран, медиапроектор, ИКТ, парты расставлены парами для групповой работы.
Ход урока I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Долгожданный дан звонок. Начинается урок Постарайтесь всё понять, Много нового узнать! Наш девиз: Я хочу много знать! - Какое время года сейчас, ребята? (Зима) - Какие зимние картины видите перед собой, когда слышите слово ЗИМА? (снег, лёд, холод, мороз и т.д.) - Помните, мы с вами в стеклянную банку налили воду и поставили на мороз охладить? - Как вы думаете, что произошло с водой? - Какие будут ваши предположения? (дети предполагают) - Давайте, проверим. - Что же на самом деле случилось? - Вода превратилась в лёд. - Почему стекло треснуло? - При замерзании вода превращается в лёд. Вывод: Лёд расширяется, то есть занимает больше объёма. Поэтому места в банке не хватает. - Итак, у нас проблема. - Как вы думаете, что мы будем изучать? (снег и лёд) - Знаете ли вы, что такое снег, а что такое лёд? - Найдём и прочитаем значение слов «снег» и «лёд» в «Толковом словаре». - Итак, откуда берутся снег и лёд? - А для чего это надо знать? (Мы живём в районах Крайнего Севера, где долго длится зима и много снега бывает.) - Снеговик принёс нам корзинку, а там картинки. СНЕГ ЛЁД ВОДА снег град пар иней туман сосульки (лёд) - Каким общим словом можно объединить эти слова? - А почему? - Во что они превращаются? (Все они превращаются в воду) - Предположение: снег и лёд – это не одно и тоже. II. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. - Чем отличаются снег и лёд, вы можете мне сразу ответить? (У нас не хватает знаний, опыта) - Верно. Поэтому, чем надо заняться нам сегодня? - Нам придётся заняться исследованием свойств льда и свойств снега. Мы будем предполагать и доказывать, проводить опыты, анализировать и делать выводы. А работать будем в группах. III. Открытие нового знания. 1. Правила работы в группах. - Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно: 1. Уметь договариваться с членами группы. 2. Слушать друг друга. 3. Распределять работу между собой. 4. Быть очень внимательными. - Откройте учебник на с. 68. - Что нам Муравьишка говорит? Чтение с учебника. - Узнаем, как появляются снег и лёд. Будем учиться проводить опыты. 2. План работы. - Работать будем по плану: называем предметы, выполняем опыт, формулируем вывод, одна из команд озвучивает вывод, а остальные оценивают. - Поднимаем ?, если согласны с выводом ! 1. Предмет 2. Опыт 3. Вывод 4. Оценка 5. Знаки ? и ! 3. Задания для групп. «Смена рабочих зон». - У нас 4 группы, 4 задания. А значит, каждая группа выполняет все 4 опыта. У каждого своя рабочая зона. После выполнения каждого опыта мы рабочие зоны будем менять. Результатом всей этой работы будет заполнение таблицы, которые вы получите сейчас. После вашего возвращения обменяемся впечатлениями и сделаем выводы. - Опыты будете выполнять по инструкции. Они у вас на столах. -Кому понятно поднимите руки. -Все приступаем к работе. 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа №1 №2 №3 №4 №2 №3 №4 №1 №3 №4 №1 №2 №4 №1 №2 №3 - Кто у вас старший группы? - На вас ложится большая ответственность. Вы не только будете читать задание, но и руководить своей группой - Попрошу вас подойти и получить задание. - А теперь давайте откроем свои задания и начнём выполнять. Опыт № 1. «Сравнение снега и льда по плотности» Опыт № 2. «Сравнение снега и льда по цвету» Опыт № 3. «Сравнение снега и льда по прозрачности» Опыт № 4. «Тает, не тает?»
- Я желаю вам удачи и новых открытий! Опыт № 1. «Сравнение снега и льда по плотности» Инструкция: 1. Возьмите деревянную ложечку и сделайте ямочку в снегу. 2. Что заметили? 3. Сделайте ямочку в куске льда. 4. Что заметили? 5. Попробуйте ударить его молотком. 6. Что заметили? 7. Вывод запишите в таблицу. - Что нам нужно для опыта? - Попробуйте в снегу сделать ямку. - А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку. - Что заметили? - Попробуйте ударить по льду молотком. - Что заметили? - Закончите вывод, подставив слово-помощник. - Проверяем. (Вывод формулирует 1 группа, а остальные оценивают в конце). - Ребята, представьте, что вы на реке, покрытый тонким молодым льдом. - Какая беда может случиться, если лёд тонкий? Вывод: тонкий лёд хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещё слабому льду. Опыт № 2. «Сравнение снега и льда по цвету» Инструкция: 1. Возьмите цветной картон. Положите на него снег. 2. Что видите? 3. Возьмите цветной картон и положите на него лёд. 4. Что видите? 5. Результаты запишите в таблицу. - Что нужно для второго опыта? - Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод. - Формулирует вывод 2 группа (в конце) Опыт № 3. «Сравнение снега и льда по прозрачности» Инструкция: 1. Можно ли увидеть предмет через снег? 2. Значит он какой: прозрачный или непрозрачный? 3. Можно ли увидеть предмет через лёд? 4. Значит он какой: прозрачный или непрозрачный? 5. Запишите результаты в таблицу. - Что нужно для этого опыта? - Можно ли разглядеть через снег предмет? - А через лёд? - Какой вывод можно сделать, скажет нам 3 группа. Опыт № 4. «Тает, не тает?» Инструкция: 1. Тает ли снег? 2. Как он тает: быстро или медленно? 3. Как тает лёд? 4. Как он тает: быстро или медленно? 5. Запишите вывод в таблицу. - И последний опыт. - Что берем для опыта? - Положите снег и лёд в стаканчики с водой. - Что происходит с ними? - Вывод формулирует 4 группа. - Назовите свойства снега. Ответ 1 и 2 групп. - Свойства льда называют 3 и 4 группы. - Вспомните, какова была цель наших опытов? (Изучить свойства снега и льда, доказать правильность или неправильность нашего предположения) Таким образом, мы опровергли наше предположение, что снег и лед – это не одно и то же. Хотя у них разные свойства, снег и лед – это замерзшая вода. IV.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. 1. Работа в Рабочей тетради. - Давайте теперь откроем Рабочую тетрадь и ещё раз закрепим свойства снега и льда. Снег Лёд Рыхлый Хрупкий Белый Бесцветный Непрозрачный Прозрачный Тает быстро Тает медленно - Тает, превращается в воду. 2. Опыт «Что легче?» - Опустим в стакан с водой сначала снег. - Снег утонул или остался на поверхности воды? (Остался на поверхности) Вывод: значит, он легче воды. - Опустим лёд. - Что произошло? (Лёд тоже остался на поверхности воды) Вывод: лёд легче воды. - Какое значение для животных водоёма имеет это свойство? Давайте посмотрим видеофрагмент. Может после этого появится у вас ответ. 3.Просмотр видеофрагмента про свойство льда. Вывод: Лёд сохраняет тепло. - А где холоднее в воздухе или в воде? (Холоднее на улице, в воздухе, а воде теплее, раз вода не замёрзла) - Лёд сверху сохраняет тепло. Получается, вода теплее, чем лёд. И это позволяет всем жителям водной среды жить, плавать, передвигаться. Рыбы же в спячку не впадают). - А теперь ответьте на вопрос, где холоднее растениям на улице или под снегом? - Почему? - В снегу градуса на 3 теплее, чем в воздухе. - Значит, если не будет снега, что будет с корнями растений, с животными почвы (дождевыми червями, личинками жуков и т.д.) - Они замёрзнут. - Снег помогает, защищает корни растений от промерзания. – У нас в районах Крайнего Севера, за полярным кругом очень низкая температура, очень холодные зимы и долгие. Почва промерзает очень глубоко. Снег помогает перезимовать растениям тундры и весной она нас снова порадует своим разноцветием. V. Первичное закрепление новых знаний. - Так откуда же берутся снег и лёд? - Послушаем теперь Мудрую Черепаху (чтение вывода на с. 69). Читает ученик. Снег и лёд – это замёрзшая вода. Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Лёд появляется в луже, на реке, на мокрой дороге. VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. 1. Лёд - Можно ли в доме увидеть лёд? (Да, в холодильнике, между рамами) - Как в домашних условиях воду превратить в лёд? (Поставить в холодильник и заморозить, между двумя рамами) - Для чего его мы можем использовать? (При ушибах, чтобы остановить кровь; коктейли делают со льдом…) - Раньше использовали в погребах для хранения продуктов. - А в Ныде у нас есть такое место? (Мерзлотник) - Что такое мерзлотник? Расскажите. - Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах). - Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты, фестивали по изготовлению ледяных фигур. - В каком виде спорта можно увидеть лёд? (Фигурное катание, шорт-трек, хоккей, конькобежный спорт, санный спорт, скелетон - скоростной спуск на специальных санях, кёрлинг, бобслей – скоростной спуск по специальному желобу на управляемых санях и т.д.) 2. Снег. -А из чего легче слепить фигуру, из снега или льда? (Из снега) - Почему? (Снег пластичный) - Ребята, а вы представляете зиму без снега? - Верно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков, это спорт, отдых) VII. Рефлексия деятельности 1. Синквейн -Тема урока у нас какая была сегодня? (снег и лёд) -Когда снег и лёд тают что появляется? (вода) - Вода Снег Лёд (-слово-предмет на выбор) -слова-признаки -слова-действия -предложение
2. Рефлексия с ёлочкой. (Всё понятно было на уроке – золотистые игрушки; понятно, но остались вопросы - синие, не понятно – красные). 3. Снежинки с пожеланиями. VIII. Рекомендации для занятий дома -Сколько граней у снежинок? (6) - Можно ли увидеть одинаковые снежинки? 1. Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Помогите ему и дорисуйте снежинки.
2. Предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать, как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».