Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4273907
Конспект урока на тему «Откуда берутся снег и лёд?»
Содержание - Начальные классы, ГПД
23.01.2019 05:51

Борисова Светлана Геннадьевна, учитель начальных классов. МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда», ЯНАО, Надымский район, с.Ныда.
Урок для обучающихся в 1 класса по программе «Школа России». Учебно-методический комплект «Школа России», учебник «Окружающий мир», автор А. А. Плешаков. Тип урока: открытие новых знаний с элементами исследования по теме «Откуда берутся снег и лёд?»

 


Урок для обучающихся в 1 класса «Откуда берутся снег и лед?»

Цель: организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению по теме: «Откуда берутся снег и лед?».

Задачи:

• продолжить обучение практическому исследованию природных объектов явлений;

• развивать мышление, внимание, память учащихся;

• обучать работе в группах, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Метапредметные:

Регулятивные: учить:

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием;

- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы;

- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала;   

 -адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные:

- учить планировать, анализировать свою работу;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: 

. - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Личностные:

- формировать умение оценивать свою деятельность (способность к самооценке) и деятельность товарищей;

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

Предметные:

- получить в ходе исследования и сравнения знании, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам, которые имеют свойства одинаковые и различные.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

1. Компьютер, медиапроектор, экран.

2. Окружающий мир. Учебник для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков.  – М.: Просвещение, 2016.

3. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, -  М.: Просвещение, 2018.

4. Цветные карандаши, маркеры

5. Ёлочка, игрушки для релаксации.

6. Задания в таблицах. Инструкции.

7. Картинки (пар, град, снег, иней, туман, лёд).  

8. Снеговик с корзинкой.  

9. Памятка «Правила для работы в группах» на доске.

10. План работы на доске.

               1. Предмет.

               2. Опыт.

               3. Вывод,  

               4. Оценка  

12. Снежинки с пожеланиями.

13. Знаки ? и ! (для работы в группах).

14. Стеклянная банка с пресной водой.

15. Оборудование для опытов: снег и лёд в контейнерах, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоточек (для учителя), салфетки для рук.

16. Видеофильм с ютьюба:  https://youtu.be/ynrHcCg3ArE (снег)

17. Видеофильм с ютьюба:  https://youtu.be/ceBQzjltf2M (лёд)

18. Толковые словари (4)

 Организация пространства: учебный кабинет, экран, медиапроектор, ИКТ, парты расставлены парами для групповой работы.   

 

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

  Долгожданный дан звонок.

  Начинается урок

  Постарайтесь всё понять,

  Много нового узнать!

Наш девиз: Я хочу много знать!

- Какое время года сейчас, ребята? (Зима)

- Какие зимние картины видите перед собой, когда слышите слово ЗИМА? (снег, лёд,  холод, мороз и т.д.)

- Помните, мы с вами в стеклянную банку налили воду и поставили на мороз охладить?

- Как вы думаете, что произошло с водой?

- Какие будут ваши предположения? (дети предполагают)

- Давайте, проверим.

- Что же на самом деле случилось?

- Вода превратилась в лёд.

- Почему стекло треснуло? 

- При замерзании вода превращается в лёд.

Вывод: Лёд расширяется, то есть занимает больше объёма. Поэтому места в банке не хватает.

- Итак, у нас проблема.

- Как вы думаете, что мы будем изучать? (снег и лёд)

- Знаете ли вы, что такое снег, а что такое лёд? 

- Найдём и прочитаем значение слов «снег» и «лёд» в «Толковом словаре».

- Итак, откуда берутся снег и лёд?

- А для чего это надо знать?  (Мы живём в районах Крайнего Севера, где долго длится зима и много снега бывает.)

- Снеговик принёс нам корзинку, а там картинки.

СНЕГ   ЛЁД                          ВОДА

 снег      град                           пар

              иней                            туман

              сосульки (лёд)

- Каким общим словом можно объединить эти слова?

- А почему?        

- Во что они превращаются? (Все они превращаются в воду)

- Предположение: снег и лёд – это не одно и тоже.

II. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

- Чем отличаются снег и лёд, вы можете мне сразу ответить? (У нас не хватает знаний, опыта)

-  Верно. Поэтому, чем надо заняться нам сегодня?

-  Нам придётся заняться исследованием свойств льда и свойств снега.  Мы будем предполагать и доказывать, проводить опыты, анализировать и делать выводы. А работать будем в группах.

III. Открытие нового знания.

1.                     Правила работы в группах.

- Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно:             

1. Уметь договариваться с членами группы.

2. Слушать друг друга.

3. Распределять работу между собой. 

4. Быть очень внимательными.

- Откройте учебник на с. 68.

- Что нам Муравьишка говорит? Чтение с учебника.

- Узнаем, как появляются снег и лёд. Будем учиться проводить опыты.

2.                     План работы.

- Работать будем по плану: называем предметы, выполняем опыт, формулируем вывод, одна из команд озвучивает вывод, а остальные оценивают.

- Поднимаем ?, если согласны с выводом !                        

1. Предмет

2. Опыт

3. Вывод

4. Оценка 

5. Знаки ? и !

3.   Задания для групп. «Смена рабочих зон».

-  У нас 4 группы, 4 задания. А значит, каждая группа выполняет все 4 опыта. У каждого своя рабочая зона. После выполнения каждого опыта мы рабочие зоны будем менять.

Результатом всей этой работы будет заполнение таблицы, которые вы получите сейчас. После вашего возвращения обменяемся впечатлениями и сделаем выводы.

-   Опыты будете выполнять по инструкции. Они у вас на столах.

-Кому понятно поднимите руки.

-Все приступаем к работе.

1 группа       2 группа         3 группа           4 группа

№1                 №2                   №3                    №4

№2                 №3                   №4                    №1

№3                 №4                   №1                    №2

№4                 №1                   №2                    №3

-  Кто у вас старший группы?

- На вас ложится большая ответственность. Вы не только будете читать задание, но и руководить своей группой

- Попрошу вас   подойти и получить задание.

- А теперь давайте откроем свои задания и начнём выполнять.

Опыт № 1. «Сравнение снега и льда по плотности»

Опыт № 2. «Сравнение снега и льда по цвету»

Опыт № 3. «Сравнение снега и льда по прозрачности»

Опыт № 4. «Тает, не тает?»  

 

 

СНЕГ

ЛЁД

1

 Плотность:

рыхлый

хрупкий

 Плотность:

рыхлый

хрупкий

2

Цвет:

белый

бесцветный

Цвет:

белый

бесцветный

3

Прозрачность:

прозрачный

непрозрачный

Прозрачность:

прозрачный

непрозрачный

4

Тает

(быстро или медленно)

Не тает

Тает

(быстро или медленно)

Не тает

5

Легче воды

Легче воды

6

Сохраняет тепло

Сохраняет тепло

7

Состоит из воды

Состоит из воды

 

-  Я желаю вам удачи и новых открытий!

Опыт № 1. «Сравнение снега и льда по плотности»

Инструкция:

1.  Возьмите деревянную ложечку и сделайте ямочку в снегу.

2.  Что заметили?

3.  Сделайте ямочку в куске льда.

4.  Что заметили?

5.  Попробуйте ударить его молотком.

6.  Что заметили?

7.  Вывод запишите в таблицу.

- Что нам нужно для опыта?

- Попробуйте в снегу сделать ямку.

- А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку.

- Что заметили?

- Попробуйте ударить по льду молотком.

- Что заметили?

- Закончите вывод, подставив слово-помощник.

- Проверяем. (Вывод формулирует 1 группа, а остальные оценивают в конце).

- Ребята, представьте, что вы на реке, покрытый тонким молодым льдом.

 - Какая беда может случиться, если лёд тонкий?

Вывод: тонкий лёд хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещё слабому льду.

Опыт № 2. «Сравнение снега и льда по цвету»

Инструкция:

1.  Возьмите цветной картон. Положите на него снег.

2.  Что видите?

3.  Возьмите цветной картон и положите на него лёд.

4.  Что видите?

5.  Результаты запишите в таблицу.

- Что нужно для второго опыта?

- Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод.

- Формулирует вывод 2 группа (в конце)

Опыт № 3. «Сравнение снега и льда по прозрачности»

Инструкция:

1.  Можно ли увидеть предмет через снег?

2.  Значит он какой: прозрачный или непрозрачный?

3.  Можно ли увидеть предмет через лёд?

4.  Значит он какой: прозрачный или непрозрачный?

5.  Запишите результаты в таблицу.

- Что нужно для этого опыта?

- Можно ли разглядеть через снег предмет?

- А через лёд?

- Какой вывод можно сделать, скажет нам 3 группа.

Опыт № 4. «Тает, не тает?»

Инструкция:

1.  Тает ли снег?

2.  Как он тает: быстро или медленно?

3.  Как тает лёд?

4.  Как он тает: быстро или медленно?

5.  Запишите вывод в таблицу.

- И последний опыт.

- Что берем для опыта?

- Положите снег и лёд в стаканчики с водой.

- Что происходит с ними?

- Вывод формулирует 4 группа.

- Назовите свойства снега. Ответ 1 и 2 групп.

- Свойства льда называют 3 и 4 группы.

-  Вспомните, какова была цель наших опытов?

(Изучить свойства снега и льда, доказать правильность или неправильность нашего предположения)

Таким образом, мы опровергли наше предположение, что снег и лед – это не одно и то же. Хотя у них разные свойства, снег и лед – это замерзшая вода.

IV.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. 

1. Работа в Рабочей тетради.

- Давайте теперь откроем Рабочую тетрадь и ещё раз закрепим свойства снега и льда.

Снег                    Лёд

 Рыхлый              Хрупкий

Белый                  Бесцветный

Непрозрачный    Прозрачный

Тает быстро        Тает медленно          

-  Тает, превращается в воду.

2. Опыт «Что легче?»

- Опустим в стакан с водой сначала снег.

- Снег утонул или остался на поверхности воды? (Остался на поверхности)

Вывод: значит, он легче воды.

- Опустим лёд.

- Что произошло?  (Лёд тоже остался на поверхности воды)

Вывод: лёд легче воды.

- Какое значение для животных водоёма имеет это свойство?

Давайте посмотрим видеофрагмент. Может после этого появится у вас ответ.

3.Просмотр видеофрагмента про свойство льда.

Вывод: Лёд сохраняет тепло.

- А где холоднее в воздухе или в воде? (Холоднее на улице, в воздухе, а воде теплее, раз вода не замёрзла)

- Лёд сверху сохраняет тепло. Получается, вода теплее, чем лёд. И это позволяет всем жителям водной среды жить, плавать, передвигаться. Рыбы же в спячку не впадают).

- А теперь ответьте на вопрос, где холоднее растениям на улице или под снегом?

- Почему?

- В снегу градуса на 3 теплее, чем в воздухе.

- Значит, если не будет снега, что будет с корнями растений, с животными почвы (дождевыми червями, личинками жуков и т.д.)

- Они замёрзнут.

- Снег помогает, защищает корни растений от промерзания.

– У нас в районах Крайнего Севера, за полярным кругом очень низкая температура, очень холодные зимы и долгие. Почва промерзает очень глубоко. Снег помогает перезимовать растениям тундры и весной она нас снова порадует своим разноцветием.

V. Первичное закрепление новых знаний.

- Так откуда же берутся снег и лёд?  

- Послушаем теперь Мудрую Черепаху (чтение вывода на с. 69). Читает ученик.

Снег и лёд – это замёрзшая вода. Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Лёд появляется в луже, на реке, на мокрой дороге.

VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

1. Лёд

- Можно ли в доме увидеть лёд? (Да, в холодильнике, между рамами)

- Как в домашних условиях воду превратить в лёд? (Поставить в холодильник и заморозить, между двумя рамами)

- Для чего его мы можем использовать? (При ушибах, чтобы остановить кровь; коктейли делают со льдом…)

- Раньше использовали в погребах для хранения продуктов.

- А в Ныде у нас есть такое место? (Мерзлотник)

- Что такое мерзлотник? Расскажите.

- Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).

- Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты, фестивали по изготовлению ледяных фигур.  

- В каком виде спорта можно увидеть лёд? (Фигурное катание, шорт-трек, хоккей, конькобежный спорт, санный спорт, скелетон - скоростной спуск на специальных санях, кёрлинг, бобслей – скоростной спуск по специальному желобу на управляемых санях и т.д.)

2. Снег.

-А из чего легче слепить фигуру, из снега или льда? (Из снега)

- Почему?  (Снег   пластичный)

- Ребята, а вы представляете зиму без снега?

- Верно: это веселые забавы детей, (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков, это спорт, отдых)

VII. Рефлексия деятельности

1.  Синквейн

-Тема урока у нас какая была сегодня? (снег и лёд)

-Когда снег и лёд тают что появляется? (вода)

- Вода      Снег       Лёд  (-слово-предмет на выбор)

-слова-признаки

-слова-действия

-предложение

 

2.  Рефлексия с ёлочкой. (Всё понятно было на уроке – золотистые игрушки; понятно, но остались вопросы - синие, не понятно – красные).

3.  Снежинки с пожеланиями.


VIII. Рекомендации для занятий дома

-Сколько граней у снежинок? (6)

- Можно ли увидеть одинаковые снежинки?

1. Снеговик не успел дорисовать снежинки в вашей тетради. Помогите ему и дорисуйте снежинки.

 

2. Предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать, как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.