Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868878
Методическая разработка урока по математике 3 класс по программе «Начальная школа XXI века». Тема: «Деление с остатком».
Содержание - Начальные классы, ГПД
29.01.2019 08:02

Демидкина Ольга Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 28», Кемеровская область г. Киселёвск. 
Урок математики в 3 классе по теме «Деление с остатком». Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, умений самостоятельно строить и применять новые знания. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

 


 

Математика 3 класс программа «Начальная школа XXI века»

Тема: «Деление с остатком»

Цель: Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Предметные умения

- Сформировать практические навыки деления числа с остатком,

- Вывести алгоритм деления числа с остатком

- Закреплять навыки владения приёмами табличного и внетабличного умножения и деления.

Личностные УУД:

  • Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности;
  • Способствовать развитию самооценки;
  • Формировать уважительное отношение к мнению другого человека;
  • Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Метопредметные УУД

Регулятивные УУД:

Создавать возможность планирования совместно с учителем

  • своих действий;
  • Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
  • Осуществлять самоконтроль.
  • Учиться формулировать цель деятельности на уроке

Познавательные УУД:

  • Развивать умение анализировать, сравнивать объекты;
  • Учиться определять свои границы знания / незнания

Коммуникативные УУД:

  • Создавать условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

Отвечать на вопросы учителя

I Организационный момент  

- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодня урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания.

Урок мы начинаем с повторения.

Игра «Угадай число»

  • Я задумала число, разделила на 3 и получила 4. Какое число я задумала? ( 12)
  • Я задумала число, разделила его на 7 и получила 5. Какое число я задумала? (35)

 




-Каким действием вы находили неизвестное число? (Умножением)

  • Я задумала число, умножила его на 2 и получила 18. Какое число я задумала? (9)
  • Я задумала число, умножила его на 9 и получила 54. Какое число я задумала? ( 6) - Каким действием вы находили неизвестное число? (Делением)

Ребята, работаем по группам:

1.Подумай сам.

2.Обсуди в группе.

1. «Весёлые примеры».

Перед вами задания. Вам необходимо быстро решить примеры и задачу.


1 группа:

  • Число ног у паука умножить на количество пальцев на руке у человека. (8 • 5 = 40) 
  • 2 группа:

  • Количество месяцев в году умножить на число голов Змея Горыныча. (12 • 3 = 36)
  • Тетрадь стоит 23 рубля. Сколько будут стоить 2 таких тетради? (23 • 2 = 46)
  • Из каждого куска картона сделали 4 папки для тетрадей. Сколько папок   можно сделать из десяти таких же листов?

 

3 группа:

  • Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число. (5 • 10 = 50)
  • Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (40 : 5 = 8)
  • Бабушке 54 года, а внук в 9 раз моложе. Сколько лет внуку? (54:9=6)
  • В коробке три упаковки с таблетками. В каждой упаковке по 10 таблеток. Сколько таблеток в коробках?
  • Мама купила две пачки печенья по 45 рублей за пачку. Сколько она получила сдачи со 100 рублей?
Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.


В каждой группе выберите одного из ребят кому хотите сказать спасибо за сотрудничество.   


II Этап выявления места и причины затруднения.


-Расскажите, что вы знаете о делении?

Найдите значение частного     10:5             9:3           72:8        17:2                                   

Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет)

 - Почему? В чём было затруднение? 17:2 (в примере 17:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое)

Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления)

-А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия.

Эксперимент 1-Предлагаю такую ситуацию - у меня лежит стопка из 17 тетрадей, я предлагаю разделить поровну между двумя учениками.

- Попробуем. -  Разделили? 

- Делаем вывод Сколько получит каждый? (по 8)

Все ли тетради разделили? (нет) Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась?

(потому что делили поровну) 

. Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (остаток)

-Так какая тема  урока? (Деление с остатком) Какую цель мы сегодня поставим перед собой: Научиться выполнять действие деление с остатком. Давайте запишем это выражение. -Кто пойдёт к доске и запишет?

-Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь?

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 17 : 2= 8 (ост. 1) (учитель проговаривает)

-Сколько разделили без остатка?(16) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу ×) 

Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов действия деления. Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке.

Физминутка А сейчас Игра «Молекулы»

- Кто знает, что такое «молекулы»? Молекулы – это частицы какого-либо вещества, способные свободно двигаться. Представим себя такими маленькими частицами.

- Пока играет музыка, вы свободно перемещаетесь по классу. (Звучит музыка).

- Встаньте парами, Встаньте по четыре человека. -Встаньте по пять человек

III Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Практическая работа        

– Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления с остатком. (Фронтально опираясь на фишки)

7:3=2 (ост.1) выполняют деление, результаты вычисления записывает в таблицу.

15:6=2(ост.3)

Таблица начерчена на доске (2-ая половинка справа)

ДЕЛИМОЕ

 

 

 

 

ДЕЛИТЕЛЬ

 

 

 

 

ЧАСТНОЕ

 

 

 

 

ОСТАТОК

 

 

 

 

Дети, сидящие за партами, работают на индивидуальных карточках.

                                                          

18:4=4(ост.2)

20:6=3(ост.2) ВЫВОДпо таблице:

- Ребята, посмотрите на таблицу, какое математическое открытие вы можете сделать? Если дети не справятся самостоятельно, помогаю: Сравните делитель с остатком и сделайте вывод. (Остаток < Делителя) В ваших карточках тоже есть вывод, вставьте в него недостающее слово. Прочитайте, что у вас получилось?

При делении с остатком, остаток всегда должен быть < делителя/

IV Включение в систему знаний и повторение.

Построение алгоритма.

-  А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?

Как вы думаете, что нам поможет?

(Алгоритм) № 4 с. 99

5:2   ( (карточки с алгоритмом розданы детям)

Памятка

                           Как разделить число с остатком.

1.Находим ближайшее наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.

2.Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3.Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.

-А сейчас на какой ступени вы себя можете поставить? Продвинулись по лесенке? Ну что ж наш путь на сегодняшнем уроке подходит к концу. А в конце пути принято подводить итоги и делиться впечатлениями. Поднимите, пожалуйста, одну руку (показываю)

Оценка урока по «Методу пяти пальцев».

М (мизинец) – Какое математическое открытие я сделал на уроке? (Ост.< Дел.)

Б (безымянный) – Какую цель ставили? Какого результата достигли? (научились выполнять деление с остатком)

С   (средний) – Пригодятся ли мне эти знания в жизни? Где?

У   (указательный) – Кому я сегодня помог?

Б   (большой) – Какое у меня настроение? (У меня такое – показываю большой палец)

Снова показываю свою руку с раскрытыми пальцами и говорю:

- Вот сколько добрых дел мы сегодня сделали!    Выставление отметок.

 

 

 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР