Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4273923
Статья на тему «Использование игр В. В. Воскобовича в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками».
Содержание - Начальные классы, ГПД
06.02.2019 15:42

Лебедева Галина Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ «Лицей № 8» города Перми. 
В статье рассказывается об опыте работы по апробации Игр Воскобовича, предназначенных для дошкольников, в начальной школе. Предназначена для учителей начальных классов.
 

 


 Использование игр В.В.Воскобовича в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками. 

Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, актуальность которой сохраняется. С началом школьного обучения в характере, содержании и направленности игровой деятельности происходят изменения, заключающиеся прежде всего в возрастании подчиненности игры учебной деятельности, в интериоризации игровых действий (в постепенном переходе от игр в плане внешних действий к играм во внутреннем плане воображения), в увеличении значения игр с достижением определенного результата (спортивные, интеллектуальные игры), в возрастании роли игр с правилами дидактических и компьютерных игр.

Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей используется педагогами популярная методика Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Педагоги, работающие по данной методике отмечают, что дети, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания. Им легче дается обучение в начальной школе. Они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

Популярные развивающие игры В.В. Воскобовича имеют различную направленность: развивают у ребенка воображение и логическое мышление обучают чтению, формируют математические навыки, направленные на конструирование и моделирование, развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала.

Но, к сожалению, не во всех дошкольных учреждениях используется данная методика.

Я, педагог лицея, ознакомившись с данной методикой, решила апробировать эту работу на своих первоклассниках. На уроках использую дидактические игры В.В. Воскобовича «Игровизор», «Змейку», кораблик «Буль – буль», выполнение различных заданий на коврографе.

Игры с коврографом многофункциональны, у них широкий возрастной диапазон участников игры, образность и мотивация (еще один плюс игр Воскобовича), сказочность, вариативность, творческий потенциал, возможность разнообразного использования.

Многие педагоги считают, что развивающие игры В.В.Воскобовича являются актуальными для детей дошкольного возраста. Известно, что для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Игры В.В. Воскобовича также учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Большинство развивающих игр В.В. Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопониманию. Важно, что дети, выполняя различные задания по методике В.В. Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребёнок сам выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое. На уроках математики при изучении темы «Первого десятка», «Сотня» с корабликом «Буль-Буль» математика превращается в увлекательную игру. А знания, полученные в такой необычной форме, станут прочным фундаментом для дальнейших успехов в учебе и познании окружающего мира.

Играя с корабликом, ребенок освоит счет в пределах 100, количественный и порядковый счет, закрепит понятия о цвете и высоте предметов, об их пространственных отношениях, познакомится с понятием «условная мерка» (флажок). С помощью игровых мачт ребенок получит не абстрактное, а образное представление о счете десятками и о составе числа.

На уроках обучении грамоте, математике и во внеурочной деятельности использую Игровизор, на котором дети выполняют графические и математические диктанты, отгадывают ребусы и кроссворды. Каждый ребенок записывает свой ответ, при неверном решении его может изменить, записать другой ответ. У учителя появляется возможность создание эффективной обратной связи, которая является основой обучения школьников. Обратная связь – это инструмент, дающий представление о том, как идет процесс обучения, информирует учителя о достижениях и проблемах учащихся, позволяя определить уровень достижения цели и решения учебных задач.

Большой интерес вызвала игра В.В. Воскобовича «Змейка», которую подарил Дед Мороз всем детям в классе. Складывая «Змейку» ребёнок знакомится с геометрическими фигурами и их свойствами. Играя со «Змейкой» можно давать задания на тренировку внимания, логики, сообразительности. Например, положить змейку красно-зелёной стороной вверх и попросите ребёнка ответить на вопросы: сколько красных квадратов? (Три). Сколько красных треугольников? (Восемь). Сколько зелёных треугольников? (Восемь). Каких треугольников больше – зелёных или красных? (Поровну). Сколько зелёных квадратов? (Ни одного). Попросить сделать так, чтобы остался только один красный квадрат, четыре зелёных треугольника и два красных. Что для этого нужно сделать? И таких заданий можно придумать великое множество! Дети с интересом выполняют определённые задания по карте фигур, которая прилагается со «Змейкой». При выполнении задания можно использовать соревновательный момент «Кто быстрее?» составит ту или иную фигуру.

Занятия со «Змейкой» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, моторику рук и творческие способности.

Игры В.В.Воскобовича требуют от ребёнка определённого уровня усидчивости, которая не всегда по душе детям. В ходе выполнения заданий советую: запаситесь терпением, не критикуйте ученика в случае неудачи, радуйтесь победам и чаще хвалите ребёнка.


alt

alt