Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420034
Статья «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках развития речи».
Содержание - Начальные классы, ГПД
18.02.2019 08:41

Лещёва Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ " ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС “ШКОЛА № 29 Г. ЙОШКАР-ОЛЫ”, г. Йошкар-Ола, Республика Марий-Эл. 
Статья предназначена для учителей начальных классов. Развитие речи является одной из основных задач при обучении детей языку. Уроки развития речи являются базой для развития речевой деятельности учащихся. Каждый речемыслительный процесс есть разрешение проблемной ситуации, т.е. акт творческий. Уроки развития речи – это уроки творчества. Эффективность таких уроков обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы. В этой статье мной представлены некоторые формы и виды работ на уроках развития речи, которые будет способствовать развитию творческих способностей обучающихся.


Развитие творческих способностей младших школьников на уроках развития речи.

Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Язык дает ребёнку возможность общения с окружающими людьми, весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, строится мысль и речь.

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»,- так считал К.Д.Ушинский. Эти слова актуальны и в наше время.

Развитие речи является одной из основных задач при обучении детей языку. Проблема развития речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. Многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием.

Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Повысить уровень речевой культуры детей возможно при систематической работе по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса детей. Эти цели реализуются на уроках по развитию речи. Такой урок является разновидностью уроков русского языка.

Каждый речемыслительный процесс есть разрешение проблемной ситуации, т.е. акт творческий. Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их.

В этой работе мной представлены некоторые формы и виды работ на уроках развития речи, которые будет способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

С первых дней обучения в начальной школе детьми усваиваются основные речевые понятия такие как «язык», «речь», «слово», «предложение», что в дальнейшем становится базой для обучения грамоте, как основе письменной речи, для обогащения лексического и грамматического строя речи. Дети должны научится правильно строить предложения, вдумчиво выбирать подходящее слово и его формы. С этой целью можно использовать работу по предметным и сюжетным картинкам. Разнообразить её можно используя следующие задания.

Работа над предложением. Ученикам предлагается схема

Вопросы для беседы:
- Сколько слов в предложении?
- Про что будет предложение?
- Первое слово короткое или длинное?
- Где может стоять такой маленький домик?
- Кто в нём может жить?
Ученики составляют предложения:
В лесу стоит домик, Там живут гномы.
- Кто такие гномы?
- Они смешные или нет?
- Какие сказки про гномов вы знаете?
Далее учитель расскажет короткую сказку, которую придумает вместе с учениками. Например: В лесу стоит домик. Там живут гномы. Их зовут Бим и Бом. На них смешные колпачки…

Эту сказку можно продолжать в течение многих уроков или дать задание каждому придумать её конец. Гномы станут любимцами детей, помогут им научиться составлять предложения, определять количество предложений в тексте.

Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, развивается умение творчески использовать слово, вдумчиво и бережно относиться к родному языку. Народная мудрость учит ценить в жизни честность и справедливость, а это очень важно для воспитания духовной и нравственной культуры детей. Использование пословиц помогает развивать речь детей, учить объяснять смысл пословиц, находить в них главную мысль, увидеть в пословице воспитательный смысл. Дети используют пословицы при оценке поведения героев, заканчивают ей сказку или рассказ.

Например, при изучении первых букв, дети читают небольшие тексты. Детям даётся задание:
1. Прочитай текст. Рассмотри картинку.


Сани.

-Тут мост. У моста Нина и Антон.
-Антон, на санки!
У Антона сани. Он мал.
-Антон, носи сам сани.

2. Дети отвечают на вопросы учителя.
3. Объясни пословицу. Любишь кататься - люби и саночки возить.

Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. В начальном обучении русскому языку предусматривается ознакомление учащихся с синонимами и антонимами. Эта работа направлена на осознание младшими школьниками лексического значения слов, обогащение их словарного запаса, на формирование у них умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных упражнений.

Синонимы выполняют функций уточнения, замещения и экспрессивно-стилистическую. Говорящий получает возможность выбрать более удачное и точное слово, соответствующее предмету речи, стилю и выразить самые тонкие оттенки мысли. Этому способствует формирование навыка составления синонимических рядов. Такая работа начинается в 1 классе.

Уже в сентябре, понаблюдав дождь или ливень, первоклассники раскрывают признаки каждого из этих явления, находят, чем они различаются и что их объединяет.

Наблюдая осенние листья, ребята обращают внимание на то, что у разных деревьев, листья хоть и жёлтые (красные), но оттенки их разные. Таким образом выводится синонимические ряды: жёлтый, янтарный, лимонный; красный, алый, пурпурный. Позднее, читая художественные произведения, дети пополняют синонимические ряды словами золотой, багряный. Наблюдение за явлениями природы и предметами окружающего мира происходит постоянно. Дети имеют возможность усвоить следующие синонимические ряды: луна, месяц; ненастье, непогода; мороз, холод, стужа; рассвет, заря; вьюга, пурга, метель; шорох, шелест и т. д.

В работе над синонимами можно использовать следующие упражнения:

1. Объясните значение слов. Что общего в их значении?
Старый, ветхий, дряхлый

2. Соедини слова в пары близкие по смыслу:
метель       холм
горка         вьюга


3. Устрани повтор, заменив выделенное прилагательное близким по значению словом.

В школу приехал известный писатель. Его книги широко известны
читателям.

4. Прочитай слова первого столбика. Что они обозначают? Подбери к ним   наиболее подходящее слово из второго столбика. Запиши получившиеся словосочетания.

шагает                  лошадёнка
бредёт                   спортсмен
плетётся               старушка


5. Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить.

Пунцовый, кумачовый (флаг, мак)
Багряная, алая (листва, роза)
Горячая, знойная (погода, вода)

Для отработки правильного употребления синонимов в речи большое значение имеют упражнения по редактированию текста. Материалом для этого могут служить изложения и сочинения детей.

Антонимы употребляются в художественной речи, как выразительное средство создания контраста. Для того, чтобы дети умело использовали в речи слова-антонимы, необходимо включать в уроки следующие виды заданий.

1. Закончи начатые предложения с помощью слов – антонимов.

Петя поднимается в гору, а Коля…

У Пети тяжелый рюкзак, а у Коли…

Петя большой, а Коля…

У Пети темные волосы, а у Коли…

 

2. Группировка антонимов по парам.

Детям предлагается список слов, которые могут образовывать антонимические пары.

Выписать пары слов с противоположным значением.

 

Подниматься, толстый, свет, узкий, худой, ночь, горький, опускаться,    широкий, сладкий, тьма, день, красный, прохлада.

  1. 1.Замена антонимов в предложении.

Даны предложения:

Пустой колос легок, он стоит прямо.

Зимой рано смеркается.

Заяц быстро бегает.

Перестроенные предложения:

Полный колос тяжел, он к земле клонится.

Зимой поздно рассветает.

Черепаха медленно ходит.

Ценным дидактическим материалом для разнообразной работы с антонимами и синонимами могут служить словари антонимов и синонимов.

 

Написание изложений и сочинений – одно из наиболее действенных упражнений в развитии связной речи учеников, которое развивает творческие способности, учит детей основным умениям работы с текстом, активизирует мыслительную деятельность.

Изложение – вид учебной деятельности, который предусматривает передачу своими словами небольших отрывков художественных произведений. Обучение написанию изложений требует серьёзной подготовительной работы, которая начинается уже с первого года обучения и предусматривает систему заданий и упражнений:

1. Работа с деформированным текстом.
2. Письмо по памяти.
3. Письменные ответы на вопросы.
4. Деление текста на части.
5. Изложение отдельно взятой части текста.
6. Коллективное изложение текста.

По характеру воспроизведения изложения подразделяются на:
1. Изложения подробные.
2. Изложения выборочные.
3. Изложения сжатые.
4. Изложения с творческим заданием.

Творческое изложение - в большей степени способствует творчеству. Характеризуется творческими изменениями и дополнениями в тексте:

- изменение лица рассказчика;
- продолжение сюжета, продолжение судьбы героя;
- развитие какого-либо эпизода, введение новых эпизодов, пейзажных зарисовок и пр.;
- перестройка сюжетного произведения, содержащего диалоги, в драматическую форму (драматизация) или составление киносценария;
- составление рассказа по аналогии с прочитанным.

Сжатое изложение является наиболее трудным для учащихся. Важно учить школьников приемам компрессии текста. Имеются специально разработанные упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными способами, их использование позволит подготовить младших школьников к написанию сжатого изложения.

1. Подберите обобщающее слово к однородным членам.

Лебеди, гуси и утки тоже начинали готовиться к отлету.

В корзине лежали рыжие лисички, подберезовики с пестрыми ножками и большие боровики.

Это упражнение может быть использовано, когда дети познакомятся с однородными членами предложения. Дети убеждаются в том, что если заменить однородные члены обобщающим словом, то предложение станет короче, но смысл его не изменится.

2. Подберите обобщающее предложение к нескольким предложениям.

Мне для школы купили новый ранец, тетрадки, карандаши, ручку. Ещё пенал и ластик. Пенал очень красивый, весь блестит. Я его понюхал, пахнет леденцами. Лизнул, оказывается, кисло.

(Для школы мне купили много новых и нужных вещей.)

Упражнение более сложное, чем предыдущее, потому что надо подобрать обобщающее предложение, а не слово, но принцип работы над ним такой же.

3. Прочитайте текст. Выразите содержание двух предложений одним, используя слова потому что, который, так как, когда, а, и или но.

Поклюют куропатки клюкву и опять в снег. Под снегом их никто не заметит.

В лесу из земли пробивается родник. Светлая вода из него течёт ручейком.

Мурка была странная кошка. Она любила сладкий мёд.

Используется прием объединения простых предложений в одно сложное. Упражнение можно использовать, когда дети будут знакомы с понятиями простое и сложное предложение.

Сочинение - вид учебной работы учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания. Написание сочинение - сложный вид деятельности. На протяжении всей начальной школы учащиеся овладевают основными видами сочинений:  

сочинение – повествование;

сочинение – описание;

сочинение – рассуждение.

Обучаясь в 1 классе учащиеся уже приобретают первоначальный опыт работы над сочинением. Для этого существует система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей:

 

  • Построение простых предложений: учимся правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;
  • Составление предложений, объединенных темой;
  • Восстановление деформированного текста; составление деформированного текста по серии сюжетных картинок;
  • Устные ответы на вопросы, объединенные темой;
  • Составление предложений по сюжетным картинкам;
  • Устные рассказы по прочитанному.

 

Далее работа над сочинениями усложняется. Сочинения - это небольшие сюжетные рассказы. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме. Позже в сочинения и рассказы включаются элементы описания – краткие описания отдельных предметов, животных, людей. В описаниях широко используются прилагательные.

Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческую фантазию. Потому на этапе подготовки к написанию сочинений целесообразно использовать приёмы эмоционального настроя: музыка, экскурсия и т.д. Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер.

 

Сочинение сказок - это один из эффективных приёмов развития творческих способностей детей. Благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс.  Ребёнок тянется к сказке, потому что это мир его фантазий, это его первые представления о жизни. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников». Можно использовать следующие задания:

1. Выделять опорные слова из сказки. Детям предлагается расколдовать сказку. По опорным словам вспомнить, как она называется, кто ее автор: дед, баба, курочка, яичко, мышка. Можно использовать коллективное выделение опорных слов из сказки.

2. Сочиняют сказки по опорным картинкам или словам. На доску вывешиваются изображения зебры, тигра, кенгуру, девочки. Даётся задание сочинить сказку с этими персонажами, чтоб главным героем была зебра. На первом этапе вместе с картинками можно использовать опорные слова называющие действия. Сказки не должны быть длинными.

3. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

4. «Выворачивание сказки наизнанку».

Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.

Например: Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где: Белоснежка встретила в лесу семь великанов. Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.

Таким образом, в процессе работы по организации творческой деятельности на уроках развития речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ формирования связной речи младших школьников. Эффективность работы обеспечивается разнообразием методических форм и приемов работы. Уроки развития речи являются базой для развития речевой деятельности учащихся. Целенаправленная подготовка к уроку, правильная постановка целей, продуманность в подборе материала, создание условий для творчества детей ведут к развитию речи, обогащению словарного запаса, умению ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, развивается умение творчески использовать слово. Такие уроки должны предполагать взаимное творчество детей и учителя.


Список использованных источников 

1. Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А. Уроки развития речи в начальной школе (методика и практика преподавания) / Серия «Книга для учителя» / - Ростов-н/Д: Феникс,

2. Богуславская Н.Е., Капинос В.И. Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1991г.

3. Бобровская Т.В. «Активизация словаря младших школьников», 2003

4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.

5. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. Часть I. Методика развития речи младших школьников. – М.: Линка – Пресс, 1994.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР