Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7426357
Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж»
Содержание - Начальные классы, ГПД
29.03.2019 09:31

Каримова Ильсияр Ринатовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 3» Вахитовского района города Казани. 
Данная авторская работа построена с учетом методических рекомендаций и требований ФГОС НОО. Определены содержание и структура урока в соответствии с УМК «Перспектива» по учебнику «Русский язык» 3 класс под редакцией Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной; М . Данный проект урока могут использовать в работе учителя начальных классов.


Методическая разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж»

Цель урока: формирование умения определять творительный падеж существительных по вопросам, предлогам.

Задачи урока:

1) Формировать навыки грамотного письма;

2) Развивать умения определять творительный падеж существительных по вопросам и предлогам; обратить внимание на окончания имен существительных в творительном падеже; наблюдать за использованием имен существительных в творительном падеже в образной речи; развивать самоконтроль, мышление, речь;

3) Учить работать совместно, в паре;

4) Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

5) Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к культуре, языку, природе.

Цели: Формировать умение; воспитывать уважительное отношение друг к другу, к культуре, языку, природе.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся употреблять имена существительные в творительном падеже; записывать текст по памяти; самостоятельно составлять и озаглавливать текст; работать в паре; слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу.

Метапредметные :

познавательныеперечисление свойств реального объекта на основании наблюдений за ним; умение выделять существенные признаки;

коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивныеопределение цели учебной деятельности с помощью учителя; соотнесение результата деятельности с целью и его оценивание;

Личностные: пробужде­ние желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, уважительное отношение к культуре, языку, природе, гражданской позиции, ценностям народов мира.

Ресурсы:

  • книгопечатная продукция - Учебник «Русский язык» 3 класс в двух частях, часть 2, под редакцией

Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной; М., «Просвещение», 2015 год.

  • печатные пособия «Рабочая тетрадь №2» 3 класс по русскому языку, под редакцией Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной; М., «Просвещение», 2016 год
  • ИКС – презентация к уроку;
  • ТСО -компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска «SMARTNotebook»;
  • Дидактический материал таблица с названиями падежей, карточки с падежами для проверки знаний, словосочетания на карточках для парной работы, тест, смайлики.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Чтение и анализ пословицы (с целью создания положительного настроя на урок).

«Не спеши языком – торопись делом». (Слайд №2)

- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу!

Мы отправляемся в зимний лес. Зимний лес невероятен, он привлекает людей своей таинственностью. Здесь каждая веточка и каждый кустик словно собрал в себе всю красоту зимы. Снег аккуратно украшает деревья, наряжает их в белые шубки. Они выглядят очень счастливыми и довольными. Люди, которые приходят в лес, это замечают.

II. Актуализация знаний.

(Письмо по памяти) (Слайд №3)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. (С.Есенин)

1. С чем сравнивает поэт зиму, снег? Подберите синонимы к слову «колдун», «косынка». (Волшебник, маг. Платочек, шаль)

2. Подчеркните орфограммы.

3. Подчеркните главные члены предложения. Обозначьте именительный и винительный падежи имён существительных. Расскажите всё об этих падежах. Определите падеж слова «сна». (Показывают карточки с падежами)

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Определите падеж остальных имён существительных. (Показывают карточки с падежами)

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным,

Надо всё теперь понять

В падеже творительном. (Т. Рик)

Составим план, по которому мы расскажем о творительном падеже.

План:

1) Почему падеж получил такое название?

2) Вопросы падежа.

3) Вспомогательное слово.

4) Предлоги.

5) Окончания.

IV. Работа по теме урока. Первичное закрепление.

– Как вы думаете, почему творительный падеж получил такое название?

Работа по учебнику (с.33)

– Прочитайте сообщение профессора Самоварова и сравните свои предположения.

– На какие вопросы отвечает имя существительное в творительном падеже?

– Назовите вспомогательное слово.

– Приведите примеры имен существительных в творительном падеже.

Выполнение заданий в рабочей тетради. Упр.67. (с.46)

– Какие предлоги употребляются с именами существительными в творительном падеже? Обведите в кружок предлоги.

– Какие окончания могут иметь существительные в творительном падеже? После выполнения упражнения учащиеся делают вывод по таблице:

Род

И.п.

Т.п.

Окончания

Женский род

сова

земля

деревня

мать

совой

землёй

деревней

матерью

ой

ёй

ей

ю

Средний род

окно

море

окном

морем

ом

ем

Мужской род

стол

конь

столом

конём

ом

ём

– Вернёмся к пословице, которую мы прочитали в начале урока. Определите падеж имен существительных. (Показывают карточки с падежами)

V. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть, начать писать.

VI. Продолжение работы по теме урока. Применение знаний в изменённой ситуации.

- Расскажите о творительном падеже по плану:

1) Почему падеж получил такое название?

2) Вопросы падежа.

3) Вспомогательное слово.

4) Предлоги.

5) Окончания.

Работа по учебнику.

Фронтальная работа.

Упр. 58 (устно)

- Составьте из пар слов словосочетания так, чтобы имена существительные стояли в творительном падеже. Используйте предлоги, где это необходимо. (Гордиться, школа. Бежать, трамвай. Интересоваться, история. Любоваться, природа. И т.д.)

Работа в парах. Учащиеся получают карточки с заданиями.

Вставьте нужные предлоги, определите падеж имен существительных.

Пошёл … другом. Хрустел … ногами. Погоня … зайцем. Заметили … кустом. Спрятались … ёлкой. Кружился … головой.

Творческая работа. Составьте небольшой рассказ, используя данные словосочетания. Озаглавьте его и запишите.

Несколько детей читают свои рассказы.

- Очень много можно рассказать о лесе в зимнюю пору, можно описать его в самых разных красках, но лучше просто взять и сходить в это потрясающее место, чтобы лично насладиться шедевром природы.

VII. Рефлексия.

Проверочный тест.

1. Заполните таблицу.

Творительный падеж

Вопросы

Вспомогательные

слова

Предлоги

Окончания

 

 

 

 

2. Отметьте галочкой ряд, в котором все существительные стоят в форме творительного падежа.

А) Горохом, девочкой, деревней, понедельника.

Б) Комнатой, классом, платком, сиренью.

В) Трактором, работе, трамваем, тетрадью.

Г) Ягодой, яблоком, лагеря, картофелем.

Проверка работ по эталону.

- Оцените свою работу.

 

      

VIII. Подведение итогов урока.

- Какой падеж мы сегодня изучали?

- Расскажите о творительном падеже по плану.

IX. Домашнее задание. Выполнить упр. 68, 69 в рабочей тетради.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР