Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7381614
«Коммуникативные УУД в практике современного учителя»
Содержание - Начальные классы, ГПД
24.04.2019 04:53

Симкина Наталья Германовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Черногорск Республики Хакасия. 
Из опыта работы по " Формированию коммуникативных навыков во внеурочной деятельности младших школьников". (презентация)


Формирование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности младших школьников

Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

 

Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний.

Гераклит

Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. А общение - это наша жизнь. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познать мир.

Внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создает ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Мероприятия, направленные на формирование коммуникативных качеств, убеждают в том, что правильно подобранные средства, методы значительно влияют на развитие творческой личности ребёнка коммуникативных качеств у младших школьников.

Уже с первого года обучения учащиеся, принимают активное участие в подготовке и проведению классных и школьных мероприятий.

В ходе работы я провожу с детьми беседы, классные часы, игры на общение, литературные викторины, КВН, спортивные праздники, традиционные мероприятия. В организации и подготовке мне помогают родители.

Для формирования коммуникативных навыков в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность;
  • Познавательная деятельность;
  • Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • Художественное творчество;
  • Социальное творчество (социально значимая добровольческая деятельность);
  • Трудовая (производственная) деятельность;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность;
  • Туристско-краеведческая деятельность.

1. Игровая деятельность

В классе рекомендую проводить разные мероприятия, игры, конкурсы, беседы, инсценировки сказок, ролевые игры и т.д. Общения в играх заставляют думать, развить свои способности, соревнуясь с другими учащимися. Участие младших школьников в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, совершенствуется мышление, стремление к успеху и различные мотивационные качества.

2. Познавательная деятельность

Познавательные беседы;

Тренинги;

Выполнение творческих заданий; проектных, креативных;

Участие в олимпиадных мероприятиях разного уровня.

При подготовке и проведении таких мероприятий дети учатся слушать и слышать друг друга, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению другого человека, полно и точно выражать свои мысли, вырабатывать ораторские и актерские способности, у них развивается речь, обогащается словарный запас. Участвуя в диспутах, творческих проектах, дети отстаивают и доказывают свои идеи. Однако необходимо учитывать, что мнение, высказанное одноклассниками, для ученика, порой важнее мнения учителя.

3. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

В организации внеурочной деятельности с младшими школьниками большое значение имеет развлекательно-познавательные (досуговые) мероприятия, сплачивающие коллектив, помогающие детям хорошо отдохнуть, поддерживают естественную доброжелательную атмосферу общения. Проведение таких мероприятий, как празднование Нового года, 8 марта, 23 февраля и других, невозможно без родителей. Ребятам интересно участвовать в подготовке театрализованных представлений вместе с родителями. Родители должны помогать учащимся в организации досуговой деятельности и принимать активное участие. Творческие идеи, актёрское мастерство родителей помогает проводить праздники весёлыми, интересными. По мере овладения само организованной совместной работы, дети переходят к качественно-новым отношениям, учителем, сверстниками и родителями. Это создаёт сплочённый и дружный коллектив.

4. Художественное творчество

Художественно-эстетическое направление имеет огромное значение в становлении и развитии личности ребенка, т.к. пытается ввести детей в мир познания искусства. В результате занятий происходит стимулирование самостоятельного художественного творчества учащихся, создание нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции изобразительного искусства, музыки, художественного слова. Ученики посещают музыкальную и художественную школы, принимают активное участие в конкурсных программах, в конкурсах рисунков, творческих работ разного уровня, городских конкурсах чтецов «Поэтический звездопад», «Мудрые басни И.А. Крылова», и занимают призовые места. Это помогает организации детского общения, умению понимать друг друга, договариваться, выражать свои идеи, переживать радости совместного творческого дела и радости от успеха общей работы.

5. Социальное творчество (социально значимая добровольческая деятельность)

Под социальным творчеством можно понимать добровольное посильное участие детей в значимых делах – это привлечение учащихся к патриотической работе. По традиции каждый год на 9 мая дети готовят открытки и поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны. Дети принимают участие в конкурсах рисунков, сочинений «Война в судьбе моей семьи», «Рассказ ветерана», посвящённых этой дате. Общение с участниками ВОВ и героями нашего времени - это важно для воспитания будущего поколения. Они много узнают о героических подвигах нашего народа. В музее истории Черногорска с поздравлением ветеранов выступили на празднике «В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты», за что имеют грамоты и благодарности.

Такие встречи школьников с ветеранами воспитывают патриотизм, уважительное отношение к заслуженным людям, и к тому же очень интересны для детей, рассказы о военном времени и тяготах. После таких рассказов остаётся масса впечатлений.

6. Трудовая (производственная) деятельность

Освоению нравственных трудовых отношений способствуют этические беседы, экскурсии, общественно полезный труд, коллективная творческая деятельность. С этой целью проводятся ролевые игры, подготовка докладов и выступлений по профориентации. С удовольствием принимают участие в школьных субботниках, городских выставках детского творчества, фотоконкурсы, оформление школьных газет. Экскурсии на предприятия, общение и беседы с людьми различных профессий способствуют осознанию младшими школьниками ценности собственного труда.

7. Спортивно - оздоровительное направление

Спортивно-оздоровительная работа это - организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения,способы деятельности и знания, освоенные школьниками ранее. Подвижные игры, соревнования между другими классами, «Весёлые старты»,праздник «Песни и стоя»- это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

8. Туристско-краеведческая деятельность

Туристско-краеведческая деятельность - есть деятельность групповая. Любая совместная деятельность требует формирования навыков общения (эффективной коммуникации). Понятно, что ребенок, занимаясь туристско-краеведческой деятельностью, просто вынужден осваивать общение. Весьма важно то, что делает он это не по принуждению и в неформальной обстановке. Совместная деятельность и общение в рамках коллективных туристских дел имеет одну особенность: высокий уровень значимости результатов для каждого из участников и для группы в целом.

Во время экскурсий, походов развивается личностно-значимое отношение к познанию природы, понимание и уважение её: определяет место человека в окружающем мире, получение и расширение знаний учащихся о родном крае. Родители организовали поездку в Бородинские пещеры, выезжали на природу, проводили интересные игры, соревнования между детьми и родителями.

Таким образом, формирование коммуникативных качеств "дает" ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка. Внеурочная деятельность развивает коммуникативные умения учащихся, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. Следовательно, внеурочная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников деятельностью.


alt