Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7429538
Статья: Использование метода моделирования на уроках окружающего мира в начальной школе.
Содержание - Начальные классы, ГПД
26.09.2019 04:36

Томилова Светлана Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №23 г.Северодвинск, Архангельская область. 
В данной статье описывается методы моделирования . Различные виды моделирования на уроках окружающего мира можно использовать с первого класса.


Использование метода моделирования на уроках окружающего мира в начальной школе.

Моделирование как метод обучения применялся с первых шагов человека по передаче своего опыта подрастающему поколению. Однако лишь настоящему времени принадлежит его активное теоретическое осмысление, а, следовательно, и более осознанное применение в практике.

Моделью называют любой мысленный, знаковый или материальный образ оригинала: отображёние объектов и явлений в виде описаний, теорий, схем, чертежей, графиков. Модель – это представитель, заместитель оригинала, используемый в процессе познания или в практической деятельности.

Основной задачей процесса моделирования является выбор наиболее адекватной к оригиналу модели и перенос результатов исследования на оригинал. У модели учебной есть своя специфика. Учебной моделью можно назвать не всякую модель, а только ту, которая, фиксируя суть оригинала, его характерные признаки, отношения обеспечивает возможность для дальнейшего их анализа в познавательных целях.

Моделирование в обучении имеет два аспекта: моделирование как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и как учебное действие, средство, без которого невозможно полноценное обучение. Сегодня спектр применения учебного моделирования в начальном образовании значительно расширился. В содержании всех учебных дисциплин начальной школы можно найти его элементы.

Следуя за содержанием нового образовательного Стандарта, можно говорить о двух типах моделирования: материальном и знаково-символическом. Материальным моделирование бывает (предметным, физическим), где материальные модели строятся из каких-либо вещественных материалов или представляют собой живые существа. Их особенностью является то, что они существуют реально, объективно. В начальном естествознании используются физические модели разных типов: макеты; диаграммы; рельефные карты; модели-разрезы; динамические, воспроизводящие процессы и явления (глобус, теллурий). Так можно смоделировать осевое и годовое движение Земли и их следствия, моделировать угол падения солнечных лучей на поверхность Земли и рельефообразующие процессы. Знаково-символические модели представляют собой запись каких-то особенностей, закономерностей оригинала с помощью знаков какого-либо искусственного языка. Например, при формировании понятий «птицы», «звери» составляется таблица существенных признаков, в которой обозначены эти признаки соответствующими символами. Учащиеся вместе с учителем учатся строить простейшие графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, чертят схемы всевозможных связей и т.п. Особое место отводится моделированию экологических связей. Например, при изучении темы «Круговорот веществ» строится схема круговорота веществ в экосистемах.

Для чего используется моделирование? Процесс познания окружающего, главным образом, опосредованный. Школьники, находясь преимущественно в классной комнате, редко имеют дело с реальными (натуральными) объектами изучения. В большинстве своём они работают с их заместителями - моделями. То есть, даже в таком обыденном понимании процесса использования моделей, учителю приходится постоянно этим заниматься. Так же процесс учебного моделирования заключается в том, что оно входит в структуру целенаправленной учебной деятельности и является необходимым элементом учебного действия.

Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ними проблем и добыванию знаний. Моделирование является необходимым инструментом формирования теоретического мышления школьников. Нельзя забывать и о том, что моделирование реализуется в рамках деятельностного подхода, столь актуального для современной педагогики.

Список информационных источников:

1.Миронов, А.В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / А.В. Миронов. – М.: Баласс, 2013. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

2.Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. - М.: Логос, 2003. - 248 с.

3.Чудинова, Е.В. Окружающий мир. 2 класс: метод. реком. для учителя начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). 2-е изд. / Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва.-М.: Вита-Пресс, 2005

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР