Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868753
Конспект урока по ОРКСЭ «Честность и порядочность»
Содержание - Начальные классы, ГПД
01.11.2019 05:11

Громова Ольга Петровна, учитель начальных классов, МБОУ «Аксубаевская СОШ № 3» пгт Аксубаево, Аксубаевский район, РТ. 
Урок предназначен для учащихся четвёртых классов. На уроке учащиеся познакомятся с понятиями: честность, искренность, добросовестность; разберут жизненные ситуации; составят правила честного человека. И найдут ответы на: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек.

 


 

Конспект урока по ОРКСЭ «Честность и порядочность»

Цели урока:

  • формирование представления о понятиях: честность, искренность, добросовестность; присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Задачи:

  • учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях;
  • оценивать позитивные качества честности;
  • развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Личностные результаты:

  • Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.

Предметные результаты:

  • Формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, искренность, доброта, порядочность, бескорыстие.

Метапредметные результаты:

  • Развитие умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, умения отличать их ложные проявления.
  • Формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений.
  • Умение договариваться друг с другом, работая в группе.

Ресурсы: презентация, листы с заданиями для индивидуальной работы.

1. Организационный момент

Необычный день у нас,

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

-Видеть Вас мы очень рады!

- Давайте улыбнемся друг другу.

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

- Наш настрой на работу:

Глаза смотрят, и все видят.

Уши слушают, и все слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что я в классе не один.

Умею слушать мнения других

2. Актуализация знаний

- Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, а какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

(-Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…)

1) - Недавно одна девочка спросила меня: «Что для человека в жизни самое главное?… Я задумалась. Самое главное у каждого свое.

А как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное? Подумайте и распределитесь по углам.

СТРУКТУРА «КОНЭРС»: * Деньги, * Дружба, * Здоровье, * Успех

Структура Редли Робин

- Образуйте пару, дайте пять. Обсудите с партнёрами выбор угла. На обсуждение даётся 30 секунд каждому партнёру, начинает тот, кто выше ростом.

- Объясните, по какому признаку выбирали угол.

Молодцы, присаживаемся на свои места.

- Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек.

2) На прошлых уроках мы с вами познакомились понятиями «дружба» и «порядочность». Какие качества и черты характера людей относятся к дружбе?

Давайте составим карту-шар. ФИНКИН МЭПС (работа на доске)

(Бескорыстие, доверие, красота, честность, справедливость, ответственность, благородство, сдержанность, сила, искренность, приветливость, терпение, доброжелательность, уступчивость, вежливость).

3. Самоопределение к деятельности

-Сегодня я хочу обратить особое внимание только на 2 качества, которые помогают дружбе. Отгадав ребус, вы узнайте, о каком качестве пойдёт речь.

Так о чём же сегодня с вами будем говорить на уроке? (о честности).

Какие цели поставим на урок?

4. Сообщение темы и цели урока

- Мы постараемся понять, что такое “честность”, будем учиться оценивать поступки людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться в вопросе: Зачем человеку нужна честность.

Тема нашего урока «Честность и искренность»

5. Работа над новой темой

1) – Как вы понимаете, что такое честность? (Ответы учащихся.)

У вас на столе лежит лист бумаги, каждый пишет на своей половинке листа, затем по очереди называют ответы, а в середину листа записывают самый лучший ответ.

Работа проверяется выборочно.

–А, теперь давайте узнаем, какие определения понятия «честности» дают разные учебные источники.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Честность — это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности.

Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие и так далее.

«Психология» автор Екатерина Грабарская

Честность – это черта характера, когда человек всегда говорит правду и старается не врать ни при каких обстоятельствах. Он избегает лжи, недомолвок. Честность – это умение всегда признать свою неправоту, это способность никогда не оправдываться, быть искренним в любой ситуации. У честного человека есть никогда не дремлющая совесть, которая строго контролирует всего его поступки и действия.

- Сильно ли отличается понятие честности, которое давали вы, от понятий, которые мы прочитали?

- Мы с вами познакомились с разными определениями честности, а теперь, узнаем, какое понятие честности даёт автор учебника с. 77.

2) - Как звучит тема урока?

(Честность и искренность)

- Как вы думаете, может ли быть честность без искренности?

- Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так: “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”

- Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.

- Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье.

6. Физкультминутка. Игра “ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО”

– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.

– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.

Честно ли бросать друга в беде?

– Честно ли признавать свою вину?

– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?

– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?

– Честно ли без спроса брать чужие вещи?

– Честно ли пользоваться подсказками?

– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?

– Честно ли подсказывать другу на уроке?

– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?

– Немного отдохнули, садитесь.

7. Закрепление пройденного. Анализ ситуаций

1) 1-я ситуация.

Рассказ Л. Пантелеева “Честное слово” был прочитан вами на уроке литературного чтения в 3 классе.)

– Сейчас мы посмотрим слайд. Постарайтесь вспомнить этот рассказ.

Начинается рассказ с того, что автор говорит о том, что он даже не успел узнать у мальчика, с которым он случайно встретился, его имя. Автор запомнил, что это был ребёнок лет 7-8, с веснушками на носу. Повествование идёт от первого лица. Леонид Пантелеев рассказывает, что как-то он пошёл в парк на Васильевском острове и зачитался там интересной книгой. Потом он услышал вдали звон колокольчика и понял, что это сторож приглашает запоздавших посетителей на выход. Уже начало смеркаться.

Когда писатель встал со скамьи и пошел к выходу, то услышал тихий детский плач. Он пошёл на звук и увидел маленького мальчика, тот стоял около небольшого здания и плакал. Пантелеев спросил, почему ребенок плачет и не идёт домой? Мальчик сказал, что он не может, так как стоит на часах. Ребёнок рассказал, что большие мальчики позвали его играть в войну и сказали, что он должен охранять склад. Главный герой пообещал им - он никуда не уйдёт и дал честное слово. Парень сказал, что теперь ему может разрешить покинуть свой пост только военный. Тогда писатель побежал в сторону ворот, чтобы найти такого человека.

За воротами парка он увидел майора, который собирался сесть в трамвай. Пантелеев быстро объяснил ему ситуацию, и два взрослых человека побежали в сад на помощь ребёнку. Малыш по-прежнему тихонько плакал, но так и не покинул свой пост, ведь он дал честное слово. Он хотел кушать, устал, но чувство долга было сильнее.

Вопросы для обсуждения.

– Как автор относится к мальчику?

– Какова главная мысль рассказа?

Главная мысль рассказа – это несомненное чувство долга, верность своему слову, сила духа

– Какое правило честного человека можно составить, прочитав рассказ “Честное слово”?

Честный человек всегда держит слово.

2) – Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.

Подумайте и скажите, как бы вы поступили в следующей ситуации.

2-я ситуация.

– Представьте, что вы нашли на улице кошелёк. Как вы поступите в этом случае? (Ответы учащихся.)

– Сейчас мы послушаем историю, которая произошла с мальчиком Томми.

Аудиозапись рассказа “Честный Томми”.

– В чём проявилась честность Томми?

– Почему Томми не взял кошелёк себе?

– Давайте составим следующее правило честного человека.

Честный человек никогда не берёт чужого.

3) 3-я ситуация.

- Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал - вся задача была решена ....»

- Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?

(выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ)

- Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.

«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.

Вопросы для обсуждения:

1.Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?

2.Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?

3.Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)

4.А как бы вы поступили в подобной ситуации?

Честный человек не боится сказать правду.

4) Пословицы о честности. Работа в парах.

– Сегодня на уроке мы составили несколько правил честного человека, а народ составил таких правил очень много. Прочитать некоторые из них мы сможем, если нам удастся составить пословицы.

– Перед вами пословицы о честности, но чтобы прочитать их, надо правильно соединить левую и правую части каждой пословицы.

(Учащиеся работают на листах для индивидуальной работы.)

Кто вчера солгал,

Как бы ни пряталась ложь,

Ложь до добра

Маленькая ложь

Ложь

               дружбу губит.

               за собой большую ведёт.

               правда её отыщет.

               тому и завтра не поверят.

               не доведёт.

Сималтиниус Релли Тэйбл (взаимопроверка)

Проверка выполненной работы.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.

Ложь до добра не доведет.

Маленькая ложь за собой большую ведёт.

Ложь дружбу губит.

(Учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл.)

8. Рефлексия

- Давайте определим, что же хорошего в честности.Откройте с.79 и найдите ответ.

Составим лестницу-абстракции

– А ещё я хочу добавить, что необходимо научиться быть честным самим с собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.

 

9. Итог

Кл.рук.: В жизни по-разному можно жить.

              В горе можно и в радости.

              Вовремя есть и вовремя пить.

              Вовремя делать гадости.

              А можно и так: на рассвете встать

              И, помышляя о чуде,

              Рукой обожженною солнце достать

              И подарить его людям! (Сергей Островский)

– Президент Путин В. сказал, что наша страна очень нуждается в честных, порядочных людях. Так давайте становиться лучше, чище, давайте дарить окружающим нам людям тепло наших сердец, заботу и любовь.

– У вас на партах лежат сердечки. Пусть каждый из вас напишет искреннее пожелание своему другу.

Звучит фонограмма песни “Дорогою добра”.

Спасибо вам за честность, искренность. Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

10. Домашнее задание

Найти высказывание великих людей о честности - творчески оформить на листе альбомного формата

На следующем уроке мы продолжим разговор о честности и постараемся разобраться, всегда ли надо говорить правду.

Звучит фонограмма песни “Дорогою добра”.

Список использованных источников:

1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., И.В. Муштавинская «Учим детей мыслить критически» - СПб.: Речь, 2003.

2. Студеникин, М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений - М.: Русское слово, 2011.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).

4. Якиманская И.С. «Знания и мышление школьника»- М.: Просвещение, 1998 г.

5. http://www.openclass.ru/

6. http://nsportal.ru/

7. http://FB.ru

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР