Формирование социального опыта у младших школьников с нарушениями слуха в условиях внеурочной деятельности |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
28.11.2019 07:22 |
Сорокина Ирина Константиновна, педагог-психолог, МАДОУ ЦРР№88 «Антошка», г. Северодвинск, Архангельская область.
Формирование социального опыта у младших школьников с нарушениями слуха в условиях внеурочной деятельности На современном этапе обучение и воспитание младших школьников с нарушениями слуха ставит актуальной задачей формирование социального опыта, находящего отражение в содержании целей и задач ФГОС НОО ОВЗ. Исследованием подходов к формированию социального опыта у младших школьников с нарушениями слуха занимались Надежда Филипповна Голованова, Мария Р. Даурова, Ирина Алексеевна Неясова и др. исследователи [2, 3, 4 и др.]. Иными словами опыт работы уже существует, но практика нуждается в обогащении условий внеурочной деятельности для формирования социального опыта детей с ОВЗ, в частности младших школьников с нарушениями слуха. С этой целью проведено экспериментальное изучение формирования социального опыта у младших школьников с нарушениями слуха в условиях внеурочной деятельности. Установлено, что «внеурочная деятельность – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения» [1]. «Социальный опыт – результат воспитательного процесса, познавательной и практической деятельности личности, который выражается в совокупности знаний о социальной действительности, усвоении способов деятельности в обществе, эмоциональных, социальных отношений, творческой деятельности» [5, 6]. Структура социального опыта включает в себя следующие компоненты: 1) личностные характеристики и взаимоотношения с окружающими; 2) адаптация и навыки сотрудничества с окружающими; 3) творческая активность и особенности взаимодействия в социальном мире [9]. Методика диагностики социального опыта младших школьников с нарушениями слуха включает в себя диагностику Рене Жиля, «Рукавички», анкетирование учителей, родителей и воспитателей группы продленного дня. В рамках представленной структуры социального опыта было проведено исследование, которое дало возможность выявить и соотнести с теоретическими данными особенности социального опыта младших школьников с нарушением слуха по его структурным компонентам: 1) Личностные характеристики: низкий уровень общительности, любознательности, активности; высокий уровень отгороженности, обидчивости, тревожности; замкнутость, стремление к уединению; 2) Адаптация и навыки сотрудничества с окружающими: несамостоятельность детей в совместной деятельности; неумение налаживать контакты; отсутствие навыков конструктивного поведения; 3) Творческая активность и особенности взаимодействия в социальном мире: предпочтение общению с друзьями взаимодействие с близкими родственниками; взаимодействуют с учителем только в случаях необходимости; в совместной деятельности с одноклассниками творческая активность не проявляется ввиду нерешительности детей. Были проанализированы педагогические условия организации внеурочной деятельности для формирования социального опыта младших школьников. Результаты свидетельствуют о необходимости создания оптимальных условий внеурочной деятельности для формирования социального опыта младших школьников с нарушением слуха. Указанные показатели социального опыта у младших школьников с нарушениями слуха препятствуют процессу социализации: вхождению в социальную среду, отождествлению себя с окружающим социумом. Для становления указанных компетенций у младших школьников с нарушениями слуха необходимо создавать специальные образовательные условия с учетом особых образовательных потребностей указанной категории младших школьников. Таким образом, анализ экспериментальных данных свидетельствует о том, что развитие социального опыта у детей с нарушениями слуха имеет определенные трудности, тем самым можно предположить, что сложившиеся педагогические условия в школе нельзя считать оптимальными. Результаты диагностического исследования показали необходимость разработки и дальнейшей апробации специальных образовательных условий по формированию социального опыта у младших школьников с нарушениями слуха, что и определило цель дальнейшей работы. В соответствии с выявленными характеристиками социального опыта у младших школьников с нарушениями слуха, нами была разработана и апробирована модель, направленная на формирование социального опыта, по представленным выше структурным компонентам. Внеурочная деятельность будет эффективным условием формирования социального опыта при создании специальных образовательных условий: 1) учет особых образовательных потребностей специфики развития социального опыта: повышение уровня любознательности, общительности, самостоятельности; сокращение отгороженности от окружающих, снижение уровня тревожности; потребность в выработке алгоритма социально одобряемого поведения; потребность в адаптации ребенка в социальном мире; 2) разработка организационной модели формирования социального опыта в условиях внеурочной деятельности; 3) создание дидактических ситуаций, направленных на моделирование социально одобряемого поведения. Для реализации первого условия нами была проведена предварительная диагностика, в ходе которой были отмечены характерные особенности социального опыта у младших школьников с нарушениями слуха и условия внеурочной деятельности, реализуемые в классах выбранной нами категории детей. В соответствии с интересами детей, указанными в анкетировании, возрастными и индивидуальными особенностями, а также тематикой проведения школьных занятий нами было выделено направление и темы для возможностей формирования социального опыта во внеурочной деятельности. Реализация второго и третьего условия предполагала следующее. В процессе реализации внеурочной деятельности создаем ситуации, требующие организации взаимодействия со сверстниками. На первом занятии взрослый демонстрирует образцы поведения – как правильно взаимодействовать со сверстниками. Со второго занятия активность взрослого уменьшается. Переход осуществляется от полного образца поведения, демонстрируемого взрослым, к самостоятельной реализации умений взаимодействовать со сверстниками. На последнем занятии дети должны взаимодействовать со сверстниками самостоятельно, в полной мере проявляя инициативу и творческие способности. Третье условие реализуется с помощью принципов, на которые следует опираться в содержании и планировании работы с детьми с нарушениями слуха. Разработка модели формирования социального опыта осуществлялась в структуре внеурочной деятельности. В процессе обучающего эксперимента модель реализована в течение 6 занятий. Особенность модели заключается в следующих положениях: структура социального опыта прослеживается, развивается в рамках каждого занятия; идет минимизация выявленных особенностей констатирующего этапа; включена вариативность средств внеурочной деятельности. Средствами внеурочной деятельности представлены тренинговые упражнения, просмотр и обсуждение мультфильма, продуктивные виды деятельности, постановка и проигрывание шагающего театра экспромта. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ 19 декабря 2014 г. № 1598) в работе обозначены особые образовательные потребности младших школьников со сниженным слухом и особенности организации занятий [7]. Организация внеурочной деятельности стоилась с учетом следующих требований: • «Пошаговое» предъявление материала; • Повторение и обсуждение пройденного материала в различных вариантах на последующих занятиях; • Использование в работе большого количества наглядного материала, практических методов; • Стимулирование познавательной активности (мотивационный компонент, вводные вопросы, выделение голосом основных моментов); • Стимулирование проявления групповой и творческой активности (включение детей в обсуждение, позиция товарищества, создание общего продукта деятельности); • Активизация связной монологической речи, развитие диалогов детей; • Введение норм и правил взаимодействия с окружающими; • Чередование видов работы [8, 9]. Применение модели внеурочной деятельности формирования социального опыта предполагало разработку структуры занятий, состоящей из 3 этапов: ориентировочный, конструктивно-формирующий, обобщающе-закрепляющий. Структурные компоненты социального опыта прослеживаются, развиваются в рамках каждого занятия внеурочной деятельности. Идет минимизация выявленных особенностей констатирующего этапа. В содержании и планировании модели внеурочной деятельности мы опирались на следующие принципы общей и специальной педагогики: принцип наглядности; принцип доступности (учета возрастных и индивидуальных особенностей); принцип систематичности (последовательности); принцип учета зоны ближайшего развития; принцип единства диагностики и коррекции; принцип деятельностного подхода. Ориентировочный этап – 1 конспект, который направлен на создание специальных образовательных условий для проведения работы. Основной этап формирующего эксперимента непосредственно направлен на формирование социального опыта у младших школьников с нарушением слуха и включает 2 конспекта. Заключительный этап предполагает закрепление полученных знаний и умений на предыдущем этапе и включает в себя 1 занятие, которое служит продолжением предыдущих тем. Во внеурочной деятельности использовались дидактические ситуации, направленные на моделирование социально одобряемого поведения. В процессе реализации внеурочной деятельности создавались ситуации, требующие организации взаимодействия со сверстниками. Осуществлялся переход от полного образца поведения, демонстрируемого взрослым, к самостоятельной реализации умений взаимодействовать со сверстниками. На последнем занятии младшие школьники с нарушениями слуха продемонстрировали усвоенные навыки взаимодействия, совместного конструктивного решения поставленных задач. Отмечено проявление самостоятельности детей, включенность каждого ребенка в проигрывание ситуаций общения, игривость. Дети слушали говорящего и выполняли усвоенные правила и нормы поведения во время занятия, правила и особенности вербального и невербального взаимодействия со сверстниками и организатором игры. Исходя из анализа промежуточных результатов проведения занятий во время внеурочной деятельности, можно судить о положительном влиянии модели внеурочной деятельности для формирования социального опыта у младших школьников с нарушениями слуха. Эффективность проведенной специальной работы по формированию социального опыта младших школьников с нарушениями слуха в условиях внеурочной деятельности проверена на этапе контрольного эксперимента. Результаты контрольно – срезового эксперимента, направленного на оценку коррекционной результативности проведенной работы, показали, что: показатели шкал взаимодействия с друзьями, подругами и учителем, шкал личностных характеристик любознательности, общительности в группе возросли; показатели шкалы отгороженности значительно снизились. Сравнив распределение испытуемых экспериментальной и контрольной групп заключительного этапа исследования, обозначим следующие выводы: у детей экспериментальной группы низкого уровня взаимодействия не обнаружено, когда у половины испытуемых контрольной группы взаимодействие со сверстниками осталось на низком уровне. Математическая статистика U-критерия Манна — Уитни подтвердила достоверность результатов проведенных методик на констатирующем и контрольном этапе исследования. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 1.Глоссарий ФГОС [Электронный ресурс] // Городской методический ценр – Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ekonomika/fgos/glossarij-fgos.html 2.Голованова, Н. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н. Ф. Голованова // Педагогика. – 1999. – № 5. – С. 42–45 3.Даурова, М. Р. Социальный опыт младших школьников: содержание, критерии спо-собы диагностики [Электронный ресурс] / М. Р. Даурова // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2010.html 4.Неясова И.А. Социальный опыт как педагогическая категория [Электронный ре-сурс]: многопредмет. науч. журн./ Моск. госуд. пед. ин-т им М.Е. Евсевьева. – Электрон. Журн. – М.: 2011. – № 4 (8) (октябрь – декабрь). – Режим доступа: http://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e0a/e0a2665d9e29ab85bf7490e7148ee3cb.pdf 5.Опарина, Е. А. Использование исследовательских заданий в формировании социального опыта личности старшеклассника [Электронный ресурс]: науч. библиотека elibrary.– Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_27020272_46720101.pdf 6.Правдов, Д. М. Формирование компетенций культуры здоровьесбережения у детей младшего школьного возраста на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности [Электронный ресурс]: Научно-методический журнал многопредмет. науч. журн./ Моск. госуд. пед. ин-т им М.Е. Евсевьева. – Электрон. Журн. – М.: 2011. – № 4 (8) (октябрь – декабрь) Режим доступа: http://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e0a/e0a2665d9e29ab85bf7490e7148ee3cb.pdf 7.ФГОС НОО ОВЗ-07 [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.10spb.edusite.ru/DswMedia/fgosnoosovz22112014.pdf 8.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего об-разования: [Принят 6 октября 2009 года в ред. Приказов, с изменениями и дополнениями 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г.]. – 2009. - № 2357. – Режим доступа: http://www.10spb.edusite.ru/DswMedia/fgosnoosovz22112014.pdf 9.Федоренко И.К., Градова Г.Н. Психолого-педагогические аспекты формирования социального опыта младших школьников // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002067">https://scienceforum.ru/2018/article/2018002067 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».