Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868744
Статья. Использование игровых технологий в формировании навыков письменного сложения и вычитания на уроках математики во 2 классе
Содержание - Начальные классы, ГПД
04.12.2019 11:44

Ефимова Юлия Алексеевна. Учитель начальных классов. МОУ СОШ №82 им. Ф.И.Дубовицкого г. Черноголовка, Московская область. 
В статье рассмотрены актуальные проблемы использования игровых технологий на уроках математики в начальных классах. Статья предназначена как для учителей начальных классов так и для студентов получающих педагогическое образование.


Использование игровых технологий в формировании навыков письменного сложения и вычитания на уроках математики во 2 классе

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы использования игровых технологий на уроках математики в начальных классах. Проведен анализ современных учебников по математике. В работе представлены примеры игр, которые можно использовать при формировании навыков письменного сложения и вычитания на уроках математики во 2 классе. В качестве значимых условий для проведения данного исследования дано понятие игры, её структурных компонентов. Изучение проблемы применения игровых технологий в начальных классах свидетельствует о том, что использовать их на уроках необходимо систематически и целенаправленно, начиная с простых игровых ситуаций. В работе проанализированы преимущества использования игровых технологий при обучении математики в начальной школе. Во время игровой ситуации необходимо заранее планировать деятельность учащихся, направляя их на достижение цели.

Ключевые слова: игра, письменное и устное сложение и вычитание, игровая технология.

Формирование у учащихся начальной школы навыков письменного сложения и вычитания является одной из важнейших задач обучения математике младших школьников. Исходя из возрастных особенностей детей начального звена, наиболее целесообразным в этом процессе может быть использование игровых технологий.

Научиться быстро выполнять вычисления важно для младших школьников как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Е.С. Дубинчук, А.А. Столяра, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, М.И. Моро, С.Е. Царевой и других[3].

В процессе изучения начального курса математики в школах России используются учебники «Математика 1-4 класс» авторов Л. Г. Петерсон., М. И. Моро и Н. Б. Истомина. Проанализировав существующие учебники по математике, можно выделить основные задачи, которые ставят перед собой авторы:

  • формирование устойчивых навыков устных и письменных вычислений через усвоение отношений между единицами измерения величин и действий с величинами (М. И. Моро);
  • обучение построению, исследованию и применению математических моделей окружающего мира (Л. Г. Петерсон);
  • целенаправленное и непрерывное формирование приемов умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, классификации, проведения аналогий и обобщений (Н. Б. Истомина)).

Используется при обучении примерно в 1% классов четырехлетней школы такой интегрированный курс, как «Математика и конструирование» (С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина). По мнению российских методистов, лишь незначительная часть задач в используемых учебниках позволяет развивать у учащихся начальной школы пространственное мышление.

Очень часто используют российские учителя в своей методической деятельности такие учебно-методические комплекты, как «Гармония», «Школа 2100», «Планета знаний», «Перспектива». В программе «Гармония» присутствует опережающий характер обучения. Что касается математики, то решение задач начинается только со второго класса. Российские учителя начальной школы пользуются тетрадями на печатной основе, а также наиболее известными теориями: теория поэтапного формирования знаний (П. Я. Гальперин); теория формирования научных понятий у школьников (В. В. Давыдов) теория проблемного обучения (Л.В.Занков, А. М. Матюшкин).

В начальных школах России, как и во многих странах мира, предпочитают обучение математике с участием учащихся в учебных проектах * 6 +. Именно во время работы над определенным проектом младшие школьники понимают необходимость знаний по математике и дальнейшего их использования.

Российские учебники по математике для начальной школы под редакцией Т. Е. Демидовой, С. А. Козловой, А. П. Тонких написаны с учетом проблемно-диалогической технологии ввода новых знаний[4]. В курс «Моя математика» введена образовательная линия «Нестандартные и занимательные задачи», в состав которой входят головоломки, логические задачи, арифметические ребусы, лабиринты, математические фокусы, задачи на разрезание и составление фигур, задачи на взвешивание, принцип Дирихле.

Учителя, работающие по программе «Сообщество», побуждают школьников к исследованиям, коллективному решению проблем и активного диалога[5].

Учителя России используют в своей работе систему автоматизированного проектирования (САП), которая предназначена для работы с технической и презентационной техникой, модульное обучение, пошаговые алгоритмы, задачи с историческим содержанием, интегрированные уроки. В одном из разделов изучения математики в начальной школе «Элементы стохастики »присутствуют задания на чтение информации в виде таблиц, графиков, линейных, столбчатых и круговых диаграмм, изучается ряд комбинаторных задач. Курс изучения математики в начальных школах России построен по спирали и направлен на формирование целостности системы математических понятий и общих способов действий.

В начальном курсе математики предусмотрен следующий порядок введения вычислительных приемов, в котором постепенно вводятся приемы, включающие больше операций, а приемы, усвоенные ранее, входят в новые как основы операций[1].

В ныне действующих учебниках по математике для начальных классов устные приемы с переходом через десяток рассматриваются после введения письменных приемов. Такой порядок введения приемов не является целесообразным, поскольку, научившись добавлять и отнимать в столбик, дети не видят целесообразности рассмотрения устных приемов сложения и вычитания с переходом через десяток. Чтобы обосновать детям целесообразность и необходимость введения письменных приемов сложения и вычитания, нужно сначала предложить им выполнить устно пример на сложение, который требует достаточно громоздких объяснений, запоминания большого количества промежуточных результатов.

Работа над нумерацией и арифметическими действиями строится в начальном курсе концентрически. Во время освоения арифметических действий, школьники усваивают наизусть таблицу арифметических действий, приобретают навыки устного выполнения несложных вычислений в пределах 100 и 1000, выполняют письменно операции над многозначными числами. Используя правила порядка выполнения действий и свойств арифметических действий, учащиеся должны уметь находить значения числовых выражений, в том числе выражений со скобками на 2 - 4 операции.

В изучении действий сложения и вычитания в пределах 10 выделены следующие темы:

  • добавление как нахождение количества элементов, объединение множеств, которые не пересекаются;
  • вычитание как нахождение количества элементов множества, которые остались после изъятия ее части;
  • знаки действий сложения и вычитания;
  • приемы сложения и вычитания чисел 1-10;
  • переставной закон сложения;
  • таблицы сложения чисел в пределах 10;
  • таблицы вычитания.

Случаи сложения и вычитания в пределах 100 группируются по их отношению к понятию - переход через разряд. Сначала ученики знакомятся с приемами устного сложения и вычитания без перехода через разряд. Далее вводятся письменные приемы выполнения действий (без перехода и с переходом через разряд). Последними рассматриваются случаи устного сложения и вычитания с переходом через разряд.

Цель курса математики в начальной школе состоит в том, чтобы формировать у учащихся качественно новые знания, которые характеризуются высоким уровнем осмысления, динамичностью применение в новых ситуациях, повышение их эффективности и системности.

Задача этого курса - развитие у детей математических умений: устной и письменной счета, определения состав числа, выполнение вычислений, решения задач.

При поступлении в школу у ребенка резко меняется образ жизни. Основным видом деятельности становится обучение. Этот переход, особенно резкий тем, что от относительно свободной деятельности (игры), ребенок переходит к деятельности, которая носит обязательный характер. Но этот процесс осложняется возрастными особенностями младшего школьника: слабым переключением внимания, неустойчивостью памяти и мышления. Для преодоления этого в учебной деятельности ведущие методисты и педагоги рекомендуют широко использовать игровые формы активности детей - учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами. Игра остается важным средством не только отдыха, но и творческого познания жизни, ведь в детские годы игра является основным видом деятельности.

Дидактическая игра - это практическое групповое упражнение по выработке оптимальных решений, применению методов и приемов в искусственно созданных условиях, воспроизводящих реальную обстановку. Во время игры у ученика возникает мотив, суть которого заключается в том, чтобы успешно выполнить взятую на себя роль. Итак, система действий в игре выступает как цель познания и становится непосредственным содержанием сознания школьника. Всё, что помогает успешному выполнению роли, имеет для ученика особое значение и качественно ним осознается.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от любой другой деятельности.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются: познавательный смысл или дидактические задачи, игровой замысел, правила, игровые действия, оборудование, результат игры.

Использование игры с целью оптимизации обучения обусловили необходимость создания соответствующей технологии. Поэтому технологию игровой деятельности целесообразно рассматривать как системный способ организации обучения, которая направлена на оптимальное построение учебно-воспитательного процесса и реализацию его задач. Он основан на деятельностном подходе, который обеспечивает школьнику позицию субъекта собственного учения, интенсификацию познавательной деятельности, генерализации знаний и умений учащихся с целью использования их в нестандартных условиях.

Игровая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание развивающей деятельности самого ученика и ведет к стабильно высоким результатам. Реализацию такой технологии следует предусмотреть на различных уроках в начальной школе, что является свидетельством ее межпредметного характера применения.

Основное отличие в выполнении письменного и устного сложения и вычитания заключается в том, что устные вычисления начинают выполнять из высших разрядов, а письменные - из низших[2].

На введении письменных приемов сложения и вычитания школьники уже достаточно владеют устным приемами, поэтому перед введением алгоритмов сложения и вычитания в столбик им следует обосновать необходимость нового вычислительного приема, убедить детей в его целесообразности. На уроке введения новых знаний по этой теме во 2 классе целесообразно использовать классический подход – объяснение нового материала с использованием наглядных средств, объяснения на доске. На уроке закрепления знаний можно проверить усвоенный материал, уровень формирования навыков письменного сложения и вычитания с помощью игровых технологий. Такой урок будет интересен и задействует каждого ученика.

Приведем примеры игр, возможных для использования при формировании навыков письменного вычитания и сложения во втором классе.

Игры к теме «Числа первого десятка»:

  • «Потерялось число» (вставить пропущенные числа);
  • «Молчание» (учащиеся показывают ответ на карточке);
  • «Заселят домики», «Домино» (проверка состава числа);
  • «День - ночь» (нужно решить пример на несколько действий и назвать результат).

Игра «В магазин»

«Продавец» и «покупатель» быстро считают примеры у доски, а дети следят за правильностью расчетов. Так в игре дети тренируются в письменном добавлении и вычитании.

Игра «Математический ручей» помогает учителю закрепить состав числа. Двое учеников берутся за руки, образуя ворота, и держат цифровую карту, например, 8. Остальные дети (их тоже восемь) расходятся по классу. Затем каждый должен найти свою пару 7+1, 6+2, 5+3, 4+4. Учитель подает сигнал: «Ручей в ворота!», - и дети парами проходят через ворота. «Ворота» пропускают только те пары, которые правильно составили заданное число из двух меньших, то есть состав числа.

Игра «Путешествие в лес»

Для проведения этой игры заготавливаются раздаточные карточки, силуэтные рисунки (мухомор, боровик, елка). Ученики получают по 1-2 карточки с вариантами задания под названием «Сложи примеры». Ребенок сигнализирует «елочкой», что примеры составлены. В награду получает «боровичок», неправильный ответ - «мухомор».

Игра «Математический футбол»

Класс делится на две команды. Ученик из первой команды называет произвольный пример и указывает ученика из второй команды, который будет отвечать, и записывать решение у доски. Если ответ правильный, то игрок, который отразил "удар", дает задание первой команде. Если ответ неправильный то "нападающая" команда дает правильный ответ и хором говорит "Гол". Ученик, которого вызвали, может обратиться за помощью к одному из членов своей команды. Побеждает команда, которая забьет больше «голов».

Игра «Лучший шифровальщик»

На доске написано примеры для двух команд и прикреплены карты с числами и буквами. Карточек больше, чем примеров. Ученики последовательно решают примеры, находят карточку с ответом и выставляют ее той стороной, где записано букву. Решив примеры, читают зашифрованное слово. Побеждает та команда, которая первая прочтет слов[5].

Игра «Кто больше соберет ягод?»

На карточках с изображением ягод с обратной стороны написаны задания. Ученики, вычисляя их письменно, записывают ответы на доску, а карточки собирают в кучку. Когда все задания выполнены, проверяется правильность их вычислений и подводится итог: у кого больше собрано ягод, тот и победитель[5].

Игра «Забей гол»

В ворота, которые прикрепляются на доске, учитель ставит "мяч" с числом. Дети по очереди записывают любой пример, результатом которого является данный мяч. Выигрывает ученик, который больше назвал примеров[6].

Изучение проблемы применения игровых технологий в начальных классах свидетельствует о том, что использовать их на уроках необходимо систематически и целенаправленно, начиная с простых игровых ситуаций. Во время игровой ситуации необходимо заранее планировать деятельность учащихся, направляя их на достижение цели. Игровое задание, которое стоит перед младшими школьниками должно совпадать с учебным и быть под силу каждому ребенку. Эффективность игровой деятельности младших школьников зависит от готовности учащихся к игре, четкой постановки задач игры, контроля действий участников игры.

Однако не стоит забывать и о трудностях, которые возникают при применении игровых технологий. Проведение урока в начальных классах применением игровых технологий требует основательной методической подготовки учителя. Игровые технологии обучения требуют большей затраты времени и энергии по сравнению с традиционными методами обучения.


Использованные источники

1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400 с.

2.Байрамукова П.У. Методика обучения математике в начальных классах. – Ростов н/Дону: Феникс, 2009. – 299 с.

3.Гребенникова Н.Л., Косцова С.А. Теория и практика организации обучения математике в начальных классах: Дидактические материалы: Учебное пособие. – Уфа: РИЦ БашГУ,  2012. – 186 с.

4.Математика. 2 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 2. / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. – М.: Баласс, 2016. – 80 с.

5.Устинова М.А.  Формирует ли вычислительные навыки учебник «Моя математика» // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 10. – С. 13-16.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР