Салиндер Анини Вадимовна, учитель начальных классов МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда». Рабочая программа по литературному краеведениюдля 2-3 классов составлена на основе Программы учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение» (Автор программы: Л.В. Федорова, Салехард, 2004); регионального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений ЯНАО, реализующих программу общего образования.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литературное краеведение» 2-3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному краеведению для 2-3 классов составлена на основе Программы учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение» (Автор программы: Л.В. Федорова, Салехард, 2004); регионального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений ЯНАО, реализующих программу общего образования.
Цель курса: соединение программного материала – литературоведческого, исторического, природоведческого, искусствоведческого с краеведческим с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них.
Задачи курса:
- знакомство с устным народным творчеством местного коренного населения – ненцев, хантов, коми;
- использование краеведческого материала как действенного средства нравственно – эстетического и патриотического воспитания;
- обогащение учащихся новыми сведениями о родном крае; расширение кругозора; формирование высоконравственной личности;
- введение в мир природы и человеческих отношений, через сопоставление реальных фактов с их отражением в литературном творчестве;
- воспитание интереса к поискам нового;
- воспитание любви к родной земле, знакомство с историей её народа, его традициями, обычаями, привитие уважения к своему народу;
- привитие навыков охраны природы через заповеди и народные обычаи местного населения.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС и освоению ООП. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного курса. Обязательный минимум программы по литературному краеведению отвечает требованиям стандарта обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по родному языку всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
- формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Предлагаемый курс «Литературное краеведение» рассчитан на 1 час в неделю во 2-3 классах (34 часа). Курс нацелен на реализацию важнейших требований.
Программа каждого класса начинается с первоосновы литературы – фольклора: «малых» жанров: песни, загадки. При изучении сказок происходит знакомство с народом, который сочинил сказку. Таким образом, школьники получают сведения о многонациональном составе северного края. От сказок народных переходят к собирателям фольклора (И.Г. Истомин, Е.Г.Сусой). Фольклорный раздел в каждом следующем классе расширяет и углубляет знания об устном творчестве народа, помогает понять, как талантлив народ, как сохраняется культура с древних времён до сегодняшнего дня.
Особое место отводится исследовательской деятельности: рассмотрению природных богатств края, климатических условий, расположение Ямало-Ненецкого автономного округа на карте и его географических особенностей относительно России.
Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин, иллюстраций и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов, составлении вопросов к тексту, составлении устных рассказов на заданную тематику. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике.
По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы - сочинения (обучающие): колыбельных песен, загадок (по аналогии), стихотворных текстов. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Должна быть предоставлена полная свобода в самовыражении в слове. Поэтому непосредственно перед написанием сочинения не должно быть такой подготовительной работы, как составление общего плана, пересказа, зачитывания образцов. Подготовка осуществляется всей предшествующей системой работы. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению. Не менее важны и такие показатели качества сочинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать и чувствовать должны быть предметом постоянного внимания учителя.
Программой предусмотрен доступный ребёнку младшего школьного возраста материал: о значении общества в жизни каждого человека, о государственном устройстве, символике (герб, флаг), культуре родного края (обычаи, традиции), его основных ценностях.
В учебном предмете особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Уроки литературного краеведения тесно связаны с историей, этнографией, различными видами декоративно-прикладного, музыкального, изобразительного искусства. Это расширит кругозор обучающихся, даст наглядное представление об исторических процессах, поможет понять истоки народных обычаев.
Историко-литературный и природоведческий материал позволяет обогатить учащихся новыми сведениями о родном крае, расширить кругозор, способствует формированию высоконравственной личности. Тем самым школа готовит учащихся к активному участию в общественной жизни, воспитывает людей, способных самостоятельно приобретать знания.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Литературное краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
2 класс
|
3 класс
|
Ямальский калейдоскоп, учебное пособие по литературному краеведению 2 класс, автор-составитель Л.В. Федорова, г. Тюмень, Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2003 год.
|
Край Ямальский /Учебное пособие по литературному краеведению. 3 класс/Составитель Л.В. Федорова. – СПб: ООО «Миралл», 2006.
|
Рабочая программа составлена с учётом психолого – педагогическихособенностей обучающихся из числа коренных МНС. Дети, пришедшие из тундры, не имели дошкольной подготовки, у них слабо развита речь, воображение, образное и логическое мышление, узкий кругозор, сведения об окружающем мире не соответствуют возрасту, они односложно отвечают на вопросы, не умеют пересказывать, не понимают многих понятий и слов. Словарный запас у ребят беден, устная речь развита слабо.
Количество учебных часов по литературному краеведению
класс
|
2 класс
|
3 класс
|
итого
|
Количество часов
|
34
|
34
|
68
|
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
Уровневая дифференциация;
Проблемно-диалогическая технология;
Групповая (коллективная) учебно-познавательная деятельность;
Информационно-коммуникационные технологии;
Здоровьесберегающие технологии;
Проектно-исследовательская деятельность.
Типы уроков:
Урок изучения и первичного закрепления знаний (далее УИПЗЗ)
Урок закрепления знаний и выработка умений (далее УЗЗВУ)
Урок комплексного использования знаний (далее УКИЗ)
Урок обобщения и систематизации знаний (далее УОСЗ)
Урок проверки, оценки и контроля знаний (далее УПОКЗ)
Методы обучения: словесный (объяснение, разъяснение, беседа), наглядный (рисунки, таблицы, презентации, фильмы), практический, используется коллективная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Виды и формы контроля
Текущий(беседа по вопросам, составление плана, озаглавливание частей рассказа, выборочное чтение, выразительное чтение, чтение по ролям, рассказ по ключевым словам, рассказ от лица героя, чтение наизусть, пересказ текста по частям, составление характеристики героя)
Тематический (чтение наизусть стихотворений, проверка уровня начитанности, выполнение творческих заданий, например, составить рассказ-рассуждение на тему: «Чему учит сказка?» или сочинить свою сказку; инсценирование произведения, конкурс на самого лучшего в мире рассказчика, проекты, тестирование).
Итоговый (проверка техники чтения, проверка уровня начитанности и умения работать с книгами)
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Литературное краеведение» включает произведения устного творчества народов Севера, произведения северных писателей (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Обучающиеся знакомятся с произведениями северных писателей, которые пополняют знания детей о родном крае, об окружающем мире, о жизни своих соотечественников, их труде. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного краеведения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); обучающиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, обучающиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Обучающиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству северных писателей, создателей произведений словесного искусства.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
В соответствии с учебным планом МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» на изучение литературного краеведения в начальной школе отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 68 ч: во 2 – 3 классах – по 34 часа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения литературному краеведению является осмысление и присвоение обучающимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Литературное краеведение»
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества.
- Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
- Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
- Использование знаково-символических средств - представления информации о книгах.
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
- Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
- Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
- Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.
- Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
- Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.
- Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
|
2 класс
|
Кол-во
часов
|
3 класс
|
Кол-во
часов
|
Раздел
|
Раздел
|
1
|
Край, поэтами воспетый
|
4
|
Осенние мотивы
|
11
|
2
|
Страницы северного фольклора
|
15
|
Суровые мелодии зимы
|
12
|
3
|
Как прекрасен этот мир!
|
5
|
Звонкие мелодии северной весны
|
11
|
4
|
Славим тружеников тундры
|
1
|
|
|
5
|
Все мы дети – матери-природы
|
2
|
|
|
6
|
Была жестокая война
|
2
|
|
|
7
|
Где край родной, где отчий дом
|
5
|
|
|
|
Итого
|
34
|
|
34
|
Содержание программы
Программа «Литературное краеведение» рассчитана на учащихся 2-3 классов и включает в себя цикл взаимосвязанных между собой предметов: окружающего мира, экологии, изобразительного искусства, музыки, истории. Содержание курса связано с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, литературное чтение, родная (ненецкая) литература, технология), что открывает дополнительные возможности для развития обучающихся.
Данный материал распределён с учётом преподавания краеведения на три учебных года, причём соблюдается принцип последовательности и постепенного усложнения краеведческого материала. Программа рассчитана на детей, которые имеют недостаточно знаний и представлений о ЯНАО, его истории, людях, коренных народах Севера, издавна населяющих эту территорию. Курс охватывает почти все сферы жизни, истории Ямало-Ненецкого автономного округа. И, как показала практика, такой метод изучения родного края очень эффективен, способствует заинтересованности учащихся, даёт определённый объем знаний о культуре, быте, фольклоре, истории, литературе, географии края. Это не сухое изложение фактов, это то, с чем дети повседневно сталкиваются в жизни. Большую помощь оказывает не только краеведческая литература, но и такие журналы, как «Ямальский меридиан», «Северные просторы», «Северяне», «Юный натуралист», газеты «Красный Север», «Рабочий Надыма» и др.
Для выполнения данной программы и поддержания постоянного интереса учащихся к данному курсу педагогу необходимо использовать разнообразные формы и методы работы: сообщения, видеофильмы, фото- и кинохронику, игры типа «Звездный час», «Аукцион», «Брейн-ринг», работу в паре, групповые формы работы, а также практические уроки по плетению бисером, изготовлению ягушек (женская одежда северян), кукол из утиных клювов и прочее. Необходимо планировать с детьми походы на природу, в музей, участие в общешкольных, сельских, районных, окружных, всероссийских мероприятиях.
Программа составлена с учетом регионального компонента, который способствует социализации младших школьников в практической жизни, расширяет представления обучающихся о природе северного края, о жизни и быте народов Севера, об истории ЯНАО, Надыма, с. Ныда. На уроках используется краеведческий материал в виде статистических данных в содержании учебных задач. Этнокультурный компонент представлен через использование школьного этнопарка.
Содержание предмета «Литературное краеведение» 2 класс
Данная программа содержит все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному краеведению и авторской программы учебного курса.
№
|
Раздел
|
Кол-во часов
|
Содержание
|
Вид деятельности
|
1
|
Приглашаем к путешествию
|
1
|
Здесь начало России
|
|
2
|
Край, поэтами воспетый
|
2
|
В.Неделько. Ямальский вальс. Л.Лапсуй. Сейчас Ямал – обжитая планета…Р.Ругин. Здесь, конечно, не тёплый и благостный юг… Л.Лапсуй. Где вьюги вихрятся под пологом нарт…И.Истомин. На полярном самом круге. Стихи юных поэтов, учеников салехардской гимназии. А.Иванова. Салехард. Л.Сайготин. Лабытнанги. Л.Фёдорова. Муравленко. Новый Уренгой. Ноябрьск. Губкинский.
|
Прогнозировать содержание раздела. Читать, выражая настроение произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Пересказывать текст художественного произведения. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения.
|
3
|
Здесь мы живём, здесь учимся, растём
|
3
|
А.Тарасова. Песня о Белоярске. Б.Федорив. Губкинский вальс. В.Фёдорова. Прекрасно северное небо…М.Шульгин. Лабытнанги. Л.Сайготин. Лабытнангский вальс. Н.Тимофеева. Слово о Муравленко.Л.Лапсуй. С высоты.
Б.Дубровин. Домой, домойВ.Мурзин. Ничего мы не забыли.
И.Владин. Снежные сны Уренгоя. Л.Савичева. Наш Селькуп-изумительный край. Б.Ковешников. Страна Селькупия.
В.Квирая. Харасавей. С.Кобцев. Песня о Харсаиме.
Э.Чумакова. Яр-Сале
|
Ориентируется в нравственном содержании художественных произведений. Слушает и понимает речь учителя. Участвует в диалоге: понимает вопросы собеседника и отвечает на них в соответствии с правилами речевого общения.
Договаривается друг с другом; принимает позицию собеседника, проявляет уважение к чужому мнению.
|
4
|
Фольклор – колыбель народного творчества
|
13
|
Песни над Обью. Под звук оленьих нарт и стук копыт оленьих.В.Няруй. С.Няруй. Милый наш малыш. Колокольчики. Слова и музыка С.Няруя. Тэтэль-вэтэль (Милый малый). Моя собака. Сл.Г.Пуйко, напев Е.Сусой.И ты засыпай. Сл.П.Явтысыя. Нарты спят. Колыбельные сыну. Я шью ягушку. Жду мужа. Моя мама. Солнце есть жизнь. Л.Лапсуй. Я опять припомнил: тысячи примет… Р.Ругин. Как много было дедовских примет! Народная мудрость. Поговорки, приметы. О рыбаках и рыбках. Давно замечено, что… В мире северных загадок. Отгадай, что это?
Загадки, сочинённые писателями. Л.Лапсуй. В ночь беззвёздную до чума…Ю.Шесталов. Небо красноватое играет…В.Кудрявцева. Кто зимою…Литературные загадки. О как мудры вы, сказки Приполярья! Л.Лапсуй. Послушай старца. Как медведь хвост потерял (ненецкая сказка). Глупый Лось (ненецкая сказка). Как ворон лису перехитрил (ненецкая сказка). Куропатка (ненецкая сказка). Почему совы не видят солнечного света (ненецкая сказка). Старик Хэнгоре.Сорока (хантыйская сказка). Шаман и зайцы (в обработке Р.Ругина). Заяц и медведь (хантыйская сказка). Как Собака хозяина себе нашла (селькупская сказка). Глаза и уши (селькупская сказка). Чинкча (селькупская сказка). Мудрый внук (татарская сказка). Ю.Афанасьев. Брюшастик.
Н.Дудников. Завистливый осётр. Ю.Шесталов. Сказка о ребёночке-бобрёночке. Л.Фёдорова. Рыбки и вороны. Два медведя. Л.Ефремова. Влюблённые звёзды. Р.Ругин. Почему лебеди белые (легенда). Е.Сусой. Песнь женщины (отрывок). Хорошо уметь читать! Кто как зимует. Первые заморозки. Белые комары.
|
Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Инсценировать художественное произведение: читать по ролям. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. Различать виды (жанры) УНТ.
|
5
|
Как прекрасен этот мир
|
3
|
П.Кожевников. Белка. Чирок-свистунок. Ворон. Горностай. Гагара.В.Кудрявцева. Пескари. Пёс Барбос. А.Тарасова. Песец. Заяц. Белый медведь. Волк. Енот. Гусь. Лебедь. Росомаха. Куропатка. Белка. Журавли. А.Тарасова. Журавль Стерх. Лиса. Олень. Ворона. Лайка. Горностай. Утка. Чайка.
|
Прогнозировать содержание раздела. Читать, выражая настроение произведения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Пересказывать текст художественного произведения. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения.
|
6
|
Лесные были
|
2
|
Рябцев. Зелёный дятел. Кузнец. Желна. Н.Дудников. Путешественник. Л.Лапсуй. На Севере весна бурлива…
Р.Ругин. Солнце мечет лучи в исступлении…
|
7
|
Славим тружеников тундры
|
1
|
Л.Лапсуй. На Севере весна бурлива…Р.Ругин. Солнце мечет лучи в исступлении…
|
Ориентируется в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определяет круг своего незнания.
Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Читает выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделяет главное в прочитанном; пересказывает, делит текст на смысловые части, составляет его простой план; оценивать события, героев произведения; приводит примеры произведений фольклора.
|
8
|
Все мы - дети матери-природы
|
2
|
Л.Лапсуй. Будь милостив к природе…У.Шульгина. И теперь я наказ хочу людям дать…Л.Лапсуй. О полярнике. Крик гагары. Куропатка. Л.Лапсуй. Мальчик из стойбища (отрывок из поэмы). Резвятся оленята. Берёзка. Смерть берёзки
|
9
|
Была жестокая война
|
2
|
Л.Лапсуй. Мне помнится. Помните! Л.Лапсуй. Материнские слёзы. Твоим дыханием дышу.
|
10
|
Где край родной, где отчий дом
|
3
|
Р.Рубин. Прошу у зимы я хороших дорог…С той поры, когда в родном селенье…Пойдём со мной в наш тихий лес… Р.Рубин. Берёза. Утром. Обь. Р.Рубин. Паутина. Ледостав. Подлёдный лов.
|
11
|
Слово северным поэтам
|
2
|
П.Салтыков Север. Лебеди. Ю.Вэлла. Песня ненецкого мальчика. Первая кукушка. А.Тарханов. Следы. В осеннем бору. Град. Чудеса. Г..Лазарев. Лиственница.
|
Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Инсценировать художественное произведение: читать по ролям. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. Различать виды (жанры) УНТ.
|
|
Итого:
|
34
|
|
|
Содержание предмета «Литературное краеведение» 3 класс
№
|
Раздел
|
Ко-во часов
|
Содержание
|
Виды деятельности
|
1.
|
Осенние
мотивы
|
11
|
Ямальская осень (3ч) В.Торопов «Встреча с Севером», «Осенние мотивы». Л.Фёдорова «Здравствуй, школа!» Л.Лапцуй «Морошка» С.Попов «В ясном небе гусей караван» В.Ульянов «Над рекою повис седоватый туман», «Осень» Р.Ругин«В ожидании зорьки», «Не торопись, зима…» П. Явтысый «Пушица», «Моё возвращение, «Тундровая тропка» Северные были (3ч) П. Явтысый «Друзья». Ю. Митин «В осаде» И. Истомин «Рассказы об Ильке». Ю. Ленцов «Ямальские узоры», А.Рокина «Самое благородное животное Севера – олень». Загадки. Вы – наша гордость, северяне! (2ч) И в памяти народа останется тропа. Легендарный разведчик. Не знавший покоя. Время слушать сказки (3ч) «Человек и собака» (ненецкая сказка). «Два оленя» (ненецкая сказка) П.Турутина «Нелес –то». П. Турутина «Ваханде и Нойсама». П.Турутина «Встреча с селькупами»
|
Ориентироваться в учебнике по литературному краеведению. Знать систему условных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание главы. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Пользоваться словарём в конце учебника.Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке.Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Объяснять выбор автором заглавия произведения. Размышлять над прочитанным. Обсуждать в паре и группе прочитанные произведения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания. Определять тему текста; давать простейшую оценку прочитанному тексту, соотносить его содержание с заглавием, рисовать словесную картинку; описывать картинку словами. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения
|
2.
|
Суровые
мелодии
зимы
|
12
|
Ямальская зима (2ч) Р. Ругин «Прилетела белой птицей», «Тревога», «Мелодии снежинок», «В куропачьем чуме», «Праздник оленевода», «Зимою», «Пастух». А.Ванеев «Снегирь», П.Явтысый «Кочевье», Ю.Никитина «Зимний вечер». Северные были (3ч)Ю. Митин «Медведь-водовоз». Ю. Афанасьев «Чужой заяц». Ю.Афанасьев «На каникулах». Первые ласточки (3ч) Елена Григорьевна Сусой. Роман Прокопьевич Ругин, Юрий Николаевич Афанасьев. ХабэчаХываревичЯунгад. Сказки и легенды (4ч)М.Анисимова «Агрыч», «Про рябчика».«Дятел» (ненецкая сказка).«Портной, медведь и бесёнок» (татарская сказка).Е.Сморгунова «Легенды лесного края». Л.Липатова «Легенда щучьего озера», И. Юганпелик «Песня девушки сихирти».
|
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова; отвечать на вопросы по содержанию; оценивать свои эмоциональные реакции. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Называть волшебные события и предметы в сказке, выделять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.
|
3.
|
Звонкие
мелодии
северной
весны
|
11
|
Ямальская весна (2ч) Р. Ругин «На северной земле моей весна…», «Ожидание весны», «Белая ночь», «Весенний ручей». Л.Лапцуй «Первый день солнца», «Летом в тундре», «Берёзка», «Смерть берёзки», «Едэйко» «Оленёнок», «На скорость». Северные были (4ч) И.Истомин «Случай с рукавицей».Н.Дудников «Гадкий лебедёнок».Н. Дудников «Два хозяина».Н.Дудников «История одной кошки», «День рождения белого оленя». Творчество юных (1ч) О. Ного «Лемминг и жук»; А.Худи «Три сестры». Время слушать сказки (4ч)«Оленёнок» (ненецкая сказка). «Ласка – гладкая головка» (сказка народа коми); «Женское безделье». «Малость раньше проснулся». «Сиротинушка Маша».
|
Выбирать виды деятельности на уроке, придумывать свои вопросы по содержанию. Выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. Передавать с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.
|
Итого:
|
34
|
|
|
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное краеведение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проходит в виде: индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета литературного краеведения.
Итоговый контроль по проверке знаний по литературному краеведению проводится индивидуально. Для проверки учитель готовит вопросы. Проверка проходит в виде викторины или теста, также могут проводиться олимпиады по литературному краеведению.
Задания могут быть общими, а могут быть дифференцированными.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
Оценка «3»
|
Оценка «4»
|
Оценка «5»
|
Выполнено не менее 50% объёма работы;
|
Выполнено не менее 75% объёма работы;
|
Работа не содержит ошибок.
|
Уровень развития умения работать с книгой
|
Высокий
|
способность ученика самостоятельно ориентироваться в детской книге, легко вычленять на обложке и прочитывать название, определять тему, сопоставлять три внешних показателя её содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации)
|
Средний
|
умение самостоятельно ориентироваться в детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей её содержания
|
Низкий
|
такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему, принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте
|
Уровень развития устной речи
|
Высокий
|
полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается более одной неточности в речи
|
Средний
|
ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов
|
Низкий
|
ученик отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении предложений
|
График проведения проверочных работ по литературному краеведению
Класс
|
№
|
Вид контроля
|
Тема
|
2 класс
|
1
|
Викторина
|
Страницы северного фольклора
|
2
|
Тест
|
Имя на карте
|
3
|
Олимпиада
|
Страницы истории Ямальского края
|
4
|
Итоговый тест
|
Проверка знаний
|
3 класс
|
1
|
Викторина
|
Осенние мотивы
|
2
|
Тест
|
Суровые мелодии зимы
|
3
|
Проект
|
Звонкие мелодии северной весны
|
4
|
Итоговый тест
|
Проверка знаний
|
Общими критериями оценивания результативности обучения литературному краеведению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
- индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
- индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения литературному краеведению являются:
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
- выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
- выполнение заданий по ориентировке в книгах;
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
- наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
- анализ читательского дневника;
- анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
- анализ творческих работ обучающихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
обучающихся к концу 2 класса
Обучающийся научится:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
- различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном;
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
обучающихся к концу 3 класса
Обучающийся научится:
Называть:
- имена известных писателей и поэтов ямальского края и произведения (не менее 2-3);
- малые жанры разных народностей Севера;
- произведения разных авторов народностей края (по выбору учащихся).
Различать:
- малые формы фольклора северных народностей;
- легенды и мифы разных авторов края, написанные по мотивам народных преданий;
- особенности отдельных произведений писателей и поэтов края;
- элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление).
Приводить примеры:
- малых фольклорных форм народностей края (пословицы, поговорки, загадки и др.)
Решать учебные и практические задачи:
- уметь высказывать оценочное суждение о прочитанном фольклорном произведении;
- пересказывать произведения любимых авторов.
Получит возможность научиться:
- высказывать и пояснять свою точку зрения;
- применять правила сотрудничества;
- выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
- бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
- испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю.
Список литературы
1. Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала. – Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН, 2002
2. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале. – СПб.: «П», 2004
3. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала.- Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН, 2002
4. Северные родники. / Автор-составитель Л. В Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
|
Примечания
|
Книгопечатная продукция
|
Программа учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение» (Автор программы: Л.В. Федорова, Салехард, 2004)
|
В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлен обязательный региональный минимум содержания начального общего образования по литературному краеведению в 1-4 классах
|
Учебники
Ямальский калейдоскоп, учебное пособие по литературному краеведению 2 класс, автор-составитель Л.В. Федорова, г. Тюмень, Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2003 год.
Край Ямальский /Учебное пособие по литературному краеведению. 3 класс/Составитель Л.В. Федорова. – СПб.: ООО «Миралл», 2006.
|
В учебниках используется занимательный материал, есть задания и вопросы к текстам, словарь незнакомых слов.
|
Технические средства обучения
|
Оборудование рабочего места учителя. Классная (магнитная) доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Персональный компьютер. Интерактивная доска. Мультимедийный проектор.
|
|