Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4974567
Статья «Использование информационно-коммуникационных технологийна уроках в начальной школе»
Содержание - Начальные классы, ГПД
27.02.2020 16:31

Буравлёва Наталья Алексеевна, учитель начальных классов, МКОУ "СОШ № 4" г. Мирный, Архангельская область. 
В статье автор рассуждает о применении информационно – коммуникационных технологий. Говорит о необходимости решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей.

 


 

Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках в начальной школе

Применение информационно – коммуникационных технологий объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей. Особенностью такого учебного процесса является то, что центром деятельности является ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект – субъектное» отношение.

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Я использую презентацию  при организации  учащихся на работу, при проведении устного счета,  при актуализации знаний, постановке проблемы на уроке, при изучении нового материала,  на заключительном этапе, подводя обучающихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, при решении задач обучающего характера, при проверке фронтальных самостоятельных работ, при  коррекции усвоенных знаний.

Таким образом, реализуется один из дидактических принципов - наглядность представляемого материала. Кроме того, реализуются учебные задачи:

1. Повышение мотивации к обучению школьников.

2. Повышение внимания учеников к изучаемому материалу.

3. Формирование ярких представлений об изучаемой теме.

4. Разнообразие форм представления учебного материала.

5. Развитие творческих способностей, активизация процессов восприятия, мышления, воображения и памяти.

Благодаря всему перечисленному,  происходит  повышение качества обучения за счет повышения интереса к изученному предмету.

Я превращаю  презентацию в увлекательный способ вовлечения обучающихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт мне  возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает мне  как учителю возможность для:

- информационной поддержки;

- иллюстрирования;

- использования разнообразных упражнений;

- экономии времени и материальных средств;

- расширения образовательного пространства урока.

Фрагменты уроков, на которых я использую презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Я убедилась,  что благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается  концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; повышение интереса к изучению предмета; возрастание мотивации к учёбе. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Необходимо всё же заметить, что яркая картинка на экране - всего лишь способ подачи материала. Это одностороннее движение. Самое же важное на уроке - это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса - школьная доска. Доска - это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником.    Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но мои наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Они активно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал. Таким образом, использование интерактивной доски помогает обеспечить устойчивую мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность. Эти наблюдения относятся и к новым компьютерным технологиям в целом.

      Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

-  психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;

-  возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор детей;

-  возрастает уровень использования наглядности на уроке;

-  идет более полное усвоение теоретического материала;

-  идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

-  формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;

-  повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить" в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

       При использовании информационно-коммуникационных технологий очень важно учитывать требование СанПиНа, где указано продолжительность использования компьютера на уроке.