Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7426184
Конспект урока «Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками»
Содержание - Начальные классы, ГПД
20.08.2020 13:51

Антипова Наталия Евгеньевна, учитель информатики, МОУ «Веневский ЦО№2» г. Венев Тульской области. 
Проблемный урок с использованием ИКТ для учащихся 4 класса. Направлен на формирование умения написания слов с разделительным твердым и мягким знаком, конструирование алгоритма написания разделительного ь знака, закрепление знания учащихся о составе слова и умение правильно разбирать слова по составу, а так же умение распознавать в словах изученные орфограммы, закрепить знания о звуко-буквенном разборе слов.


Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками»

 

Русский язык. УМК Школа России.

Тип урока: проблемный с использованием ИКТ, ЭОР.

Тема урока: «Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками». 4 класс.

Цель урока:

- личностные: формирование у детей гордости за свою Родину, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории своей родины. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. Освоение социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, сопереживания чувствам других людей. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

- метапредметные:

-регулятивные:планировать свои действия с поставленной задачей и условием ее реализации. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату и в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; уметь адекватно воспринимать оценку своей учебной деятельности, умение корректировать свою работу, проявлять волевую саморегуляцию и прогнозирование;

-познавательные:

обще учебные: самостоятельно создавать алгоритмы и формулировать познавательные цели, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий с использованием учебной литературы, доказательства, осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

логические: анализ и синтез объектов, установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений,

- коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение монологической и диалогической речью, продолжить учиться выполнять роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение координировать свои усилия с усилиями других;

- предметные: сформировать умения написания слов с разделительным твердым и мягким знаком, сконструировать алгоритм написания разделительного ь знака. Закрепить знания учащихся о составе слова и умение правильно разбирать слова по составу, закрепить умение распознавать в словах изученные орфограммы, закрепить знания о звуко-буквенном разборе слов, «неразлучных» звуках: [йа], [йу], [йо], [йэ], развитие и совершенствование навыков техники чтения, речевого дыхания, дикции и артикуляционного аппарата. Познакомить с историей русского самовара, научиться различать следы животных.

Оборудование урока:

демонстрационный материал: учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, проектор, презентация к уроку, контрольно-измерительные материалы (презентация);

раздаточный материал:разно уровневые карточки с заданиями, тесты, индивидуальные дощечки и фломастеры для работы на них.

 

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

 

№ п/п

Этап урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

Рабочий настрой.

Прозвенел звонок веселый!

Проверили всё ли готово к уроку. Дети поднятием пальца вверх-показывают, что готовы.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, формирование у детей мотивации к обучению.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2.

Актуализация знаний.

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы.

Проверка дом, зад, упр112.

Раздает разно уровневые карточки.

Проверка домашнего задания: упр108

Встаньте, только те, кто вставил буквы в тексте. Прочитай. Встаньте, только те, кто вставил буквы в тексте и составил словосочетания. Прочитай. Встаньте, только те, кто подобрал однокоренные слова с разными приставками. Прочитай.

-Посмотрите каждый на свою работу-согласны, что получилось выполнить задание?

-Теперь поставьте себе оценку (дети уже знают критерии оценивания). Учитель оценивает отвечающих учащихся. (При проверке тетрадей после урока, если оценка правильная-то она подчеркивается.)

Один - фонетический разбор слова дуб, вывод.

Второй - на какое правило было дано упражнение, вывод.

Дети оценивают ответы товарищей поднятием вверх большого пальца и оценивают свою работу в тетради.

Личностные:

умение слушать и формулировать собственное мнение и позицию, Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать свои действия с поставленной задачей

Познавательные:

анализ и интерпретация информации.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Самоопределение к деятельности.

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Каждый командир группы отчитывается по работе с карточкой перед классом.

Что общего в работе учеников. Проводится параллель с ранее изученным материалом. Создаётся проблемная ситуация.

Работу в группах - На какое правило было дано задание. Как проверить слова с безударной гласной? (вопрос к ученикам с первым слева вверху заданием)

-На что показывает звук [й], стоящий после согласного перед гласной? (вопрос к ученику второй карточки)

-После, каких приставок пишется разделительный ъ знак? (обращаюсь к ученику с третьей карточкой)

-Назови, какие слова в каждой группе лишние? (обращаюсь к ученику с четвертой карточкой.)

-Оцениваю учащихся, работающих с карточками.

- Работа, какой группы не вписывается?

-Что общего в работах остальных групп?

-На какие две группы можно разбить все слова? - Запишите в два столбика по 5 слов с разделительным ъ и ь знаками. Проверьте работу товарища рядом.

-Проведите опыт: уберите из слов разделительные ъ и ь знаки.

- Почему в этих   словах пишется разделительный ъ и ь знаки?

Каждая группа оценивает своего товарища и исправляет, если есть ошибки.

Ученик второй карточки объясняет, что после согласной перед гласной звук [й] помогает обозначить разделительный ъ и ь знаки.

Ученик третьей карточки формулирует, что разделительный ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную.

Четвертый-лишнее слово-ружье, так как это существительное, а остальные слова-глаголы, здоровье-ь знак разделительный, а в остальных словах он - смягчающий, разъяренный - слово с приставкой, остальные слова без приставок.

Оценивают ответы товарищей поднятием вверх большого пальца. Выявляют закономерность.

-Работа с частями речи не вписывается.

В остальных словах присутствуют разделительный ъ и ь знаки.

Записывают в свои тетради в 2-а столбика по 5-ть слов с разделительными ъ и ь знаками. Проверяют работу товарища.

Проводят опыт: представляют, что в данных словах нет ни ъ, ни ь разделительных знаков. Выявляют закономерность, опираясь на проведенный опыт: разделительный ъ и ь знаки отделяют согласную от гласной.

Личностные:

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Регулятивные:

осуществлять пошаговый контроль по результату, уметь адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4.


Выход на тему, цель, учебные задачи.
 

Подведение детей к выводу и формулированию темы и постановке задач урока.

 

Работа с учебником. Составляют первичный алгоритм написания разделительного ь знака.

-Какова тема нашего урока?

-Что в этой теме вам уже известно?

-Что неизвестно?

-С чего предлагаете начать работу?

-Помогло это правило?

- Какие же еще знания нам нужны для успешного усвоения темы?

-Произведем морфемный анализ слов

с разделительным ь.

-Сформулируем алгоритм написания разделительного ь знака.

Озвучивают тему урока «Слова с разделительным твердым и мягким знаком». Вспоминают алгоритм написания разделительного ъ, выведенный на прошлом уроке.

Неизвестно в каких случаях пишется разделительный ь знак.

Предлагают поискать в учебнике.

Читают правило на стр. 64. Предлагают провести разбор по составу слов с разделительным ь, используя памятку по разбору слов по составу.

Выводят алгоритм написания разделительного ь

знака.

Разделительный ь:

1.никогда не пишется после приставок.

2.пишется после согласных перед гласными я, ю, е, е, и.

.

Личностные:

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

-умение планировать, прогнозировать.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

5.

Дыхательная зарядка Работа над темой.

Развитие и совершенствование навыков техники чтения, речевого дыхания, дикции и артикуляционного аппарата Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала



Соревнование групп.

-Что общего в прочитанных столбиках слов?

- Какой из прочитанных столбиков слов связан с нашей темой урока?

- Запишите на дощечках номер столбика по порядку слева на право.

- Чья группа быстрее справилась?

-Докажите правильность ответа.

-Разберём по составу слова пьеса, бурьян, бельё, соловьи. Делаем вывод:

-Найдите еще слова с ь знаком.

-Какие из них связаны с темой нашего урока.

-А какие - нет?

Дыхательная зарядка: стоя, правая рука на животе, левая на груди, глубокий вдох, правая рука давит на живот, левая-отходит от груди и на выдохе произносят звуки на одной строке и далее подобная работа с остальными строками звуков, слогов и столбиками слов. Затем работа над чистоговоркой, скороговоркой и стишком.

Во всех словах есть звук [й], кроме слова рельсы.

Работают на дощечках. Показывают номер столбца-6.

Разбирают слова по составу: пьеса, бурьян, бельё, соловьи.

Повторяют алгоритм написания разделительного ь: никогда не пишется после приставок, а только внутри корня (пьеса), на конце корня перед суффиксом (бурьян) или окончанием (соловьи, бельё). Сравнивают слова в скороговорке Коля-колья. Рельсы-ь знак смягчающий не относится к теме нашего урока.

Личностные:

формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Регулятивные:

проявлять волевую саморегуляцию ,как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, доказательства

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

6.

Первичное закрепление нового материала
 

 Развитие умения распознавать и подбирать разделительные твердый и мягкий знаки. Закрепить умение распознавать в словах изученные орфограммы.

Работа в парах. Упр.109.

Организую деятельность по применению новых знаний.

Помогаю наводящими вопросами в замене звуковых обозначений буквами.

- На какие группы можно разбить все слова? Минута на размышление.- Кто берет на себя ответственность в паре за ответ?

-Победила пара…

Лидеры дают ответы на поставленный вопрос учителя. Обосновывают выбор написания смягчающего ь, разделительного ъ и ь знаков. Дети могут предложить другой вариант деления на группы: сущ., прил., глаг., наречия, предлоги.

Личностные:

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Освоение социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

 

Регулятивные:

умение корректировать свои действия с действиями других.

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, учиться выполнять роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

7.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

 

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

Работа фронтальная Организует деятельность по применению новых знаний.

Выполняют 6 заданий теста

-А кому нужна помощь? (Если нужна

подхожу и помогаю)

– Проверьте работу товарища.

-Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки.

- Молодцы!

- А теперь встаньте, кто допустил одну ошибку.

-Хорошо!

-Оцените работу товарища.

Выполняют текст. Далее работа в парах. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Оценивают товарища.

Личностные:

умение самостоятельно конструировать свои знания о правописании разделительного твердого и мягкого знака, умения их различать; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории своей родины.

Регулятивные:

планировать свои действия с поставленной задачей и условием ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату и в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; уметь адекватно воспринимать оценку своей учебной деятельности

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характераосуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,

Коммуникативные:

владение монологической и диалогической формами речи; учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение координировать свои усилия с усилиями других;

8.


 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. Обеспечить установление внутри предметных и меж предметных связей.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Анализ учебной деятельности  с точки зрения выполнения требований, известных учащимся, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

-

- Какую цель ставили на уроке?

-Выскажите свое мнение об   уроке и своей работе на нем.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Урок для меня был – полезный, познавательный…

- На уроке чувствовал себя….

- Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, неудач.

.Регулятивные:

-умение планировать свою работу, волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности

9.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Формулирует домашнее задание. Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Упр.113 или 114,или112.Четыре уровня (минимум, стандартный,

повышенный,

творческий) по выбору.

Записывают задание на дом, задают вопросы

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, формирование у детей мотивации к обучению

Регулятивные:

-планирование и прогнозирование домашней работы.

Коммуникативные:

постановка вопросов;

умение слушать и вступать в диалог.

               

 

Прогнозируемый результат:

Учащиеся создадут алгоритм написания разделительного ь знака. Научатся правильно писать слова с разделительным твердым и мягким знаком. Закрепят знания о звуко-буквенном разборе слов, о составе слова и умение правильно разбирать слова по составу. Закрепят умение распознавать в словах изученные орфограммы, продолжат развитие и совершенствование навыков техники чтения, речевого дыхания, дикции и артикуляционного аппарата.


alt