Антипова Наталия Евгеньевна, учитель информатики, МОУ «Веневский ЦО№2» г. Венев Тульской области. Проблемный урок с использованием ИКТ для учащихся 4 класса. Направлен на формирование умения написания слов с разделительным твердым и мягким знаком, конструирование алгоритма написания разделительного ь знака, закрепление знания учащихся о составе слова и умение правильно разбирать слова по составу, а так же умение распознавать в словах изученные орфограммы, закрепить знания о звуко-буквенном разборе слов.
Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками»
Русский язык. УМК Школа России.
Тип урока: проблемный с использованием ИКТ, ЭОР.
Тема урока: «Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками». 4 класс.
Цель урока:
- личностные: формирование у детей гордости за свою Родину, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории своей родины. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир. Освоение социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, сопереживания чувствам других людей. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
- метапредметные:
-регулятивные:планировать свои действия с поставленной задачей и условием ее реализации. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату и в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; уметь адекватно воспринимать оценку своей учебной деятельности, умение корректировать свою работу, проявлять волевую саморегуляцию и прогнозирование;
-познавательные:
обще учебные: самостоятельно создавать алгоритмы и формулировать познавательные цели, выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий с использованием учебной литературы, доказательства, осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
логические: анализ и синтез объектов, установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений,
- коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, владение монологической и диалогической речью, продолжить учиться выполнять роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение координировать свои усилия с усилиями других;
- предметные: сформировать умения написания слов с разделительным твердым и мягким знаком, сконструировать алгоритм написания разделительного ь знака. Закрепить знания учащихся о составе слова и умение правильно разбирать слова по составу, закрепить умение распознавать в словах изученные орфограммы, закрепить знания о звуко-буквенном разборе слов, «неразлучных» звуках: [йа], [йу], [йо], [йэ], развитие и совершенствование навыков техники чтения, речевого дыхания, дикции и артикуляционного аппарата. Познакомить с историей русского самовара, научиться различать следы животных.
Оборудование урока:
демонстрационный материал: учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, проектор, презентация к уроку, контрольно-измерительные материалы (презентация);
раздаточный материал:разно уровневые карточки с заданиями, тесты, индивидуальные дощечки и фломастеры для работы на них.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
№ п/п
|
Этап урока
|
Цель
|
Содержание взаимодействия с учащимися
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
1.
|
Организационный момент
|
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.
|
Рабочий настрой.
|
Прозвенел звонок веселый!
|
Проверили всё ли готово к уроку. Дети поднятием пальца вверх-показывают, что готовы.
|
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, формирование у детей мотивации к обучению.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
|
2.
|
Актуализация знаний.
|
Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы.
|
Проверка дом, зад, упр112.
|
Раздает разно уровневые карточки.
Проверка домашнего задания: упр108
Встаньте, только те, кто вставил буквы в тексте. Прочитай. Встаньте, только те, кто вставил буквы в тексте и составил словосочетания. Прочитай. Встаньте, только те, кто подобрал однокоренные слова с разными приставками. Прочитай.
-Посмотрите каждый на свою работу-согласны, что получилось выполнить задание?
-Теперь поставьте себе оценку (дети уже знают критерии оценивания). Учитель оценивает отвечающих учащихся. (При проверке тетрадей после урока, если оценка правильная-то она подчеркивается.)
|
Один - фонетический разбор слова дуб, вывод.
Второй - на какое правило было дано упражнение, вывод.
Дети оценивают ответы товарищей поднятием вверх большого пальца и оценивают свою работу в тетради.
|
Личностные:
умение слушать и формулировать собственное мнение и позицию, Регулятивные:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, планировать свои действия с поставленной задачей
Познавательные:
анализ и интерпретация информации.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
3.
|
Самоопределение к деятельности.
|
Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта
|
Каждый командир группы отчитывается по работе с карточкой перед классом.
Что общего в работе учеников. Проводится параллель с ранее изученным материалом. Создаётся проблемная ситуация.
|
Работу в группах - На какое правило было дано задание. Как проверить слова с безударной гласной? (вопрос к ученикам с первым слева вверху заданием)
-На что показывает звук [й], стоящий после согласного перед гласной? (вопрос к ученику второй карточки)
-После, каких приставок пишется разделительный ъ знак? (обращаюсь к ученику с третьей карточкой)
-Назови, какие слова в каждой группе лишние? (обращаюсь к ученику с четвертой карточкой.)
-Оцениваю учащихся, работающих с карточками.
- Работа, какой группы не вписывается?
-Что общего в работах остальных групп?
-На какие две группы можно разбить все слова? - Запишите в два столбика по 5 слов с разделительным ъ и ь знаками. Проверьте работу товарища рядом.
-Проведите опыт: уберите из слов разделительные ъ и ь знаки.
- Почему в этих словах пишется разделительный ъ и ь знаки?
|
Каждая группа оценивает своего товарища и исправляет, если есть ошибки.
Ученик второй карточки объясняет, что после согласной перед гласной звук [й] помогает обозначить разделительный ъ и ь знаки.
Ученик третьей карточки формулирует, что разделительный ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную.
Четвертый-лишнее слово-ружье, так как это существительное, а остальные слова-глаголы, здоровье-ь знак разделительный, а в остальных словах он - смягчающий, разъяренный - слово с приставкой, остальные слова без приставок.
Оценивают ответы товарищей поднятием вверх большого пальца. Выявляют закономерность.
-Работа с частями речи не вписывается.
В остальных словах присутствуют разделительный ъ и ь знаки.
Записывают в свои тетради в 2-а столбика по 5-ть слов с разделительными ъ и ь знаками. Проверяют работу товарища.
Проводят опыт: представляют, что в данных словах нет ни ъ, ни ь разделительных знаков. Выявляют закономерность, опираясь на проведенный опыт: разделительный ъ и ь знаки отделяют согласную от гласной.
|
Личностные:
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Регулятивные:
осуществлять пошаговый контроль по результату, уметь адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков.
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
|
4.
|
Выход на тему, цель, учебные задачи.
|
Подведение детей к выводу и формулированию темы и постановке задач урока.
|
Работа с учебником. Составляют первичный алгоритм написания разделительного ь знака.
|
-Какова тема нашего урока?
-Что в этой теме вам уже известно?
-Что неизвестно?
-С чего предлагаете начать работу?
-Помогло это правило?
- Какие же еще знания нам нужны для успешного усвоения темы?
-Произведем морфемный анализ слов
с разделительным ь.
-Сформулируем алгоритм написания разделительного ь знака.
|
Озвучивают тему урока «Слова с разделительным твердым и мягким знаком». Вспоминают алгоритм написания разделительного ъ, выведенный на прошлом уроке.
Неизвестно в каких случаях пишется разделительный ь знак.
Предлагают поискать в учебнике.
Читают правило на стр. 64. Предлагают провести разбор по составу слов с разделительным ь, используя памятку по разбору слов по составу.
Выводят алгоритм написания разделительного ь
знака.
Разделительный ь:
1.никогда не пишется после приставок.
2.пишется после согласных перед гласными я, ю, е, е, и.
.
|
Личностные:
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные:
-умение планировать, прогнозировать.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
|
5.
|
Дыхательная зарядка Работа над темой.
|
Развитие и совершенствование навыков техники чтения, речевого дыхания, дикции и артикуляционного аппарата Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
|
Соревнование групп.
|
-Что общего в прочитанных столбиках слов?
- Какой из прочитанных столбиков слов связан с нашей темой урока?
- Запишите на дощечках номер столбика по порядку слева на право.
- Чья группа быстрее справилась?
-Докажите правильность ответа.
-Разберём по составу слова пьеса, бурьян, бельё, соловьи. Делаем вывод:
-Найдите еще слова с ь знаком.
-Какие из них связаны с темой нашего урока.
-А какие - нет?
|
Дыхательная зарядка: стоя, правая рука на животе, левая на груди, глубокий вдох, правая рука давит на живот, левая-отходит от груди и на выдохе произносят звуки на одной строке и далее подобная работа с остальными строками звуков, слогов и столбиками слов. Затем работа над чистоговоркой, скороговоркой и стишком.
Во всех словах есть звук [й], кроме слова рельсы.
Работают на дощечках. Показывают номер столбца-6.
Разбирают слова по составу: пьеса, бурьян, бельё, соловьи.
Повторяют алгоритм написания разделительного ь: никогда не пишется после приставок, а только внутри корня (пьеса), на конце корня перед суффиксом (бурьян) или окончанием (соловьи, бельё). Сравнивают слова в скороговорке Коля-колья. Рельсы-ь знак смягчающий не относится к теме нашего урока.
|
Личностные:
формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Регулятивные:
проявлять волевую саморегуляцию ,как способность к мобилизации сил и энергии.
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений, доказательства
Коммуникативные:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
|
6.
|
Первичное закрепление нового материала
|
Развитие умения распознавать и подбирать разделительные твердый и мягкий знаки. Закрепить умение распознавать в словах изученные орфограммы.
|
Работа в парах. Упр.109.
|
Организую деятельность по применению новых знаний.
Помогаю наводящими вопросами в замене звуковых обозначений буквами.
- На какие группы можно разбить все слова? Минута на размышление.- Кто берет на себя ответственность в паре за ответ?
-Победила пара…
|
Лидеры дают ответы на поставленный вопрос учителя. Обосновывают выбор написания смягчающего ь, разделительного ъ и ь знаков. Дети могут предложить другой вариант деления на группы: сущ., прил., глаг., наречия, предлоги.
|
Личностные:
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Освоение социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости
Регулятивные:
умение корректировать свои действия с действиями других.
Познавательные:
самостоятельное создание способов решения проблем
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, учиться выполнять роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
7.
|
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
|
Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.
|
Работа фронтальная Организует деятельность по применению новых знаний.
|
Выполняют 6 заданий теста
-А кому нужна помощь? (Если нужна
подхожу и помогаю)
– Проверьте работу товарища.
-Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки.
- Молодцы!
- А теперь встаньте, кто допустил одну ошибку.
-Хорошо!
-Оцените работу товарища.
|
Выполняют текст. Далее работа в парах. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Оценивают товарища.
|
Личностные:
умение самостоятельно конструировать свои знания о правописании разделительного твердого и мягкого знака, умения их различать; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории своей родины.
Регулятивные:
планировать свои действия с поставленной задачей и условием ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату и в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; уметь адекватно воспринимать оценку своей учебной деятельности
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характераосуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи; учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение координировать свои усилия с усилиями других;
|
8.
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. Обеспечить установление внутри предметных и меж предметных связей.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий
|
Анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
|
-
- Какую цель ставили на уроке?
-Выскажите свое мнение об уроке и своей работе на нем.
|
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Урок для меня был – полезный, познавательный…
- На уроке чувствовал себя….
- Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
|
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, неудач.
.Регулятивные:
-умение планировать свою работу, волевая саморегуляция.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности
|
9.
|
Домашнее задание.
|
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
|
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
|
Формулирует домашнее задание. Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Упр.113 или 114,или112.Четыре уровня (минимум, стандартный,
повышенный,
творческий) по выбору.
|
Записывают задание на дом, задают вопросы
|
Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания, формирование у детей мотивации к обучению
Регулятивные:
-планирование и прогнозирование домашней работы.
Коммуникативные:
постановка вопросов;
умение слушать и вступать в диалог.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогнозируемый результат:
Учащиеся создадут алгоритм написания разделительного ь знака. Научатся правильно писать слова с разделительным твердым и мягким знаком. Закрепят знания о звуко-буквенном разборе слов, о составе слова и умение правильно разбирать слова по составу. Закрепят умение распознавать в словах изученные орфограммы, продолжат развитие и совершенствование навыков техники чтения, речевого дыхания, дикции и артикуляционного аппарата.
|