Статья «Как воспитать книгочея» |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
21.09.2020 09:47 |
Колосова Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «Большеербинская средняя общеобразовательная школа», Боградский район, Республика Хакасия.
Как воспитать книгочея Чтение – вот лучшее учение. А.С. Пушкин Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения. Родители, осознавая свою беспомощность, бегут к нам за советом: как заставить ребёнка читать, если он не хочет. К сожалению, сегодня мы можем наблюдать, что нечитающее поколение уже выросло, и мы должны принимать это как данность. Изменить это мы не в силах. Но корректировать – можем и должны. Задача школы – противостоять этому процессу, показывать детям привлекательность и пользу чтения, популяризировать чтение как один из видов получения информации и интереснейшую форму проведения досуга, способную соперничать с самыми современными средствами масс-медиа. Как отмечают многие родители и педагоги, современные дети все реже берут в руки книги. Обилие гаджетов, переизбыток информации и скучные уроки в школе способны отбить охоту к чтению. Любовь к чтению – одна из самых хороших привычек. Формируя основы грамотности, ораторские способности, пополняя словарный запас и развивая воображение, литература становится главным источником самообразования, воспитывая в человеке высокую эрудированность и широкий кругозор. Помочь малышу «войти» в мир художественного слова с его неподражаемыми сюжетами должны не только учитель, а прежде всего родители. Как воспитать истинного книголюба, мотивировать читателя, мягко и ненавязчиво привив интерес к печатным изданиям? Правильно организованная работа учителя начальных классов и библиотекаря - залог успеха. Основная задача учителя начальных классов – формирование у ребёнка интереса и любви к книге, развитие интеллектуальных возможностей ребенка, вовлечение его в активную творческую деятельность. Учитель также на материале художественного произведения может помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, поражения и победы. Помощником и советчиком на протяжении всей жизни у воспитанника должна стать книга. Родители очень часто задают вопрос: - Что делать, если ребенок не хочет читать? Часто в семьях процесс чтения выглядит не как поощрение, а как наказание: "Пока не прочитаешь 5-10-20 страниц, гулять не пойдешь/ не сядешь за компьютер / не будешь смотреть телевизор и т.д.!"? с таким воспитательным подходом любимый ребёнок никогда не полюбит чтение! Почему? Если спросим себя: нам самим хочется делать что-то "из-под палки", по принуждению? Наверняка, нет. То же и с чтением. Если родители используют метод "кнута и пряника" — дело не пойдет на лад. Каким бы ни был вкусным "пряник", "кнут" в этом случае перечеркнет все. Любовь к книге невозможно привить через насилие и понукание. Что делать? Выход один: любовь к книге должна начинаться с интереса, увлечения. Только тогда, когда процесс чтения будет ассоциироваться с удовольствием, дело пойдет на лад. Как привить любовь к чтению малышам и ученикам младших классов Существует немало методик, которые помогут ребенку погрузиться в замечательный мир Книги и литературного слова. В своей работе применяю некоторые из них. 1. Игра в чтение Любовь к чтению на уроках прививаю через игру. При проверке домашнего задания можно устроить импровизированную телестудию или радиостанцию. Заранее обсуждаем, кто из учащихся желает стать ведущим программы "В гостях у сказки". Мои обучающиеся с увлечением начинают пересказывать прочитанное, или сами придумывать новые истории. Возможно, заменить проверку чтения по ролям приёмом «театрализация». Ведь, чтобы выступить на «Ура!», нужно отработать свою роль, прочитывая её ни один раз! 2. Создание книги своими руками! Эту идею взяла у психолога Сесиль Лупан, автор книги о воспитании малышей. Книгу можно создать на компьютере, вставить красочные фото детей, сочинить к каждой фотографии забавные истории. Как показывает результат, малыши с увлечением читают о себе. А ведь это и нужно — чтобы ребенок получал от чтения удовольствие. 3. Метод Кассиля Данный метод применяю во время проведения пятиминуток чтения. Ученик пересказывает прочитанный рассказ до кульминации и останавливается. Обычно ребятам не терпится узнать, что было дальше в рассказе. А значит, сработает мотивация: ребята увлечены в выборе книги и в её прочтении. Можно с ребятами в классе проводить рейтинг, кому больше удалось заинтересовать читателей понравившейся книги. 4. Метод Искры Даунис (детского психолога) Подбросьте ребенку письмо, написанное от имени его любимого героя. (Это можно узнать, проводя анкетирование среди родителей первоклассников или во время проведения индивидуальных бесед). В письме, буквально в двух строчках герой сообщает, что хочет дружить и приготовил для своего нового друга подарочек. Сюрприз лежит там-то. Следующее письмо может быть уже более подробным. Теперь герой сообщает вашему малышу, что хотел пригласить его в цирк, но заметил, что вчера он не убрал игрушки. Зато, если завтра малыш будет вести себя хорошо, его ждет поход в кино. Вариантов писем много — главное, чтобы каждое следующее письмо было на 2-3 строчки длиннее предыдущего. На уровне подсознания закрепляется связь: чтение — подарок — удовольствие. Чередуя приемы и игры в чтение, можно привить ребенку настоящую любовь к книге. 5. Листы успеха В своей работе с ребятами применяем листы успеха. В них ребята еженедельно отмечают свой рост или снижение результативности в технике чтения. Такая работа носит соревновательный характер и стимулирует обучающихся. Ребятам выдаю призы не за большее количество слов при чтении, а за количество прибавленных слов по сравнению с предыдущим результатом. Ведём работу в дневниках читателей. Каждый строит свою башню из кирпичиков, которые являются отдельной прочитанной книгой. Ребятам очень нравится такой подход фиксирования прочитанных книг. В своей работе особое внимание уделяю родителям. Они являются главным примером в глазах детей. Работа с родителями. а) Провести родительское собрание-конкурс “Папа, мама, я – читающая семья”. Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей. Чтобы ребенок полюбил читать, делайте следующее: Покажите пример Личный пример – самый лучший стимул. Ребенок с детства должен видеть, что в семье все читают, что это занятие доставляет удовольствие. В доме должно быть много интересных книг. Заведите ритуалы чтения Обсуждайте прочитанные книги в семье. Относитесь к книгам бережно, с пиететом. Ребенку младшего школьного возраста можно традиционно читать на ночь. Обрывайте чтение на самом интересном месте Почему фильм прерывают на рекламу всегда в самом интересном месте? Чтобы вы непременно дождались продолжения! Поступайте так, читая увлекательную книгу ребенку. Ему наверняка захочется дочитать быстрее, не дожидаясь вас. Выбирайте интересные книги Привлекайте к выбору ребенка. Малышам интересны книжки с красивыми иллюстрациями. Ребята среднего возраста обычно любят современные приключения, фантастику. Поделитесь с детьми вашими любимыми книгами, которые читали в их возрасте. Ограничьте взаимодействие ребенка с компьютером и телевизором Четко обозначьте время, в течение которого ребенок может играть в игры или общаться в социальных сетях. Например, час в будние дни, два - в выходные. Чтение приветствуйте в любое время. Не заставляйте читать насильно Это вызовет лишь протест у ребенка. Не нужно заставлять и дочитывать книгу, если она не понравилась. Покупайте книги по интересам Детей, которые совсем не хотят читать художественную литературу, можно попробовать заинтересовать книгой, связанной с их хобби, увлечениями. Смотрите фильмы – экранизации книг Если ребенку понравился фильм, порекомендуйте прочесть книгу, объяснив, что книга обычно интереснее фильма. Вы не представляете, сколько школьников ринулось читать «Войну Миров» или «Гарри Поттера» после выхода этих фильмов. Купите электронную книгу Детей постарше можно заинтересовать электронной книгой. Она очень удобна, не вредит зрению. Выбирайте вместе. Дети обожают совершать покупки – почему не выбрать для шоппинга книжный магазин? Позвольте ребенку окунуться в сказочную атмосферу детских изданий, манящую яркими обложками и новыми персонажами. Вознаграждайте чтение Договоритесь о дополнительных привилегиях, которые кроха будет получать за прочтение одной книги: к примеру, 1 книга = 1 мороженое, или один «лишний» час игры на компьютере. «Читающие» группы Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок стал членом «читающего коллектива» - театральной студии, группы по изучению иностранного языка, школы изобразительных или музыкальных искусств, где, как правило, превалируют дети, любящие читать. Влияние сверстников станет мощным механизмом воспитания интереса к литературе. Хвалите ребёнка Демонстрируйте малышу собственное одобрение его успехов, объясняйте непонятные моменты, читайте перед сном, читайте по ролям, разучивайте вместе короткие стишки и песенки – совсем скоро вы увидите результаты, превосходящие смелые ожидания! Следуйте нашим рекомендациям, и в скором времени ваш ребенок обязательно полюбит ЧТЕНИЕ! |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».