Статья «Приёмы организации самостоятельной работы на уроках математики» |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
29.09.2020 07:45 |
Чанчикова Елена Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ «Большеербинская средняя общеобразовательная школа», Боградский район, Республика Хакасия. Приёмы организации самостоятельной работы по математике Один из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня – качественное усвоение программного материала всеми обучающимися. Самостоятельное выполнение задания – самый надёжный показатель качества образования учеников. Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в классе несколько учеников, которые с заданием не справились, а ждать их – это значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельную работу. Те, кто выполнил задание, включаются в его проверку, а кто не выполнил, фактически переписывают решение в тетрадь. Конечно, организуя проверку, учитель в какой-то мере помогает ученикам, которые не справились с заданием. Но верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика работать самостоятельно? Как научить полностью, справляться с заданием? Приведу несколько примеров из практики, когда, используя перечисленные приёмы, учитель добивается самостоятельного выполнения заданий всеми учащимися. Пример 1. Учитель предлагает классу самостоятельно решить задачу и записать её решение по действиям: «В детский сад привезли два бидона с молоком по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?» Через две минуты после начала работы над задачей учитель идёт по рядам и видит, что некоторые ученики затрудняются решить задачу. Он открывает на доске краткую запись. Привезли – 2 б. по 20 л Выпили - 12 л Осталось - ? л Если кто – то затрудняется, то учитель предлагает проанализировать краткую запись, а те, кто решил задачу, записывают её решение выражением. Ученикам, которым не помогла краткая запись, учитель даёт карточки – подсказки: 1)…+… привезли; 2)…-... осталось. Такая организация работы способствует самостоятельному выполнению задания всеми учащимися класса. Пример 2. Раньше работу по закреплению новых знаний и повторению старых мы планировали в расчёте на средних учеников, но слабые не успевали за темпом урока, переставали верить в свои силы, начинали отвлекаться и мешали другим учащимся. Сильным ученикам становилось скучно, так как темп урока был для них слишком низкий. Тогда на этапе закрепления и повторения мы стали выписывать на доске номера упражнений, ходить по классу и ставить плюсы на полях в тетради за правильно выполненные задания, которые ученики сделали раньше, чем учащийся отвечающий у доски. В конце урока мы подсчитываем количество плюсов у каждого ученика и выставляем отметку за урок с согласия учащихся. Преимущество этого вида работы состоит в том, что у большинства школьников появляется заинтересованность, каждый ученик работает в своём темпе, у педагога появляется возможность чаще спрашивать слабых учеников, а у учащихся появляется выбор, получать отметку или нет. Пример 3. Важной задачей начальной школы остаётся формирование у учащихся умения воспринимать информацию на слух, запоминать, обрабатывать и преобразовывать её, а также формирование грамотной и точной и математической речи, правильное чтение числительных и математических выражений. Математические диктанты помогают учителю решить эти задачи, активизируют внимание школьников, позволяют быстро проверить и оценить их знания и умения, являются хорошим организующим элементом урока. При проведении математического диктанта мы используем блокноты и копировальную бумагу. Ученики записывают ответы сразу на двух листах, через копирку. Блокнот по окончании диктанта они сдают учителю для проверки, а по второму листу, который остался у них проверяют свою работу. Пример 4. В ходе организации итогового повторения мы часто используем «Побегушки», идею которых позаимствовали у В.Ф. Шаталова. Учащимся предлагается много заданий (их количество определяется темой и степенью трудности заданий), но примерно в три раза больше, чем может решить сильный ученик. Ученики могут выполнять любое задание. С одним решённым номером он подходит к учителю. После проверки правильное решение забирается, а неправильное – возвращается. В сводной таблице по вертикали записаны фамилии учащихся, а по горизонтали номера заданий. На пересечении строки и столбца знаком «+» отмечается правильно выполненное задание. Преимущества такой работы заключается в следующем: исключено списывание; сильным ученикам дана возможность продемонстрировать высокую скорость решения, так как до конца урока неизвестно, сколько заданий будет оценено на 5; моментальная проверка. Готовясь к каждому уроку, необходимо продумать методы, приёмы и формы обучения, обеспечивающие доступность изучаемого материала для каждого ученика. Только в этом случае формируются положительные мотивы к учебной деятельности, умение самостоятельно работать, а также повышается активность учащихся. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».