Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869542
Актуальные проблемы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в начальной школе
Содержание - Начальные классы, ГПД
29.09.2020 08:22

Фокина Светлана Михайловна, учитель начальных классов, МБОУ «Образовательный комплекс «Школа № 29 г. Йошкар-Олы» Республики Марий Эл. 
Приемы эффективности работы, практическая методика оздоровительной работы в начальных классах.

 


 

Актуальные проблемы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в начальной школе

Одной из целей педагогической деятельности является формирование основ здорового образа жизни младших школьников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.

Задача педагога найти формы и методы работы, которые позволят сохранить и улучшить здоровье детей, сформировать у них основы валеологической грамотности, ценностного отношения к здоровью.

Для того чтобы помочь сохранить физическое и психическое здоровье необходимы такие приемы работы как:

1. Классные часы, посвященные здоровому образу жизни.

2. Спортивные игры, спортивные состязания.

3. Подвижные игры во время перемен и на уроках физической культуры.

4. Физкультминутки на уроках.

5. Контроль за соблюдением правильной осанки во время урока.

6. Для сохранения хорошего зрения учащихся периодическое выполнение зарядки для глаз.

7. Организация горячего питания и режима дня младшего школьника.

8. Привитие соблюдения правил личной гигиены.

9. Обучение начальным знаниям по оказанию первой помощи при травмах.

10. Поддержание психологического комфорта урока как элемента здоровье сберегающих технологий.

Классные часы и беседы способствуют расширению знаний о путях сохранения здоровья, формирования стремления приобретать полезные привычки, избегать вредных привычек и их неблагоприятных последствий. На классных часах дети принимают участие в обсуждении таких тем как: «Правильное питание», «Зачем нужны витамины», «Вредные привычки и как отучить себя от них», «Путь к здоровому образу жизни», «В здоровом теле здоровый дух» и др.

Дети не являются пассивными слушателями. Они участвуют в проектной деятельности, делают рисунки, составляют меню здорового питания, проводят конкурс интересных рецептов полезных блюд.

Фрагмент классного часа на тему: «Путь к здоровому образу жизни»

- Ребята, знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья? Попробуйте это нарисовать.

После выполнения рисунков материал обобщается, ученики называют основные полезные и вредные для здоровья человека привычки.

На уроках по предмету «Окружающий мир» второклассники сами составляют для себя режим дня, учитывая свою внеурочную деятельность: посещение кружков, секций, занятий в музыкальной школе. Так же на уроках «Окружающего мира» дети сами определяют, что такое личная гигиена. Гигиена – это соблюдение чистоты тела, волос, ногтей, полости рта. Сами устанавливают правила гигиены:

На уроках «Окружающего мира» дети учатся азам оказания первой помощи.

Есть очень простой прием для преодоления утомления - это физкультминутка, которая создает психологическую комфортность урока, является элементом здоровьесберегающих технологий.

Сейчас все больше учеников со слабым зрением. Чтобы глаза меньше уставали, а зрение учащихся не портилось нужно делать специальные физкультминутки для глаз. Для этого есть специальная таблица- тренажер, при помощи которого выполняем упражнения для глаз:

Вращать глазами влево, вправо, вверх, вниз, в верхний правый угол, в левый нижний угол и наоборот 6-8 раз.

Для того, чтобы сохранить хорошее зрение, используем памятку:

Памятка «Береги зрение!»

• Не читай лежа

• Располагай свет слева

• Не наклоняйся низко над книгой и тетрадью

Первоклассникам непривычно много писать в прописях. Для них очень эффективна гимнастика для пальчиков, массаж пальчиков.

На уроках в начальной школе нужно следить за правильной осанкой учеников.

Что нужно знать для улучшения осанки? Используем памятку:

Памятка «Следи за осанкой!»

• Приучайся сидеть за партой прямо, слегка наклонив голову, опираясь в области поясницы на спинку стула.

• Равномерно положи обе руки на парту, не упираясь грудью в ее край.

Подвижные игры помогут развить ловкость, меткость, быстроту. В играх не обойтись без смекалки, находчивости, умения быстро ориентироваться и выбирать правильное решение. Не меньшая польза подвижных игр в том, что они позволяют ребятам лучше узнать друг друга, воспитывают честность, взаимовыручку, дисциплину.

Подвижные игры могут быть организованы не только на уроках физической культуры, а также во время перемен. Такие игры как: «Салки- догонялки», «Мышеловка», «Охотники и утки», «Третий лишний».

Спортивные общешкольные праздники, такие как, например, «Состязания воинских частей», посвященный Дню защитников Отечества, совместно с папами очень помогают сплотить коллектив класса. Значение имеет сама подготовка к празднику: выбор названия команды, выбор эмблемы, подбор единой формы, девиза команды. Все это поднимает активность ребят, поднимает их соревновательный дух, создает праздничное настроение.

Элемент соревнования может использоваться на любом уроке, при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, при закреплении изученного в виде игры- соревнования между командами (рядами). Например: какой ряд быстрее « летит на самолете», « поднимается по лестнице», «забивает гол» и т.д.

Рефлексия, как заключительная часть урока обращает ученика к своим ощущениям, переживаниям, Таким образом, в ходе урока создаются условия психологического комфорта с учетом индивидуальности каждого ученика.

Виды рефлексии:

- Рисуем настроение в виде смайлика

- Выбери утверждение (все понял…, ничего не понял…, интересный…., скучный…..)

Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-путешествия и т.д.

Сегодня ситуацию в школе следует рассматривать через приоритетные принципы « Не навреди!», «Ребенок, ты – ценность». Такая позиция определяет новые подходы к организации учебного процесса, созданию воспитательной среды и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.

Физическое воспитание включает в себя не только занятия физическим упражнениями, но и знания о своем организме, личной гигиене, режиме дня, закаливании, правильном питании, а также умении применять эти знания в повседневной жизни.

Список источников:

1. Лях, В. И. Физическая культура [Текст] / 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /В. И. Лях -12-е изд., дораб. – М .: Просвещение, 2011-18, 45, 87с.

2. Середина, Л. В. Психологическая комфортность урока- элемент здоровьесберегающей педагогической технологии. [Текст] /Л. В. Средина // Начальная школа М.: ООО Издательство «Начальная школа и образование», 2010 - №11- 61,62 с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР