Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5393781
Конспект урока по русскому языку «Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы»
Содержание - Начальные классы, ГПД
20.11.2020 10:26

Громова Ольга Петровна, учитель начальных классов, МБОУ «Аксубаевская СОШ № 3» пгт Аксубаево, Аксубаевский район, РТ. 
Урок - обобщение предназначен для учащихся вторых классов и направлен на углубление знаний об именах собственных, на совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных. В течение урока применяются сингапурские структуры, что позволяют раскрыть групповую, фронтальную, парную работы.

 


 

Тема урока: Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

Цели урока: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных

Задачи:

  • Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
  • Развить аналитическое мышление, память, монологическую речь; формировать орфографический навык; расширить кругозор учащихся; развить творческие способности учащихся, исследовательские умения.
  • Воспитать познавательный интерес к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Тип урока: обобщение пройденного материала

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
  • Коммуникативные УУДумение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

 

Ход урока.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Принципы

BBL

Развитие культуры мышления

I.I. Орг.момент

II.Психологический настрой на урок.

1 мин

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок. (слайд 1-2)

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем

И друг другу помогаем.

Если хочешь отвечать,

Руку не забудь поднять.

Если спросят, надо встать

Чётко, громко отвечать.

(слайд 3)

- Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

На уроке мы отправимся в путешествие в одну деревню, которая называется Простоквашино.

(слайд 4)

 

Слушают

Модуляция (вызывает «+» эмоции

Желание учащегося (вовлечение учащихся в учебный процесс, выстраивая положительные взаимоотношения с ними)

Ожидание

Взаимодействие и отношения (Мотивация учащихся фразами, подчеркивающими, насколько ценны будут их усилия)

III.II. Актуализация знаний.

IV.4 мин

V.–Открываем тетради и записываем число.

VI.1. Минутка чистописания. (слайд 5)

Поедем мы на поезде, а чтобы получить билет и занять свои места нам необходимо вспомнить написание одной буквы, она есть в названии нашей республики. Эта парная согласная буква.

-Догадались? ( Т) (слайд 6)

- Из скольких элементов она состоит? (из четырех)

- Напишите по 2 раза каждый элемент и всю строку эту букву.

- Молодцы! Вы получаете билетики в виде березовых и кленовых листочков.

2. Словарная работа. Загадки

  • Бываю черный, красный, синий

С начинкой твердой в середине (карандаш)

  • В серой шубке перовой
    И в морозы он герой,
    Скачет, на лету резвится.
    Не орел, а все же птица (воробей)
  • Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит (собака)

* В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки, -

Что угодно для души. (пенал)

* Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.   (медведь)

* То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей – ка!
Можешь и нарисовать
Что такое я?.... (тетрадь)

*     Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (заяц)

 

- Проверяем (слайд 7)

СТРУКТУРА   СИМАЛТИНИУС   РЕЛЛИ ТЕЙБЛ

 

- Как называются слова, которые мы написали?

- На какие вопросы отвечают данные слова?

- Взяли простой карандаш, участники А подчеркните слова – отвечающие на вопрос кто? участники Б - что?

- Подумайте над ответом, выполните задание. Пройдите в тот угол, который соответствует вашему ответу.

СТРУКТУРА КОНЭРС

-Встаньте в пару с участником не из вашего стола. Вам нужно обсудить почему вы выбрали данный угол ( 30 секунд у каждого). Начинает тот, у кого больше букв в имени.

СТРУКТУРА РЕЛЛИ РОБИН

Открывают тетради записывают число и классная работа

Называют элементы буквы Т и прописывают в тетрадях элементы буквы Т и букву Т.

 

 

 

Распределяют между собой билеты

 

 

Отгадки записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Партнёры по плечу обмениваются тетрадями и проверяют работу.

 

 

 

 

Подчёркивают нужные слова и распределяются по углам, объясняют почему они выбрали этот угол в парах.

 

Подача материала (Модель

10-80-10)

Точность

Время (выделение достаточного количества времени для выявления предыдущих знаний учащихся)

ТМ: Интерпретация и выводы

 

Возможности (конструктивные вопросы: расширяющие знания уч-ся, документирование)

III. Сообщение темы и цели урока.

VII.2 мин

2. Прочитайте слова (слайд 8)

(Татарстан, Тарханка, Тарас, Тоня, Тузик, Тимка.)

- А, кто из вас знает, что такое Тарханка?

- Тарханка — река в Татарстане, Чувашии, Ульяновской области, правобережный приток Беденьги

- Кто будет путешествовать вместе с нами?

- Что объединяет эти слова?

- Кто назовет тему нашего урока, знания по которой нам потребуются в путешествии?

( слайд 9)

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

 

Читают слова, думают и отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Называют тему урока

 

 

 

Желание учащегося (вовлечение учащихся в процесс, дав им возможность самим сформулировать тему и задачи урока)

 

 

 

 

 

 

Возможности (использование действенных вопросов для вовлечения учеников в изучение темы), ожидание (определение типа мышления – раскрытие сущности темы, умение проявлять интерес), взаимодействия и отношения (акцент на то, что учащиеся сами раскроют тему, подчеркивая значимость и ценность их работы

VIII.IV. Упражнения в нахождении и написании   имен собственных

4 мин

Проблемный вопрос. (слайд 10)

Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?

IX.-Вспомним правило. В каких словах пишется заглавная буква. (Слайд 11)

X.1. Работа над словом (Слайд 12)

   -   - А сейчас наш поезд проезжает станцию

         «Д умай-ка».

-На экране и на листочке вы видите словосочетания, прочитайте их и внимательно подумайте , какую буквы вы будете писать. Лишнюю букву зачеркнуть.

СТРУКТУРА   РАУНД ТЕЙБЛ

море        (Ч,ч)ёрное

  платье    (Ч,ч)ёрное

  кот            (С, с)нежок

  первый      (С,с)нежок

-Почему одни слова написали с большой буквы, а другие с маленькой?

Думают и отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Читают словосочетания, думают , зачёркивают лишнюю букву.

 

 

 

 

 

 

 

Желание учащихся

ТМ: Аргументирование и рассуждение

 

Возможности (генер вопр)

Ожидание

Язык

Закрепление

XI.V. Физ. минутка.

XII.2 мин

XIII. – А сейчас встали, задвинули стулья.

XIV.СТРУКТУРА МИКС ФРИЗ ГРУПП

XV.– Сколько непарных звонких согласных звуков?

XVI.- Сколько непарных глухих согласных звуков?

XVII.– Сколько букв не обозначают звуков?

 

Танцуют, по окончании музыки замирают, слушают задание и группируются.

Точность

ТМ: Аргументирование и рассуждение

Взаимодействие и отношения

XVIII.VI. Упражнения в написании имен собственных

XIX.27 мин

XX.2. Работа над предложением. (слайд 13)

XXI.– Мы проезжаем село Составляйкино. Что вы видите на экране? (слова)

XXII.– Что можно составить из слов? (предложения)

XXIII.– Составьте два предложения.

XXIV.на сосне сидит пушистая белка

XXV.собака белка сторожит дом

XXVI.–Какие правила написания предложения вы знаете?

XXVII.(начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка.)

XXVIII.–Что вы можете сказать о словах в предложениях, которые произносятся одинаково? (в 1 предложении слово «белка» нарицательное, а во   2 предложении это слово собственное.)

XXIX.– Запишите эти предложения и подчеркните главные члены предложения.

XXX.–Давайте проверим, что подчеркнули?

 

3. Работа над текстом.(слайд14)

БИЛЕТИК НА ВЫХОД

Итак, мы подъезжаем к деревне Простоквашино и нас встречают друзья. Кто их может назвать?

      

- А что вы можете сказать о мальчике дяде Федоре? Какой он?( Он добрый, заботливый, вежливый, очень любит животных, умеет с ними дружить.)

-И вы должны помнить, что нужно любить и заботиться о наших меньших братьях, нельзя обижать их.

- Они предлагают вам выполнить задания на карточках.

-У кого березовый билет, вы будете работать на голубой карточке, а у кого кленовый – на зелёной.

-Что записано на карточках? (текст)

-Докажите, что это текст.

-Как его можно озаглавить?

-Итак, вы работаете на карточках. У кого голубые карточки, зачеркиваете в скобках лишнюю букву, у кого розовые – исправляете в тексте ошибки.

Читают слова, отвечают на вопросы, думают и записывают предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подчёркивают главные члены

Последовательность

Подача материала (Модель

10-80-10)

 

ТМ: Аргументированное рассуждение

Возможности

VII. Домашнее задание

1 мин

Придумать сказку о большой букве.

слайд15)

 

Записывают домашнее задание

Желание (мотивация отдельных учеников для выполнения дополни

тельного домашнего задания)

Язык (использование слов из Таксономии Блума)

XXXI.VIII. Итог урока.

2 мин

-Наше путешествие подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы   учились на уроке? Что особенно вам запомнилось? (слайд 16)

Почему же мы с тобой

Пишем с буквы прописной:

Котик Васька и Пушок;

Пёсик Шарик и Дружок;

Дети – Поля и Антон;

Дядя Коля, дед Семён;

Города- Рязань, Ковров;

Александров и Ростов;

Реки – Волга и Ока?

Скажешь всем наверняка!

Отвечают

Возможности (использование действенных вопросов)

 

Точность (похвала за конкретную работу)

XXXII.Рефлексия урока.

XXXIII.2 мин

- Все вы были внимательными, активными, проявили смекалку и заслужили благодарности за урок, спасибо за работу. Выставление оценок. Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием (слайд 17)

- Если было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, закрасьте листочки зеленым цветом, если некоторые задания вызвали затруднения – желтым цветом, если на уроке вам было скучно и задания были трудными для вас – не раскрашивайте листочки.

 

Желание (мотивация отдельных учеников для выполнения дополнительного домашнего задания)

Язык (использование слов из Таксономии Блума)

Список литературы:

1)Рабочая программа «Русский язык», учебник, 2 класс;

2) Н.М.Бетеньковой «Орфография, грамматика в рифмах занимательных»;

3) «ГРАММАТИКА В СТИХАХ» Ирина РАСУЛОВА;

4) Пособие по русскому языку "Словарные слова в загадках".

Образовательные ресурсы:

1)http://nsportal.ru