Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430424
Статья «Формирование навыков грамотного письма через УМК «Перспективная начальная школа»
Содержание - Начальные классы, ГПД
20.11.2020 08:51

Шашкина Нина Алексеевна, учитель начальных классов Першинская ООШ, филиал МАОУ «Бигилинская СОШ», Заводоуковского района, Тюменской области. 
Статья написана для учителей начальных классов с целью распространения опыта работы по программе «Перспективная начальная школа».

 


 

Формирование навыков грамотного письма через УМК «Перспективная начальная школа»

   Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка. Через слова усваиваются понятия. В формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь – это тропинка, ведущая к развитию интеллекта. К.Д. Ушинский указывал: «Усваивая русский язык, ребёнок усваивает не только одни слова, их сложение и видоизменения, но и их бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств».

   По УМК «Перспективная начальная школа» я работаю пятнадцать лет. Концепция УМК основана на гуманистическом убеждении, что все дети способны успешно учиться, если для них созданы необходимые условия. Действительно, при отборе учебного материала учитывался возраст первоклассника. Материал представлен в сочетании игровой и учебной деятельности на протяжении первых двух лет обучения. Отбор материала учитывает опыт детей, живущих как в городе, так и в селе. Из проведённого мною мониторинга следует, что программу курса «Русский язык» успешно усваивают дети разных национальностей, учащиеся, находящиеся на домашнем обучении, а также школьники, имеющие различные логопедические проблемы. В школу дети приходят с разным уровнем подготовки, но к концу первого полугодия первоклассники свободно ориентируются в учебнике и тетради для самостоятельной работы, читают язык условных обозначений. К концу первого года обучения все учащиеся овладевают навыками чтения, списывания, письма под диктовку, выполняют звуковой анализ слов. Во втором классе успешно ориентируются в корпусе учебных словарей, учатся работать с несколькими источниками информации: учебником, тетрадью для самостоятельной работы, хрестоматией, учебными словарями. Усвоение знаний происходит в постоянной учебной деятельности, на каждом этапе урока, в результате наблюдения, сравнения, анализа. Дети учатся выделять главное, обобщать и делать вывод. В дальнейшей учебной деятельности при поддержке внутренней мотивации большинство школьников по русскому языку имеют качественную успеваемость.

   Основная задача уроков русского языка - научить детей писать грамотно, целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. Для достижения поставленной цели, я применяю следующие методы, формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:

- проблемные ситуации;

- обучение через деятельность;

- участие в диалоге;

- работа в группах и парах;

- игровые моменты;

- эвристический подход;

   Формировать у детей навыки грамотного письма задача сложная. Если ребёнок в начальных классах приобретёт навык грамотности, отработает принципы решения задач на уровне детских проблем, то и в большую жизнь он придёт во всеоружии, т. е. сможет применять свои знания и умения в практических ситуациях, что является одним из основных направлений в деятельности современной школы.

Планируя урок русского зыка, я ставлю следующие задачи:

- заинтересовать учащихся русским языком;

- включать каждого ученика в практическую, полезную для него деятельность;

- вырабатывать у учащихся умение видеть орфограммы и применять их при письме;

- развивать способность к логическому рассуждению;

- развивать устную и письменную речь;

- формировать творческие способности;

- сохранять на уроке положительный эмоциональный фон;

   С первых уроков первоклассникам предлагаются задания, которые готовят их к дальнейшему усвоению грамоты. Например, нахождение ударного звука в слове. Помогает в этой работе комплект образов звука, предусмотренный авторами. Путём проговаривания ребята определяют ударный звук в слове, составляют его звуковую схему. Если дети отработают навык определения ударного звука на этом этапе, то в дальнейшем они быстрее осознают и усвоят орфограмму «Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением», будут избегать ошибок при произношении. Также на этом этапе я активно работаю над характеристикой звуков. Первоклассники учатся составлять звуковую схему слова, давать характеристику каждому звуку. В процессе работы у детей формируется умение различать звуки: гласные и согласные, парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Осуществляется подготовка к усвоению правил правописания сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ, ЧК, ЧН, ЧТ. Работа эта кропотливая, но в дальнейшем она даёт хорошие результаты. Учащиеся не испытывают затруднений при ознакомлении со звуковым столбиком, при звукобуквенном анализе слова, при изучении таких орфограмм как «Парные звонкие и глухие согласные», «Непроизносимый согласный в корне слова» и др.

   Школьникам нравятся интересные и занимательные упражнения по составлению предложений. На первом этапе помогает набор из полосок – слов разного цвета. Я прошу ребят составить предложение с заданным словом. Прослушиваем несколько вариантов, выбираем лучшее. Затем индивидуально или в парах дети составляют схему данного предложения и проговаривают - что обозначает каждая полоска: слово – предмет, слово – признак, слово – действие, слово – помощник, задают к нему вопрос. Такой вид деятельности помогает мне сформировать у учащихся умение записывать предложение под диктовку, а в дальнейшем и при вычленении словосочетаний в заданном предложении, распознавании частей речи, выделении главных и второстепенных членов предложения.

   Во втором классе начинается работа над формированием понятия «родственные слова».

Например, ребятам предлагается сравнить ряд слов, выписать из них родственные слова, сверху выделить дугой общую часть, обозначить ударный звук.

Лес, лесной, лесник, лесок, леска, лесничий, лестница.

После выполнения ряда подобных упражнений у учащихся формируется навык подбора родственных слов, умение выделять корень слова, идёт подготовка к восприятию такой сложной орфограммы как «Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением».

В процессе деятельности дети видят «опасное место» в слове, из ряда слов выбирают проверочное слово, у них накапливается опыт работы, обогащается словарный запас. Но, к сожалению, некоторым школьникам требуется больше времени на усвоение правил правописания безударной гласной в корне слова. Без грамматических зарядок, игр, карточек и перфокарт, тренировочных упражнений на образовательном сайте Учи.ру не обойтись. С такими учащимися я работаю индивидуально или организую работу в малой группе.

Орфограммы, с которыми дети знакомятся на уроках русского языка, размещены в тетради на печатной основе и пронумерованы. Для лучшего усвоения, различения и проговаривания орфограмм я сделала памятки. Бесспорно, это приносит пользу. Если работать по памятке постоянно, каждодневно, то у детей вырабатывается как бы «условный рефлекс», необходимость заглянуть в памятку и прочитать формулировку орфограммы. Работа по такой схеме приучает детей писать не бездумно, а думая и анализируя. Работу провожу в три этапа.

На первом этапе учащиеся в ходе выполнения упражнений отыскивают нужную орфограмму в памятке, читают её.

На втором этапе я провожу пятиминутку или небольшой тест на формирование умения различать орфограммы. Например, предлагаю ребятам ряд слов: капус …ный, со…нце, праз…ник, радос…ный.

Даю задание: укажите номер нужной орфограммы, назовите её; (в тесте: из 3х вариантов выберите нужную орфограмму для следующей группы слов).

На третьем этапе совместно с учащимися составляем алгоритм или инструкцию.

  1. Проговариваю орфограмму («Непроизносимый согласный в корне слова», орфограмма № 4)
  2. Определяю способ её решения.
  3. Определяю последовательность её решения.
  4. Применяю.

С помощью алгоритмов можно добиться автоматизации, которая предполагает обобщение и «свертку» традиционных правил, помогает детям системно представить русское правописание. Алгоритмы помогают ученику осознанно овладеть орфографическим навыком грамотного письма, способствуют выработке умения устанавливать структурно – семантическое родство слов, развитию логического мышления.

   Знакомство с орфограммой «Парные по звонкости, глухости согласные на конце слова» начинается для ребят с открытия – парные звонкие на конце слов заменяются глухими. Упражнения на работу с данной орфограммой размещены в учебнике по принципу «от простого к сложному». Сначала идёт сравнение группы слов, где парные согласные на конце слов обозначены звуками. Затем дети выполняют упражнение на основе звуковых схем. Таким образом, школьники самостоятельно подходят к выводу - нужно проверять букву парного согласного на конце слова. Герои интриги помогают ребятам разобраться в сложившейся ситуации – дают подсказку, поддерживая их мнение. Для того, чтобы закрепить полученные знания, я дополнительно использую игру «Лото». Подбираю группу из 25 – 30 слов. Делю карточки по числу учеников.

га…

д

сторо…

з

пло…

ж

гла…

в

Дети с удовольствием играют. В процессе игры у них формируется умение подбирать проверочное слово. Учащиеся переходят к закреплению базовых оппозиций, которые важны для усвоения круга орфограмм 2 – го класса, связанных с правописанием звонких – глухих парных согласных.

   В учебниках и тетрадях школьникам предлагаются упражнения с пропущенными буквами или с заменой букв звуками. Например:

Спиши текст, вставляя нужные буквы. Слова в скобках поставь в нужную форму, выдели окончания.

Иду, нап…вая,

Тропинк… л…сной,

Люблю поудить,

Порыбачить в…сной.

В (весенний) воду

Заброшу блесну,

Блестящей блесною

На со(нц)… блесну!

Такое задание заставляет ребят задуматься, в какой части слова пропущена буква, какую орфограмму надо применить. На первом этапе, организую работу с каждым словом, где пропущена орфограмма, если нужно – разбираем слово по составу, чтобы определить, в какой части слова она находится. В ходе деятельности, дети учатся быстро реагировать. У них появляется навык «предупреждать» орфограмму в слове и осознанно применять её на письме. Так формируется орфографическая зоркость, что считается важнейшим базовым орфографическим умением. Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил.

   Нельзя не упомянуть систему словарей. Решая конкретные учебные задачи, учащиеся постоянно обращаются к словарям - «Пиши правильно», «Обратный», «Толковый», «Произноси правильно», словарь «Происхождения слов». Словарь - это инструмент, с помощью которого строится диалог с учащимися. Он побуждает их самому добывать информацию и оперировать ею. Во многих случаях через работу со словарём идёт усвоение нового материала. Например, знакомство с орфограммой «Слова – названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук» начинается со слов – открой «Обратный» словарь.

Дано задание:

1.Открой Обратный словарь на букву – Ч; есть ли среди слов – названий предметов, основа которых оканчивается на – Ч, слова женского рода, слова среднего рода? Какого рода все эти слова?

2.Открой обратный словарь на - Ь. Найди слова – названия предметов, основа которых оканчивается на – ЧЬ. Какого рода все эти слова?

Работа на уроке строится через сравнение слов в «Обратном» словаре. Дети делают вывод о работе мягкого знака и выбирают правильный вариант ответа:

а). Ь обозначает мягкость конечного согласного;

б). Ь показывает, что все слова – названия предметов женского рода;

В следующем упражнении учащимся предлагается записать слова правильно, разделив их на 2 группы: пла(ч*), пе(ч*), труба(ч*), мело(ч*), ре(ч*), мя(ч*), москви(ч*), но(ч*).

Этап наблюдений над языковым материалом начинается не со зрительного восприятия, а со звукового анализа конечного звука. Такое временное исключение зрительного восприятия на данном этапе необходимо для того, чтобы смоделировать ситуацию, близкую к условиям диктанта или сочинения, когда ученик может только услышать слова в потоке речи и должен сам почувствовать орфографическую проблему, самостоятельно установить объект применения орфографического правила.

   Большую роль я отвожу работе со словарными словами. Словарь «Пиши правильно» вводится во втором классе. Количество слов увеличивается с каждым годом. В этой работе помогает тетрадь на печатной основе. Во – первых, изучаемое слово представлено в виде рисуночного образа, а именно, выделяется та буква, которую нужно запомнить. Во – вторых, предлагаются упражнения, в которых новое словарное слово активизируется в письменной речи. Ведь активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроке. Идёт работа над тем, чтобы помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащихся. С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов:

1.Толкование слова с помощью одного или нескольких приёмов.

2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией)

3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями, в стихотворном произведении)

У школьников должно появиться желание, по которому он стремился бы познать смысл слова. Этому способствуют нетрадиционные задания, задания, взятые из олимпиад, задания, предложенные в игровой форме, ребусы, поговорки и пословицы, устойчивые выражения.

   К концу обучения в начальной школе учащиеся приобретают навык работы с разными видами информации: работа с таблицами, с инструкциями, правилами, поиск информации в словарях. Большинство заданий в учебнике для 4 класса содержат вопросы, нацеленные на понимание информации и на проверку того, могут ли школьники выполнить процедуру контроля и самоконтроля. Каждое задание содержит проблему, содержит материал для выбора определённого решения, применения уже постигнутой закономерности.

Например:

«Правда ли, что у данной группы существительных…», «С кем ты согласишься: с Машей или с Мишей?», «Таня рассуждала так: ….. Ты сможешь доказать, что Таня ошибается?», Проверь вывод, к которому пришёл Костя. Для этого ещё раз посмотри таблицу». У школьников формируются навыки контроля и самоконтроля учебных действий, осуществляется негласная поддержка ученика в рамках комплекта, обучение идёт на основе анализа, сравнения, обобщения.

   Современные ученики редко называют такой предмет, как «русский язык»,  в числе любимых. Что нужно сделать, чтобы у детей возник мотив, побуждающий желание учиться, как развить стремление к знаниям? Ответ на этот вопрос можно найти, работая по УМК «Перспективная начальная школа». С первых дней обучения в школе дети в сопровождении сквозных героев - Маши, Миши и других участников интриги отправляются в непрерывное путешествие за знаниями. Ребят ждут увлекательные и интересные задания: ребусы, загадки, шарады, анаграммы, скороговорки. Эти и многие другие упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание и память, побуждают к логическому рассуждению. Школьники получают прочные знания, умеют применять их в практической и повседневной жизни. Мною ведётся мониторинг, в котором отслеживается общая и качественная успеваемость учащихся. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности работы по формированию навыков грамотного письма через УМК «Перспективная начальная школа».

 

Показатели общей успеваемости, качества знаний учащихся по русскому языку за период обучения с 2017 – 2020г.(1 четверть)

 

п/п

класс

Учебный

год

Кол-во

учащихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Общая

успеваемость

Качественная

успеваемость

1.

3 кл.

2017-2018

14

3

8

3

-

100%

79%

2.

4 кл.

2018-2019

14

3

8

3

-

100%

79%

3.

5 кл

(1четв)

2019-2020

14

2

9

3

-

100%

79%

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР