Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5395008
Конспект урока по математике «Задачи на уменьшение числа на несколько единиц»
Содержание - Начальные классы, ГПД
03.12.2020 08:58

Громова Ольга Петровна, учитель начальных классов, МБОУ «Аксубаевская СОШ № 3» пгт Аксубаево, Аксубаевский район, РТ. Урок разработан для учащихся первых классов и направлен на ознакомление с новым видом задач на уменьшение числа на несколько единиц, на совершенствование вычислительных навыков. Вначале урока ребята попадают в мир сказки, где пираты похитили задачи. И чтобы помочь задачам вернуться в учебники, ребята выполняют задания, которые спрятаны на кораблях.


Тема урокаЗадачи на уменьшение числа на несколько единиц.

1 класс

Цели урока:

  • ознакомить с новым видом задач на уменьшение числа на несколько единиц;
  • формировать вычислительный  навык;
  • развивать логическое мышление, умение наблюдать и анализировать.

Организационные формы и методы обучения

  • Традиционные – беседа, работа в рабочих тетрадях
  • Инновационные – работа учащихся с мультимедийной системой, разноуровневый подход в выполнении заданий

Средства обучения

Традиционные – учебно – методический комплект «Школа России»

Технические – мультимедийная система

Оборудование:  картинка с изображением пиратов, корабликов,  конверт с запиской, счетный материал (квадраты, круги), веер цифр, цветные карандаши, сигнальные карточки «зеленый – красный».

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Устный счет.
  4. Актуализация знаний учащихся.
  5. Закрепление полученных знаний.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организационный момент

1)Поприветствуйте друг друга (партнёру по плечу - «Дай пять», партнёру по лицу – прикоснуться кулачками)

Признайтесь, вам давно хотелось придумать что-то необычное? Заняться чем – то интересным, проявить все свои способности? Тогда считайте, что вам повезло.  

 

-Какой-то сказочный волшебник
Немного просто пошутил.
К нам на урок сегодня сказки 
Он ненадолго пригласил.

 

-Лежит камень на пути.
Не проехать, не пройти.
Отгадаем, что на нем-
Значит, в сказку попадем…

Я скажу, вы продолжайте,
Правильно все отвечайте.
Что дано и что известно
Всем, конечно, интересно.

Вместо предисловия
В задаче есть (дети хором) условие.
За условием в полный рост 
Поднимается (дети хором) вопрос.

Мучает сомнение,
Как найти решение?
И последний всем совет.
Решил задачу – дай ответ!

 

II. Сообщение темы и целей урока.

 Сегодня на уроке, ребята, мы должны научиться решать новые задачи на уменьшение числа на несколько единиц и отработать наши вычислительные навыки, но вот беда, их похитили. А похитили их пираты. Ребята, поможем задачам вернуться в учебники. Помогут нам в этом наши знания.

 

 

Устный счет.

1)- Послушайте задачу и определите, сколько заданий придумали пираты. 

Пираты придумали несколько заданий, когда к ним прибавили ещё столько же, то получилось 4 заданий. Сколько заданий приготовили пираты для первоклассников? 

(2+2=4, значит 2 задания.) 

Используем структуру ТАЙМД РАУНД РОБИН (обсуждение по кругу за 30 секунд) 

Пираты придумали несколько заданий, когда к ним прибавили ещё столько же, то получилось 4 заданий. Сколько заданий приготовили пираты для первоклассников?

(2+2=4, значит 2 задания.)

Используем структуру ТАЙМД РАУНД РОБИН (обсуждение по кругу за 30 секунд)

 

- Пираты спрятали задания на кораблях

Красный кораблик. Задание 1: «ОТГАДАЙ ЧИСЛО».

- Отгадай число, которое на 1 больше 5 (6), на 2 больше 3 (5), на 4 больше 3 (7), на 3 больше 6(9), на 1 больше 7 (8).

- Отгадай число, которое получится, если вычесть из девяти – три (6), из семи – четыре (3), из девяти – два (8), из шести – один (5).

-Отгадай число, которое получится, если сложить 2 и 2 (4), 5 и 3 (8), 4 и 4 (8), 5 и 2 (7).

 

Синий кораблик. Задание  2: Вставь знаки «+» или « - »

 

7   *  2  *  4=5               6   *  4     *  1 =1

7   *  7  *  4=4                 3    *  5   *   8 = 0

/ Используем структуру ФИНК – РАЙТ – РАУНД –РОБИН: «подумай-запиши-обсуди в команде/

 

Зелёный кораблик.Задание  3: Разбей фигуры на группы по признакам 

alt

(Используем структуру ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН: «встать-сесть»)

- Встаньте те учащиеся, которые нашли 1 признак. Сели.

- Встаньте те учащиеся, которые нашли 2 признака. Сели.

- Встаньте те учащиеся, которые нашли 3 признака. Сели.

/ 3 признака: большие и маленькие, по цвету, треугольники и прямоугольники/

 

Жёлтый кораблик. Задание 4: Решить задачи

-Саша принёс с огорода 5 редисок, Дима принёс столько же да ещё 2. Сколько редисок принёс Дима? (5+2=7)

-В живом уголке школы есть кролик и ёж. Кроме них есть ещё 6 животных. Сколько всего животных в живом уголке? (1+1+6=8)

-Под сосной выросло 7маслят. Сколько грибов осталось под сосной, если 2 гриба унёс ёжик? (7-2=5)

 (Используем структуру РЕЛЛИ РОБИН: два участника поочерёдно обмениваются короткими ответами.) 

 

Физминутка

Мы считали и устали,

Дружно тихо мы все встали,

Ручками похлопали-раз, два,  три.

Ножками потопали-раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели.

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять считать начнём.

 

- Молодцы, ребята, вы все работали дружно, быстро справились с заданиями. Пираты нам передали конверт с запиской:

 «Получите свои задачи, но расколдовывайте их сами».

 

IV. Актуализация знаний учащихся.

1) Практическая работа (задание № 1). Один человек работает у доски, остальные на своих местах.

- Нарисуйте в один ряд 6 квадратов, а в другой – столько кругов. Сделайте так, чтобы кругов стало на 2 меньше, чем квадратов.

- Сколько стало кругов? (4)

- Каких фигур меньше? (Кругов.)

-  На сколько меньше? (На 2.)

 

2) Работа с рисунками с.7.

-  Сколько тарелок в верхнем ряду?(4.)

-  Сколько тарелок в нижнем ряду? (4.)

-  Что вы можете сказать о тарелках в верхнем и нижнем ряду? (Их поровну или столько же.)

-  О чём мы ещё скажем, что их столько же?

(Красных кругов слева столько же, сколько синих.)

-  Сколько ложек в верхнем ряду? ( 4.)

-  В нижнем ряду? ( 3.)

- Можно сказать: Три. Четыре без одного.

-Что вы можете сказать о красных кругах? ( Их 7.  Восемь без одного.)

- Как запишем решение? ( 8-1=7)

- Вот мы с вами и расколдовали задачи. И наш Математик Знайка вновь даёт нам карточку «Помогайку».

 

Сейчас  отдохнём, а затем попробуем самостоятельно решить такие задачи.

 

 

 

Физкультминутка: Игра «ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР» (Следуем за лидером)

 

 

 

V. Закрепление изученного материала.

 

1) Работа в тетради на печатной основе (с.4)

 

1.№ 3. Затейливые пираты предлагают работу с волшебным карандашом.

 

Проверка:

 

- Сколько кругов раскрасит карандаш в ваших руках? (7)

 

-А сколько треугольников ? (4)

 

- Почему 4? (Из на 3 меньше, а это значит, что их 7, но без трёх)

 

 

 

     2) Игра «Не подведи»№ 4.

 

1 столбик выполняют учащиеся с 1 и 4 стола, 2 столбик - 2 и 5 стол, 3 столбик – 3 и 6 стол.   

 

 

3)Работа по учебнику (с. 7 № 5).

 

Выполнить в тетради рисунок и решить задачу.

 

-Что значит на 2 меньше? (Пять без двух)

 

- Как записали решение? (5-2=3 треугольника)

 

 

 

№ 3 Реши примеры, используя структуру РАУНД ТЭЙБЛ. Каждая команда выполняет письменную работу по кругу на одном листе бумаге.

 

 

 

9 – 2 - 2=                                1 + 7 - 5=                                           2 + 8 – 0 =                  7 – 0 – 4 =

 

8 – 1 – 3 =                              2 + 8 – 6 =                                         4 + 6 – 8 =                  6 + 3 – 5 =

 

№ 4 Задание на смекалку.

 

Оля старше Вани, но моложе Коли. Кто их них старше всех? Кто их них моложе всех?

 

(старше Коля, моложе Ваня)

 

VI. Итог урока.

 

- Какие необычные задачи мы сегодня спасли от пиратов?

- Какая работа на уроке вам больше всего понравилась? ·   

·         Я научился…

·         Было интересно…

·         Было трудно…

·         Могу похвалить себя за то, что…

·         Больше всего мне понравилось…

·         Мне показалось важным…

·         Для меня было открытием то, что…

 

 

Пожелайте своим партнёрам по плечу удачного дня.