Исследовательская работа «Семейные реликвии земляков». |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
07.12.2020 10:01 |
Шипилова Валерия, ученица 4 класса. Руководитель - Демидкина Ольга Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 28» г. Киселёвск, Кемеровская область. Семейные реликвии земляков 1.Введение Война, Великая Победа вряд ли память о ней когда-нибудь станет невостребованной. В состоянии ли мы оценить и осознать в полной мере трагедию, унесшую десятки миллионов жизней, среди которых 5247 наших земляков – киселевчан? Ответ очевиден: Нет. И не потому, что не хотим, а потому что не можем, потому что родились в другое время. Да и задача у нас, современных детей другая: не допустить, чтобы все это однажды повторилось, помнить, знать и уважать то, что было сделано ради нас простыми русскими солдатами. Огромная благодарность им от нашего не видевшего войны поколения, потому что они защищали Родину все - от мала до велика. А что каждый из нас знает об истории своей семьи, своих родственниках, воевавших в Великой Отечественной войне? К огромному сожалению, очень немного. Мы знаем своих родителей, своих бабушек и дедушек. А вот уже старшие поколения в лучшем случае известны нам по семейным альбомам с фотографиями. Любовь к Родине начинается в семье, со знания истории своего рода. Поэтому найти и узнать о них, разобраться, кто есть кто, очень важная задача, которая позволит нам стать настоящим гражданином своей страны... Важно сохранить то малое, индивидуальное, близкое каждой семье, тогда и наша Родина сохранит свою неповторимость и самобытность, будет непобедимой и уважаемой в мире державой. Исследовательская работа по теме «Семейная реликвия земляков», посвященная памяти наших предков, очень актуальна на сегодняшний день, так как скоро мы будем отмечать 75- летие Победы. Цель исследования: изучение истории семей киселевчан через знакомство с их семейными реликвиями. Задачи: · узнать толкование слова «реликвия»; · собрать информацию о членах семей киселевчан, воевавших в ВОВ; · выяснить историю появления реликвии в их семьях; · провести анкетирование в классе и выяснить есть ли в семьях моих одноклассников семейные реликвии; · обобщить собранный материал; · познакомить одноклассников с биографией ветеранов; Объект исследования: семейная реликвия Предмет исследования · история семьи; · семейный фотоархив; · записная книжка отца и книга о деде Методы исследования: · изучение и анализ записной книжки и книги об киселевчанах, участниках войны, · интервью с родственниками участников ВОВ; · изучение архива семей, статей, справочной литературы; · анкетирование одноклассников; · обобщение и систематизация собранных материалов Гипотеза: предположим если ты знаешь историю своей семьи, если ты хранишь семейные реликвии, то невозможна потеря связи поколений. Тип исследования – историко-краеведческий Проблема исследования: установить, откуда в семье появилась реликвия, расширить знания о семье, а в будущем передать их следующему поколению. Таким образом, изучая историю семей земляков, мы показываем уважение к предкам, узнаём когда и при каких обстоятельствах были получены боевые награды. 2.Основная часть 2.1Семейные реликвии Что такое реликвия? Семейные реликвии - это предметы, которые бережно хранятся в одной семье и передаются из поколения в поколение. Само слово «реликвия» - от лат. relinquere - «оставаться» вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной (Д.Н. Ушаков); предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом (Т.Ф. Ефремова); вещь, свято хранимая как память о прошлом (С.И. Ожегов); особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь http://www.o-detstve.ru Портал «О детстве» Семейные реликвии — документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение. Это память о дорогих нашему сердцу людях и значительных событиях. Реликвией семьи являются старые фотографии и альбомы, в которых они хранятся. Бывает фотографий очень много и они собраны в десяти красиво оформленных альбомах. А бывает всего одна фотография и она особенно важна и ценна для семьи. Во многих семьях есть вещи, которые передаются по наследству: из поколения в поколение. Они позволяют ощутить соприкосновение с прошлым, дают ощущение опоры, надежного тыла и незабываемые впечатления… Они помогают семьям вспомнить и понять все величие тех времен. Фронтовые реликвии времен Великой Отечественной войны - из числа таких предметов. Они имеют особое свойство: чем больше лет отдаляют нас от сороковых - роковых, тем большую ценность обретают вещи в семьях фронтовиков. К семейным военным реликвиям относятся с особым благоговением и почтением. У кого-то хранится фляжка и письмо прадедушки из госпиталя, у кого-то, настоящий военный планшет и химический карандаш. Вывод: Каждая реликвия-это прикосновение к живущей в памяти людей истории Великой Отечественной войны 2.2 Реликвии семьи Чеканиных Приложение 1 В ходе исследования мы посетили семью Чеканиной Н.И. Из интервью с Чеканиной Надеждой Ивановной были выяснены факты биографии ее отца Понетайкина Ивана Алексеевича, познакомились с их семейным архивом. Понетайкин Иван Алексеевич родился 28 ноября 1922 года в с.Семено-Красилово Кытмановского района Алтайского края. В 1940 году призван в армию Киселевским военкоматом, на Дальний Восток. 23 февраля 1941 года он принял армейскую присягу. С октября 1941 года по март 1943года курсант-наводчик 102 отдела минометной бригады. В июле 1943 года выехал на фронт с Белорусского вокзала г.Вязьма. г.Гжатск. Участвовал в боях за Ельню и Смоленск. В январе 1945 года стал солдатом вновь сформировавшейся бронетанковой части, с которой прошел Венгрию. Австрию, где и встретил 9 мая 1945 года. Надежда Ивановна показала драгоценную реликвию семьи – записную книжку отца, которую обнаружила уже после его смерти. Эта записная книжка Стоит многих толстых книг Русский парень победитель Представляет свой дневник Эх, военная дорога В сердце парня так жива, Затаив на миг дыханье Слышит мир его слова. «Россия была в сердце каждого солдата» - это так трогательно и с какой любовью пишет о Родине русский солдат - киселевчанин Понетайкин Иван Алексеевич в своей записной книжке. Из записной книжки Понетайкина Ивана Алексеевича 21 августа-43 Выехал на фронт.10.30 посадка в вагоны на Белорусском вокзале. 23 августа. Вязьма и Гжатск разрушены до основания 29 августа На копку картофеля в зону бомбардировки попали.6 немецких самолетов сбросили груз на село. В 150 метрах от нас горят дома. 1 сентября 43 г село Пятницкое. Переезд в село Рябинки. Ночь. Разрыв бомбы. Ранило одного человека. 10 сентября. Проезжаем через г. Ельня. Немец обстреливает Ельню из дальнебойных орудий. В двухстах метрах разрыв. Повешенный немец. 11 сентября 43г. На передовой К.П. в 9.30 залп. Страшный гул. Это наша артиллерия бьет по фрицам. 6 сентября 1944 года Весь день ветер и дождь. Завтра 7 сентября битва за север. 7 сентября 1944г. Наши бьют по Большому каркавишу. В четыре часа взяли порт Петсамо. Петсамо весь сожжен.Над нами сбили самолет 26 сентября1944г. Взорвался артсклад. Я попал под взрыв. Эта записная книжка с красной звездочкой на обложке прошла с ним всю войну, это был его маленький дневник, в котором описаны его дороги войны. Это настоящая реликвия не только для его пятерых детей и множества внуков и правнуков, но и реликвия для нашего города, для нашей страны Иван Алексеевич ушел из жизни в октябре 2013 года, на 92 году жизни. Моя бабушка успела взять у него интервью, когда ему было 90 лет, потому что он был соседом моей прабабушки. Как же теперь бесценны эти кадры! Дом Ивана Алексеевича был как раз напротив памятника «Мужеству посвящается» и из своего окна он смотрел, как дети родного города чтят память о войне. А фильм с полным его интервью уже смотрят и в Москве, и в Майями, и в Молдавии, потому как его дети разбросаны по всему миру. и там знают, как чтят память на родине отца-солдата. Один сын живет на Алтае и дочь живут в нашем Киселевске. Получается, что моя бабушка создала для этой 8 семьи еще одну семейную реликвию в память о Иване Алексеевиче хочу прочитать стихотворение Дарьи Сафран: Да, сделали все, что могли вы Кто мог, сколько мог и как мог И были вы солнцем палимы И шли вы по сотням дорог. Да, каждый был ранен, контужен И каждый четвертый убит И лично Отечеству нужен И лично не будет забыт. 2.3 Реликвии семьи Швайгерус Приложение 2 Вот ведь как бывает живем рядом с людьми и не знаем, что их отцы и деды герои войны. Любовь Иосифовна Швайгерус работала в нашем Центре творчества много лет и недавно рассказала моей бабушке о том, что об ее отце есть упоминание в книге. И мы сегодня имеем возможность прикоснуться к этой книге. Любовь Иосифовна не может говорить об отце, сразу предательски дрожит голос и наворачиваются слезы. Говорит о деде–солдате внучка Иосифа Никаноровича Ерофеева Ольга Андреевна. И мы рады тому, что память еще об одном солдате войны не исчезнет с лица. В ходе интервьюирования Швайгерус Любовь Иосифовны были выявлены факты биографии ее отца Юдина Иосифа Никаноровича. Юдин Иосиф Никанорович - (25 сентября 1908- сентябрь 1989 г.) в 1941 году со своим родным братом Дмитрием Никаноровичем Юдиным (1917-1989 г), одними из первых отправились на фронт. Воевали плечом к плечу в составе Третьей Московской коммунистической стрелковой дивизии, под командованием участника гражданской войны Н.П. Анисимова и комиссара А.П. За героизм, мужество личного состава, проявленные в боях, дивизия была удостоена почетного наименования «гвардейской» и была награждена орденом Красного Знамени. Прорвав «линию пантеры», бойцы дивизии, в том числе и братья-сибиряки - Иосиф и Дмитрий Юдины, участвовали в освобождении Валки, Тарту, Риги, и других сел и городов Прибалтики. С войны братья Юдины вернулись домой с многочисленными боевыми наградами, среди которых медали «За отвагу». Во время боев Дмитрий Юдин был дважды контужен Из воспоминаний внучки Ольги Андреевны Ерофеевой: «Я по праву горжусь тем, что и мой дед - Иосиф Никанорович Юдин тоже был в рядах отважных бойцов, доблестно сражавшихся за освобождение своего Отечества от фашистских захватчиков. Мне посчастливилось увидеть и запомнить его живым, и я постараюсь, чтобы мои дети, в свою очередь, тоже пронесли светлую память о героическом деде как можно дольше,. Мой дед родился в 1908 году в самой обычной простой семье трудяг далеко от суровых сибирских краев - в Мордовии, но судьба занесла его в Киселевск и большую часть своей жизни он прожил здесь. Работал Иосиф Никанорович путевым обходчиком на железной дороге. Работа у него была не только ответственная, но и физически тяжелая, главным инструментом, которым ему, как главе большого семейства, приходилось добывать средства на хлеб насущный, была тяжелая кувалда... Спасибо тебе, дед, за победу, за то, что я могу спокойно жить, работать и спокойно растить твоих правнуков под мирным небом. Низкий поклон тебе и вечная память...» Не очень охотно Иосиф Никанорович делился своими воспоминаниями о войне со своими домочадцами. А если что и рассказывал, так детская память сестер не смогла удержать эти скупые рассказы. Даже его боевые награды не сохранились за семь десятков лет, растащились ребятишками, растерялись где-то. Единственной, а потому самой дорогой семейной реликвией для рода Юдиных - потомков славного бойца Иосифа Никаноровича Юдина, стала потрепанная временем книга «О друзьях - товарищах», изданная в 1975 году издательством «Московский рабочий», содержащая в себе сборник воспоминаний бойцов и командиров 3-й Московской коммунистической дивизии, ведь именно в ее составе воевал их отец, дед и прадед. Приложение 3 На странице 68-й напечатано воспоминание В. Смирнова, заместителя командира артиллерийского полка под заголовком «Закаленные в огне». Один из абзацев этого рассказа посвящен непосредственно сибирякам- киселевчанам братьям Юдиным. Вот о чем он повествует: «нашем полку служили два брата - Дмитрий и Иосиф Юдины. Они всегда действовали смело и решительно. Дмитрий был ординарцем. Однажды артиллеристы оказались в окружении. Уже больше суток они не ели горячей пищи. Командир полка Н.Ф. Пономарев обратился к работникам штаба с вопросом: - Кто может доставить пищу отрезанным от своих артиллеристов? - Я, - отозвался Дмитрий Юдин. Взвалив термос на спину, Юдин скрылся в лесу. Там он наткнулся на сторожку лесника и услышал немецкую речь. Все же Дмитрий обходным путем пробрался к своим и накормил горячей пищей. А затем вместе с ними участвовал в бою с фашистами».Эту книгу Иосиф Никанорович привез из Москвы, когда встречался со своими однополчанами. Для него же она была - живым напоминанием того лихолетья, что ему довелось пережить на полях сражений, для его детей и внуков - память об отце и деде. Вывод: Вот такие святыни хранятся в семьях наших земляков как напоминание о той войне, и в то же время, как память о родном человеке. Бережно хранят их в этих семьях и рассказывают своим внукам о прадедах-героях. Надежда Ивановна и Любовь Иосифовна очень волновались, беря в руки семейные реликвии, которые они передадут своим потомкам 2.4 Мои прапрадеды - защитники Родины Я тоже потомок трех прапрадедов, которые были защитниками Родины в Великую Отечественную войну. Сускин Герасим Петрович воевал до 1943 года под Курском и в бою лишился кисти левой руки. Хлыбов Иван Григорьевич участвовал в битве под Ленинградом, Пивоваров Леонид Андревич прошел всю войну и был отмечен двумя орденами Красной звезды. Но в память о них будет моя следующая исследовательская работа. 3.Анкетирование одноклассников В классе было проведено анкетирование по следующим вопросам: 1. Знаете ли вы, что такое семейная реликвия? 2. Есть ли в вашей семье семейные реликвии? Проанализировав результаты анкеты по первому вопросу, были получены следующие результаты: 4 человека из 22 учащихся – 21 % одноклассников - знают, что такое семейные реликвии. 5 человек - 25% - знает лишь приблизительно, что это такое. 13 человек – 54% не знают, что это такое. По второму вопросу результаты следующие: 7 человек – 37% - имеют в своих домах семейные реликвии 15 человек – 63% - не имеют семейные реликвии. Вывод. Выяснено, что большинство детей не имеют представления о семейных реликвиях. В ходе работы были заинтересованы одноклассники изучением реликвий своих семей, изучением истории семьи. 4.Заключение В ходе исследовательской работы было выяснено: 1. Значение слова «реликвия 2. История появления семейной реликвии в семьях Швайгерус и Чеканиных. Военные реликвии воспитывают новое поколение в духе патриотизма и любви к родине, учат правильно жить и ценить те мирные реликвии, которые есть у нас сейчас, вызывают чувство благодарности к фронтовикам, которые завоевали своим бессмертным подвигом мир и благополучие для нас. И я уверена, что связь поколений в наших семьях не будет потеряна с годами, если мы трепетно будем относиться к реликвиям, а старые фотографии заговорят живым голосом истории. Оживить страницы истории рассказами о дорогих военных реликвиях – главная задача каждой семьи. Семейные реликвии – это огоньки нашей памяти. Сегодня зажигаем их мы с вами, накануне 75-летия Победы. Таким образом, моя гипотеза о том, что знание семейной истории сохранит связь поколений, полностью подтвердилась. В ходе исследования открылись некоторые страницы истории семей, и семейные реликвии стали тому причиной.
5.Список литературы 1. Алёшина М.Н., Поставнёва Е. В. Патриотическое воспитание школы в условиях современного развития общества. Журнал ОБЖ 2. О друзьях-товарищах. Сборник воспоминаний бойцов и командиров 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии. Сост Т.К. Некрасов. Изд. 2-е, доп. и испр. М., «Московский рабочий», 1975. – 68 с. Фотографии военных лет 1941-1945 г. [Электронный ресурс]URLcpacibodedu.ru , http://photo-bazar.ru 3. Фоны [Электронный ресурс]URLhttp://www.om1.ru/news/society/?page=112, http://wallpapers-pictures.irixpix.ru, http://hotwalls.ru, 4. Видеофильм «Спасибо деду за Победу!
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».