Амосова Алена Юрьевна, учитель начальных классов; Талалова Ирина Васильевна, учитель – логопед МОУ «СОШ№7», город Саянск, Иркутская область. Цель урока: Создание условий для закрепления и отработки на практике способов проверки парных согласных в корне и на конце слова.
Конспект урока
Технология «Игра» Н.Е. Щурковой как средство повышения мотивации обучающихся, в том числе с ОВЗ, с использованием смешанной модели обучения: смена рабочих зон.
Класс: 3 класс
Программа: «Школа России», В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова
Предмет: русский язык
Тема урока: Правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне и на конце слова
Цель урока: Создание условий для закрепления и отработки на практике способов проверки парных согласных в корне и на конце слова.
Задачи:
Предметные:
- способствовать развитию умения распознавать слова с парными согласными, которые нужно проверить перед написанием; подбирать проверочные слова.
Личностные:
Содействовать пониманию причин успехов в учебе, оцениванию себя и одноклассников на основе заданных параметров успешности в учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: способствовать пониманию выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.
Познавательные: строить сообщения в устной и письменной речи, находить в сотрудничестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.
Коммуникативные: проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уметь договариваться друг с другом и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Характеристика класса: в классе обучается 14 человек: 6 девочек, 8 мальчиков; согласно диагностики выявлен уровень развития познавательных способностей: высокий – 2 чел., выше среднего – 2 чел., средний – 7 чел., ниже среднего – 3 чел. Один ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Данные показатели учитывались при распределении учащихся на рабочие группы, при подборе содержания и степени сложности задания, оказываемой помощи учителем (стимулирующей, направляющей, организующей)
Технология «Игра» Н.Е.Щурковой: применение данной технологии способствует эффективному формированию личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС. Этапы технологии: пролог, вовлечение в игру, ход игры, рефлексия
Модель смешанного обучения: «Смена рабочих зон» - предполагает перестройку пространства класса, выделение и оформление рабочих зон: 1 – зона работы с учителем, 2 – зона самостоятельной работы онлайн, 3 - зона работы в группах.
Мизансцена:
Оценивание: формирующее (на каждом этапе урока, до выполнения задания выдаются критерии оценки, по которым учащиеся должны оценить результат своей работы); констатирующее (в конце урока фиксируют достижение результата работы)
Технические и цифровые средства обучения: ноутбуки, интерактивная доска, сотовые телефоны, цифровые ресурсы, интерактивная презентация
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html основные правила грамматики русского языка
сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» http://urok.hut.ru/ тест по проверке написания парных по звонкости-глухости согласных
Этапы урока:
№
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Зона работы, содержание
|
1
|
Задача: подвести обучающихся к теме и цели урока
- Что вас смущает в данной переписке?
- Какие ошибки заметили?
- Как не допустить подобные ошибки?
|
Самостоятельно (после анализа слайда) или отвечая на предложенные вопросы, сформулировать тему и цель урока: проверка парных согласных в корне и на конце слова
|
Зона «работы с учителем»
Слайд: скриншоты переписки в Viber с ошибками на правописание парных по звонкости-глухости согласных
|
2
|
Задача: актуализировать знания обучающихся о правописании парных по глухости-звонкости согласных в корне и на конце слова
- Предлагает пройти в зону «самостоятельной работы онлайн», пройти по ссылке, повторить теоретический материал;
- По предложенным требованиям составить для себя схематическую памятку или текстовый алгоритм.
|
- Пройти по ссылке, повторить теоретический материал
- Сформулировать вывод:
как проверить парные согласные в корне и на конце слова
- Составить схематическую памятку или текстовый алгоритм для проверки написания парных по звонкости-глухости согласных.
-Оценить памятку или алгоритм по предложенным требованиям.
|
Зона «самостоятельной работы онлайн»
Ссылка: основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Требования к памятке:
1.Проблема
2.Действия для решения проблемы
3.Результат
4. Памятка понятна для всех членов группы
|
3
|
Задача: закрепить умение проверки написания парных по звонкости-глухости согласных
|
-Вставить пропущенные парные согласные в словах, используя предложенный тест, ознакомиться с результатами проверки теста, определить свой уровень знаний, определить для себя цель дальнейшей работы
|
Зона «самостоятельной работы онлайн»
Ссылка: сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» http://urok.hut.ru/
Тест по проверке написания парных по звонкости-глухости согласных
|
4
|
Задача: представить значимость полученных знаний в жизни
- Для чего учиться правописанию, если при использовании средств общения используются автоматические редакторы?
- Подвести учащихся к выводу о том, что не всегда есть возможность использования технического средства или устройства с авторедактором, например, написание текста от руки на бумаге, писем.
|
Отвечая на вопросы учителя, приходят к выводу о необходимости знания о проверке написания парных по звонкости-глухости согласных в жизни
|
Зона «работы в группах»
Беседа
|
5
|
Задача: организовать применение полученных знаний на практике, через технологию «Игра» Н.Е.Щурковой
-Пролог: рассказ о фото на слайде: это фото семейное было сделано в мае 1941, (объявление о начале ВОВ – аудиофайл). Отец этой семьи отправился на фронт, где пропал без вести. Для детей, внуков вся память о нем – это несколько фотографий и письма с фронта.
(фото письма)
- Вовлечение в игру: к сожалению, со временем, письма частично истрепались и часть букв, слов, предложений потеряны. Однако, есть профессия «Реставратор»- это мастер по восстановлению предметов имеющих ценность. Предлагаю вам представить себя реставраторами, которым предстоит восстановить письма в игре под названием «Письма с фронта»
- Ход игры: 1.Распределить роли: реставраторы писем с фронта: медсестры, бойцов (3 группы)
2.Выдать письма с пропущенными:
1-я группа – буквами парных согласных
2-я группа – словами с парными согласными
3-я группа – предложениями, содержащими слова с парными согласными
3.Предложить заполнить пропуски и оценить полученный результат в соответствие с предложенными параметрами.
4.Предложить представить полученный текст письма.
5. Предложить сделать фотографию письма и отправить эксперту (учителю-логопеду) в группе в Viber
6. Эксперту озвучить результаты работы групп посредством видеозвонка - Рефлексия
|
Применить на практике знания о проверке написания парных по звонкости-глухости согласных при восстановлении текста писем
Делятся на группы по обозначенному признаку (цвет бейджа)
Заполняют пропуски в тексте письма, оценивают полученный результат
Зачитывают текст письма
Фотографируют текст письма на телефон, отправляют в группу в Viber
Слушают оценку эксперта
Подводят итоги игры
|
Зона «работы в группах»
- слайд с фотографией семьи
- аудиофайл с записью голоса Ю.Б.Леветана об объявлении ВОВ
- слайд с фотографией письма с фронта
Текст писем (см Приложение 1)
Параметры заполнения пропусков в письме:
-все пробелы заполнены
-буквы и слова написаны разборчиво, аккуратно
-при записи парных согласных использовали соответствующее правило
-при прочтении всего текста письма смысл не искажен и понятен
|
6
|
Задача: закрепить полученные знания и умения
|
Выбирают парную согласную, которую нужно вставить в слово на пазле. При верном ответе, пазл переворачивается. При открытии всех пазлов складывается фотография героя ВОВ -ровесника обучающихся, читают информацию о герое
|
Зона «работы с учителем»
Интерактивный пазл
|
7
|
Задача: провести самооценку и взаимооценку работы на уроке
-нацелить ребенка на дальнейшую работу в зависимости от полученных результатов
-Вспомните, какие результаты получили на данном уроке, что удалось отлично, а что следует повторить. Спланируйте свою дальнейшую деятельность по закреплению данной темы
- Оцените свою работу на уроке по параметрам, выберите цифру, соответствующую уровню вашего успеха. Если у кого-то есть замечания, вы не согласны с самооценкой одноклассника, выскажите свое аргументированное мнение
|
Оценивают свою деятельность на уроке по предложенным параметрам,
- показывают соответствующую цифру
|
Зона «работы с учителем»
Параметры для самооценки:
1. Я легко и верно выполнил все задания
2. Некоторые задания вызывали затруднения, приходилось пользоваться памяткой
3. Мне было трудно, приходилось обращаться за помощью
|
8
|
Задача: подвести итог урока, выдать домашнее задание.
- достигли ли цели урока?
- исходя из полученных вами результатов выберите себе домашнее задание
|
Индивидуально выбирают задание, исходя из оценки полученных результатов
|
Зона «работы с учителем»
Слайд 1: цель урока
Слайд 2:
1. Повторить правило о правописании парных по звонкости-глухости согласных
2. Упражнение в проверке и написании парных по звонкости-глухости согласных
3.Творческое задание – составление кроссворда из слов с парными по звонкости-глухости согласными
|
Приложение 1
Письма для реставрации и восстановления.
Письмо № 1.
Здравствуйте, мои родные бабушка и дедушка!
Милые, простите, что я вам так долго не писала. У нас в госпитале дел множество.
Вот вчера снаря_ угодил в полк. Привезли много солда_ - совсем молодых ребя_. У всех ранения ру_ и ног. У многох задеты голова и живо_.
Жалко их. Но мы будем стараться и _________
____________________________________________________________________________________
Ваша внучка Катенька.
Письмо № 2
Приветствую Вас, моя милая матушка.
Вот уже второй го_ как я ушёл на фрон_ и не видел наш родной дом, любимый са_ . Наш верный пё_ Трезор все такой же игривый? Как поживает сосе_ дед Пётр? Не оставляйте его, ведь он уже совсем __________.
Мы же будем бить фашистов. Да так, чтобы ни один вра_ не смог доб____ся до нашего дома.
Ваш сын Степан.
Письмо № 3
Здравствуйте, милые мои девочки, Иришка и доченька Анечка. Сообщаю вам, что я жив и здоро_.
Вчера весь день сыпала пороша и скрыла дорогу. Наш отря_ забрёл в грязь, в которой увяз мой сапо_ . Хорошо, что рядом был мой дру_ Яков - помог его вытянуть.
Мы по-прежнему сильны духом и верим, что вра_ будет разбит!
Обнимаю вас кре_ ко. Ваш Иван.
|