Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7419931
Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Туман и облака. Осадки" УМК «Перспективная начальная школа»
Содержание - Начальные классы, ГПД
15.01.2021 13:10

Таран Светлана Алексеевна, учитель начальных классов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 1 слобода Большая Мартыновка. 
Содержание урока соответствует основному содержанию программы и учебника. Методы обучения выбраны в соответствии с решением основной триединой образовательной цели: методы словесной передачи и слухового восприятия; методы наглядной передачи и зрительного восприятия; проблемно-поисковые (продуктивные) методы; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. На уроке использовались такие формы обучения: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная, коллективная. На этапе актуализации знаний я предпочла систему проблемных вопросов, которые требуют от детей оценочных суждений, высказываний детьми предположений и гипотез. Чередование видов деятельности приводит к тому, что ученики не устают на уроке. На уроке учащимися усвоены новые понятия (правила). На уроке использую не только материал, предложенный авторами учебника, но и материал из дополнительного источника (хрестоматии). Предлагаю детям домашнее задание творческого характера.

 


 

Урок курса окружающий мир по теме "Туман и облака. Осадки".

Задачи урока:

1) обогатить учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака);

2) познакомить с разными видами облаков;

3) сформировать представления учащихся об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град) и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь);

4) развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу.

Методы и формы учебной деятельности:

* Эвристическая беседа, решение проблемных вопросов.

* Частично-поисковая деятельность.

*Анализ литературных произведений.

* Опыт

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 кл. авт. О.Н.Федотова; хрестоматия 3 кл. авт. О.Н.Федотова; тетрадь для самостоятельных работ; мультимедийный комплекс; презентация к уроку; карточки для работы в группе; разрезные таблички; стеклышки для проведения опыта.


Ход урока


1.Самоопределение   к деятельности. /Организационный момент./           Слайд 2.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ставим ушки на макушки,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

 

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

- Как связаны данные вещества?     Слайд 3.

 

Работа в тетради для самостоятельных работ с.28 №40

 

- Расскажите о круговороте воды в природе, используя схему в тетради. Слайды 4, 5.  


3.Постановка учебной проблемы.


- Ребята, почему водяной пар-невидимка вдруг иногда становится видимым? Приведите примеры.

Загадка:

                                   Молоко над речкой плыло,

                                   Ничего не видно было.

                                   Растворилось молоко –

                                   Стало видно далеко.

                                                                                          (туман)

                                                       Слайд 6.

- Что такое туман? (Это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.)

                   /Высказывание детьми гипотез /


4.Построение проекта выхода из затруднения   («открытие» детьми нового объема знаний).

Проверка гипотез. Работа в паре: учебник с.81( 1 абзац).

- Прочитайте абзац, найдите ответ на вопрос: Почему летом мы часто видим над землей или над водоемом легкую белую дымку?

Чтение «цепочкой» рассказа в хрестоматии с. 54 - «Как возникают туманы?»

- Говоря о тумане, какое состояние воды имеют в виду: жидкое или газообразное?

- Вы сами можете поучаствовать в образовании тумана.


5.Первичное закрепление во внешней речи. Проведение опыта.

- Возьмите на столе холодное стеклышко. Дохните на него. Что увидели? Почему это произошло? Где вы это видели в жизни?     /Ответы детей/

-Совершенно верно. Холодным осенним утром на улице при дыхании человека образуется маленькое облачко тумана. Можно также в сильный мороз открыть в комнате форточку. Из открытой форточки начинают спускаться клубы тумана. Это происходит потому, что в комнате воздух сохраняет много водяных паров. Когда такой воздух попадает в холодное место, водяные пары в нем начинают превращаться в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман.


Работа в группе. Класс делится на группы, и каждая группа высказывает свои мнения по вопросам карточки.

Карточка

- Докажите, что туман - «друг» человека. 

- Докажите, что туман - «недруг». 

Используйте в ответе данные высказывания.

  • В тумане плохо видно, поэтому люди могут заблудиться в пути.
  • Туман стелется низко над землей, спасая растения в садах и на полях от заморозков.
  • Пешеходам надо особенно осторожно переходить дорогу.
  • Водители должны быть осторожны при движении во время тумана.

 


6.Постановка учебной проблемы. Знакомство с тайнами облаков.

- Что же такое облака?

/Выдвижение гипотез учениками/


7.Построение проекта выхода из затруднения   («открытие» детьми нового объема знаний).

Проверка гипотезы: чтение вслух в учебнике с.81( 2 абзац).        

                                          

Проблемный вопрос:

- Все ли облака одинаковой формы? На что похожи облака? Что вы наблюдали?

Просмотр слайдов «Виды облаков».           Слайд 7.

- Облака, похожие на перья птиц, всегда плывут высоко - высоко в небе - это перистые облака.                                                       Слайд 8.

Учитель: По небу, по голубо – темному, как будто исполинскою кистью, наляпаны были широкие полосы из розового золота: изредка белели клоками легкие и прозрачные облака.                                                          

                                   ( Н.В. Гоголь)    ( перистые)

- С наступлением весны, летом, осенью можно наблюдать кучевые облака. Они похожи на разбросанные по небу ярко - белые клочки ваты.                 Слайд 9.

               Ученик: Облака, облака –

                             Кучерявые бока,

                             Облака кудрявые,

                             Целые, дырявые,

                           Легкие, воздушные –

                           Ветру послушные.

                                     ( С.В. Михалков)     ( кучевые)

- Дождевые облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град. В пасмурные дни все небо покрыто серыми низкими облаками. Это слоистые облака. Слайд 10. Они образуются при встрече теплого воздуха с холодным. Летом и осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой - обильных снегопадов.

   В засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми, непросветными тучами…

   ( М.М. Пришвин)                    ( слоисто – дождевые, слоисто – кучевые)

Проблемный вопрос:

- На одинаковой или разной высоте образуются разные виды облаков?

/Выдвижение гипотез/

- Ответ на этот вопрос вы узнаете из сказки «Спор облаков. “             Слайд 11.

Учитель: Давным-давно, много лет тому назад жило-было Царство Облаков. И жили в нем три брата – Перистые, Слоистые и Кучевые облака. И вот однажды, никто не знает отчего, затеяли они спор. “Мы красивее всех, мы выше всех! – закричали Кучевые облака. (Слайд .) – Верхушки наши разрастаются до 6-8. Мы красивее всех! Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы”. “Нет, – закричали Перистые облака. (Слайд.) – Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на высоту до 10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево”. – “Зато мы можем затянуть все небо, – возразили Слоистые облака, - и через нас ничего не будет видно!”. (Слайд .) Услышала этот спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны. С тех пор никогда не появляются на небе братья Облака все вместе! Итак, что вы узнали из сказки?

8.Первичное закрепление.

Работа в паре по рисунку в учебнике с.83.            

/Ученики, рассматривая рисунок в учебнике, работают с индивидуальными карточками, выкладывая их на парте/. Один ученик работает у доски.

Сверка с работой у доски.

 

Виды облаков

Внешний вид

Высота образования

Кучевые

Белые «кучи ваты»

2-10 км

Слоистые

Большие валы оттенком, часто образуют сплошную облачность

Менее 2 км

Перистые

Похожи на белые волокна или перья

10-12км

 

9.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Какие осадки выпадают на землю с неба? (Дождь, снег, град, крупа)

Отгадывание загадок. /Таблички с отгадками крепятся на доске/

Рассыпался горох

На семьдесят дорог:

Никто его не подберёт.          (Град)   Слайд 12.

Шумит он в поле и в саду,                           

А в дом не попадёт,                                        

И никуда я не иду,                                          

Покуда он идёт.    (Дождь)                 Слайд 13.

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке?    (Снежинки)           Слайд 14.

- Только ли из облаков появляются осадки на земле?           Слайд 15.

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт.       (Иней)             Слайд 16.

 

10.Построение проекта выхода из затруднения   («открытие» детьми нового объема знаний).

Самостоятельное чтение статьи в хрестоматии стр.57 «Как рождается иней?»

- Прочитайте статью и расскажите о том, как рождается иней.

/Рассказ детей: Поздней осенью и зимой, когда температура воздуха опускается ниже 0, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллики. Так образуется иней./

  -Что такое изморозь мы узнаем из статьи в хрестоматии на стр. 58 «Как отличить изморозь от инея?»)                         Слайд 17.

 

Загадка:

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдём.          (Роса)                         Слайд 18.

Учитель: - Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды. Это роса. 

- Кого заинтересовал вопрос «Откуда берется роса на траве?», вы можете найти на него ответ, прочитав самостоятельно дома статью в хрестоматии. ( Хрестоматия стр.56 «Откуда берется роса на траве?»)


11.Первичное закрепление.     Выполнение задания № 42 в тетради для самостоятельных работ.


12.Включение в систему знаний и повторение.    

 

- Какие явления природы связаны с превращениями воды?                   Слайд 19.

- Чем похожи туман и облака?

- А чем они отличаются? (И туман, и облака состоят из капель воды.) А их отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоемов, а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Кроме того, облака могут состоять не только из капель воды, но и кристалликов льда, снежинок.

- Как вы думаете, необходимо ли изучать явления природы, с которыми познакомились на уроке? Если да, то для чего? 

/Предположение и доказательство ответов учащихся./

 

Космические аппараты вращаются вокруг Земли и фотографируют её из космоса с высоты 1500 км. На фотографиях виден облачный покров Земли. Изучив фотографии, люди могут предсказать погоду на ближайшее будущее.  

- Кому необходим прогноз погоды?        

/Предположение и доказательство ответов учащихся./

Прогноз погоды необходим и капи­танам кораблей, и летчикам, и водителям, и железнодорожникам, и строи­телям, и работникам сельского хозяй­ства. От погоды зависит время сева, уборки урожая, сенокоса.

13. Рефлексия деятельности .             Слайд 20.

Закончите одно из предложений.

  1. Сегодня на уроке…
  2. Больше всего на уроке мне…
  3. Я бы хотел (а)…
  4. Мне не понравилось…
  5. Раньше я думала, что…, а сейчас знаю…

14.Домашнее задание.                                         Слайд 21.

1 обязательный уровень: подготовить рассказ по вопросам учебника стр. 84; № 41 в тетради для самостоятельной работы.

2 возможный уровень: нарисовать виды облаков; подобрать стихи.

3 творческий уровень: по выбору

*составить рассказ или сказку о путешествии капельки воды.

* Написать мини-сочинение «Я - облако».

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР