Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Туман и облака. Осадки" УМК «Перспективная начальная школа» |
Содержание - Начальные классы, ГПД | |||||||||||||
15.01.2021 13:10 | |||||||||||||
Таран Светлана Алексеевна, учитель начальных классов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 1 слобода Большая Мартыновка.
Урок курса окружающий мир по теме "Туман и облака. Осадки". Задачи урока: 1) обогатить учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака); 2) познакомить с разными видами облаков; 3) сформировать представления учащихся об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град) и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь); 4) развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения школьников в исследовательскую работу. Методы и формы учебной деятельности: * Эвристическая беседа, решение проблемных вопросов. * Частично-поисковая деятельность. *Анализ литературных произведений. * Опыт Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 кл. авт. О.Н.Федотова; хрестоматия 3 кл. авт. О.Н.Федотова; тетрадь для самостоятельных работ; мультимедийный комплекс; презентация к уроку; карточки для работы в группе; разрезные таблички; стеклышки для проведения опыта. Ход урока 1.Самоопределение к деятельности. /Организационный момент./ Слайд 2. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Ставим ушки на макушки, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Как связаны данные вещества? Слайд 3.
Работа в тетради для самостоятельных работ с.28 №40
- Расскажите о круговороте воды в природе, используя схему в тетради. Слайды 4, 5. 3.Постановка учебной проблемы. - Ребята, почему водяной пар-невидимка вдруг иногда становится видимым? Приведите примеры. Загадка: Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (туман) Слайд 6. - Что такое туман? (Это скопление мельчайших капелек воды, которые образовались из невидимого водяного пара в холодном воздухе.) /Высказывание детьми гипотез / 4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового объема знаний). Проверка гипотез. Работа в паре: учебник с.81( 1 абзац). - Прочитайте абзац, найдите ответ на вопрос: Почему летом мы часто видим над землей или над водоемом легкую белую дымку? Чтение «цепочкой» рассказа в хрестоматии с. 54 - «Как возникают туманы?» - Говоря о тумане, какое состояние воды имеют в виду: жидкое или газообразное? - Вы сами можете поучаствовать в образовании тумана. 5.Первичное закрепление во внешней речи. Проведение опыта. - Возьмите на столе холодное стеклышко. Дохните на него. Что увидели? Почему это произошло? Где вы это видели в жизни? /Ответы детей/ -Совершенно верно. Холодным осенним утром на улице при дыхании человека образуется маленькое облачко тумана. Можно также в сильный мороз открыть в комнате форточку. Из открытой форточки начинают спускаться клубы тумана. Это происходит потому, что в комнате воздух сохраняет много водяных паров. Когда такой воздух попадает в холодное место, водяные пары в нем начинают превращаться в мельчайшие капельки воды, которые мы видим как туман. Работа в группе. Класс делится на группы, и каждая группа высказывает свои мнения по вопросам карточки.
6.Постановка учебной проблемы. Знакомство с тайнами облаков. - Что же такое облака? /Выдвижение гипотез учениками/ 7.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового объема знаний). Проверка гипотезы: чтение вслух в учебнике с.81( 2 абзац).
Проблемный вопрос: - Все ли облака одинаковой формы? На что похожи облака? Что вы наблюдали? Просмотр слайдов «Виды облаков». Слайд 7. - Облака, похожие на перья птиц, всегда плывут высоко - высоко в небе - это перистые облака. Слайд 8. Учитель: По небу, по голубо – темному, как будто исполинскою кистью, наляпаны были широкие полосы из розового золота: изредка белели клоками легкие и прозрачные облака. ( Н.В. Гоголь) ( перистые) - С наступлением весны, летом, осенью можно наблюдать кучевые облака. Они похожи на разбросанные по небу ярко - белые клочки ваты. Слайд 9. Ученик: Облака, облака – Кучерявые бока, Облака кудрявые, Целые, дырявые, Легкие, воздушные – Ветру послушные. ( С.В. Михалков) ( кучевые) - Дождевые облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град. В пасмурные дни все небо покрыто серыми низкими облаками. Это слоистые облака. Слайд 10. Они образуются при встрече теплого воздуха с холодным. Летом и осенью эти облака являются вестниками затяжных дождей, а зимой - обильных снегопадов. В засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми, непросветными тучами… ( М.М. Пришвин) ( слоисто – дождевые, слоисто – кучевые) Проблемный вопрос: - На одинаковой или разной высоте образуются разные виды облаков? /Выдвижение гипотез/ - Ответ на этот вопрос вы узнаете из сказки «Спор облаков. “ Слайд 11. Учитель: Давным-давно, много лет тому назад жило-было Царство Облаков. И жили в нем три брата – Перистые, Слоистые и Кучевые облака. И вот однажды, никто не знает отчего, затеяли они спор. “Мы красивее всех, мы выше всех! – закричали Кучевые облака. (Слайд .) – Верхушки наши разрастаются до 6-8. Мы красивее всех! Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы”. “Нет, – закричали Перистые облака. (Слайд.) – Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на высоту до 10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево”. – “Зато мы можем затянуть все небо, – возразили Слоистые облака, - и через нас ничего не будет видно!”. (Слайд .) Услышала этот спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны. С тех пор никогда не появляются на небе братья Облака все вместе! Итак, что вы узнали из сказки? 8.Первичное закрепление. Работа в паре по рисунку в учебнике с.83. /Ученики, рассматривая рисунок в учебнике, работают с индивидуальными карточками, выкладывая их на парте/. Один ученик работает у доски. Сверка с работой у доски.
9.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. - Какие осадки выпадают на землю с неба? (Дождь, снег, град, крупа) Отгадывание загадок. /Таблички с отгадками крепятся на доске/ Рассыпался горох На семьдесят дорог: Никто его не подберёт. (Град) Слайд 12. Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт, И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь) Слайд 13. Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки) Слайд 14. - Только ли из облаков появляются осадки на земле? Слайд 15. И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберёт. (Иней) Слайд 16.
10.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового объема знаний). Самостоятельное чтение статьи в хрестоматии стр.57 «Как рождается иней?» - Прочитайте статью и расскажите о том, как рождается иней. /Рассказ детей: Поздней осенью и зимой, когда температура воздуха опускается ниже 0, водяной пар превращается в мельчайшие кристаллики. Так образуется иней./ -Что такое изморозь мы узнаем из статьи в хрестоматии на стр. 58 «Как отличить изморозь от инея?») Слайд 17.
Загадка: Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем, Ищем, ищем – не найдём. (Роса) Слайд 18. Учитель: - Если водяной пар не успевает подняться высоко, а остывает около земли, то летом на траве и листьях деревьев появляются маленькие капельки воды. Это роса. - Кого заинтересовал вопрос «Откуда берется роса на траве?», вы можете найти на него ответ, прочитав самостоятельно дома статью в хрестоматии. ( Хрестоматия стр.56 «Откуда берется роса на траве?») 11.Первичное закрепление. Выполнение задания № 42 в тетради для самостоятельных работ. 12.Включение в систему знаний и повторение.
- Какие явления природы связаны с превращениями воды? Слайд 19. - Чем похожи туман и облака? - А чем они отличаются? (И туман, и облака состоят из капель воды.) А их отличие в том, что туман низко стелется над поверхностью суши или водоемов, а облака образуются и плывут высоко над земной поверхностью. Кроме того, облака могут состоять не только из капель воды, но и кристалликов льда, снежинок. - Как вы думаете, необходимо ли изучать явления природы, с которыми познакомились на уроке? Если да, то для чего? /Предположение и доказательство ответов учащихся./
Космические аппараты вращаются вокруг Земли и фотографируют её из космоса с высоты 1500 км. На фотографиях виден облачный покров Земли. Изучив фотографии, люди могут предсказать погоду на ближайшее будущее. - Кому необходим прогноз погоды? /Предположение и доказательство ответов учащихся./ Прогноз погоды необходим и капитанам кораблей, и летчикам, и водителям, и железнодорожникам, и строителям, и работникам сельского хозяйства. От погоды зависит время сева, уборки урожая, сенокоса. 13. Рефлексия деятельности . Слайд 20. Закончите одно из предложений.
14.Домашнее задание. Слайд 21. 1 обязательный уровень: подготовить рассказ по вопросам учебника стр. 84; № 41 в тетради для самостоятельной работы. 2 возможный уровень: нарисовать виды облаков; подобрать стихи. 3 творческий уровень: по выбору *составить рассказ или сказку о путешествии капельки воды. * Написать мини-сочинение «Я - облако». |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».