Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5666629
Конспект урока «Обобщение знаний о глаголе»
Содержание - Начальные классы, ГПД
09.03.2021 11:35

Субботина Светлана Борисовна, учитель начальных классов, МКОУ "СОШ № 4" г. Мирный, Архангельской области. 
Конспект урока в 4 классе. Предназначен для учителей начальной школы. Проводится в форме урока – проекта.

 


 

Конспект урока «Обобщение знаний о глаголе»

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений

Цель урока: обобщение, повторение и систематизация знаний учащихся о глаголе.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания учащихся по теме «Глагол»;

- повторить морфологические и грамматические признаки глагола;

- закрепить навыки правописания глаголов.

Развивающие:

- развивать умение применять теоретические знания на практике;

– развивать умение работать в группах, активность обучающихся;

– развивать орфографическую зоркость, мышление и внимание.

Воспитывающие:

– воспитывать дружеские отношения между детьми и самостоятельность.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

- уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке и быть воспитанным.

Познавательные УУД:

- уметь правильно употреблять глаголы в устной речи и безошибочно их писать, определять их морфологические и грамматические признаки;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать свою деятельность: формулировать тему урока, ставить перед собой цель, контролировать свои действия и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- уметь сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

Технологии: технология критического мышления, технология проблемно-диалогового обучения, технология сотрудничества.

Методы: словесный, частично-поисковый, демонстрационный, наглядный.

Средства обучения:   учебник «Русский язык» для 4 класса начальной школы 2 ч., авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Москва, «Баласс», 2014 г.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ожидаемый результат: каждый ученик, обобщая и систематизируя знания по теме, создаст книгу о глаголе.

Межпредметные связи: литература, ИЗО, технология.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки, задания для групп.

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формулировка учащимися темы и цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Актуализация знаний.

Планирование

работы.

 

 

 

Мотивация учебной деятельности учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Минутка чистописания.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Обобщение и

систематизация

знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Практическое применение знаний и умений

 

 

 

 

 

 

6.Домашнее

задание

 

 

 

 

 

   Самооценка

деятельности

     учащихся

 

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Все к соседям повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Настроение у нас отличное,

А улыбки - дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

-Мы начинаем урок русского языка.

Герой Н. Носова Незнайка, попробовав себя в роли поэта, сочинил следующие слова:

Весна – красавица,

Она мне очень нравица.

- Что вы можете сказать о творении Незнайки?

- Исправьте эту ошибку. Докажите.

- Что бы вы посоветовали Незнайке?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока

   Учитель помещает на доске название темы урока

- Какова цель урока?

Глагол – весенняя часть речи,

Она заставит действовать нас всех,

Читать, писать, спрягать и обеспечит

В конце урока непременно нам успех!

- Успех нам принесет слаженная работа, давайте составим план работы.

   Ученики проговаривают план работы, учитель помещает его на доске в виде солнца (на каждом лучике пункт плана).

 

 

 

 

 

 

 

 


- Что у нас получилось?

- Я уверена, что наше солнышко осветит нам путь к знаниям и поможет нам преодолеть все трудности.

- Тема «Повторение о глаголе» рассчитана на несколько уроков. Я предлагаю вам на этих уроках выполнить проект по созданию книги о глаголе. Оформлением красочной обложки мы займемся на уроке ИЗО, а структуру книги начнем выстраивать сегодня.

- Как вы считаете, зачем нам нужно выполнять этот проект?

- Итак, приступаем к работе.

Первичное закрепление          Выберите букву правильного ответа. (читает вопросы учитель)

  1. Глагол - это            в) часть речи;                      г) член предложения.

      2. Глагол обозначает:

д) предмет;                     е) действие предмета;               ж) признак предмета.

      3.Глаголы отвечают на вопросы:

о) Что? Кто?                 п) Кому? Откуда?                       р) Что делать? Что сделать?

      4.Каким членом предложения является?

л) подлежащим;              м) дополнением;                   н) сказуемым.

      5. Как изменяется глагол?

о) по числам                                п) по падежам                          

Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите.  

Прочитайте буквы, которые вы написали. Какое слово получилось?  

 

- Вам необходимо выполнить первое задание. Для этого надо вспомнить правила работы в группах:

 Не кричать!

 Не перебивать!

 Уважать чужое мнение.

 Уметь слушать ответы товарищей.

 Быть внимательным и уважительным друг к другу.

 

Работа в группах.

На карточках размещена информация о разных частях речи. Отберите информацию о глаголе.

1 группа составляет первую страницу: Расположите её по порядку и составьте рассказ о глаголе.

- Мы обобщили знания о глаголе. У нас получился «портрет» глагола.

- Переходим ко второй странице книги

2 группа составляет вторую страницу: «Морфологические признаки глагола».

- выберите постоянные признаки глагола

- непостоянные признаки глагола.

 

- 3 группа составляет 3-ю страницу

Выбираете то, то характерно для глаголов в начальной форме и как изменяются глаголы по временам.

Настоящее, будущее вр. – по числ. и лицам

Прошедшее - по числ. и родам

 

Выполните второе задание в парах.

 

Прочитайте пословицы, раскройте скобки. Определите вид орфограммы и сформулируйте правило. Определите и подпишите форму глаголов.

   Кто любит трудит(?)ся, тому без дела не сидит(?)ся.

   Почему так говорят?

   Прочитайте загадки и отгадайте их. Определите вид орфограммы. Раскройте скобки и сформулируйте правило.

 

     Из какого ковша (не)едят и (не)пьют,

     А только на него глядят.

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу не пиши!

   Прочитайте пословицу, вставьте окончания. Определите вид орфограммы и сформулируйте правило. Определите спряжение у глаголов.

 

       Поспеш           – людей насмеш             .

    

Если сейчас я называю глагол, вы приседаете

имя существительное - руки по швам

имя прилагательное - показываете волну рукой

( След, удивляться, чудесный, охота, нежный, обращать, желание, изображать, украшать, дивный, ровный)

 

     Прочитайте четверостишие. Определите вид орфограммы и сформулируйте правило.

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание .

И еще на ударение

Обрати свое внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Вставьте окончания глаголов. Определите и подпишите спряжение у глаголов.

 

Вот уж снег последний в поле та         ,

Теплый пар восход         от земли,

И кувшинчик синий расцвета

И зовут друг друга журавли.

( А. К. Толстой)

 

Прочтите: ________________________весна. ____________________ ласковое солнце. ___________________________прохладный ручеёк. __________________________ пернатые друзья. __________________________

___________________________ песни на все голоса.

Вставьте глаголы так, чтобы картинка ожила и зазвучала.

 

Д.з. будет творческое: составить кроссворд или придумать сказку на тему «Глагол»

 

- Какую цель ставили в начале урока? Получилось ее реализовать?

- Подберите два глагола, характеризующие вашу собственную деятельность на уроке.

 

Нам осталось оформить обложку для нашей книжки-проекта. Так как глагол-весенняя часть речи, то мы ее украсим цветами, которые первые появляются весной.

Оцените свою работу. Если вы считаете, что со всем справились, выберите цветок –первоцвет ландыш, если у вас что-то не получилось, то мать-и-мачеху.

- Посмотрите, какая картина у нас получилась в конце урока.

- Спасибо за работу на уроке!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Незнайка допустил ошибку при написании глагола.

 

-О глаголе.

 

 

 

Повторить ….

 

 

 

 

 

 

 

1.Повторить грамматические и морфологические признаки глагола.

2. Закрепить навыки правописания глаголов в различных формах:

- неопред. форма

- 2 лица, ед.ч.

- 3 лица возвр.формы

- НЕ с глаголами

- безударные личные

 

 

 

 

 

Систематизировать свои знания о глаголе

-Продолжить заполнение книги в следующих классах или подарить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

верно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отбирают карточки о глаголе, располагают их на доске и представляют классу «портрет» глагола.

Спряжение, вид

 

 

 

 

Вопросы, суффиксы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Замок.

-Большой и малый ковш из созвездий «Большая Медведица» и «Малая Медведица»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списать со слайда в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Все к соседям повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Настроение у нас отличное,

А улыбки - дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

 

-Мы начинаем урок русского языка.

Герой Н. Носова Незнайка, попробовав себя в роли поэта, сочинил следующие слова:

Весна – красавица,

Она мне очень нравица.

- Что вы можете сказать о творении Незнайки?

- Исправьте эту ошибку. Докажите.

- Что бы вы посоветовали Незнайке?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока

   Учитель помещает на доске название темы урока

- Какова цель урока?

Глагол – весенняя часть речи,

Она заставит действовать нас всех,

Читать, писать, спрягать и обеспечит

В конце урока непременно нам успех!

- Успех нам принесет слаженная работа, давайте составим план работы.

    Ученики проговаривают план работы, учитель помещает его на доске в виде солнца (на каждом лучике пункт плана).

 

- Что у нас получилось?

- Я уверена, что наше солнышко осветит нам путь к знаниям и поможет нам преодолеть все трудности.

- Тема «Повторение о глаголе» рассчитана на несколько уроков. Я предлагаю вам на этих уроках выполнить проект по созданию книги о глаголе. Оформлением красочной обложки мы займемся на уроке ИЗО, а структуру книги начнем выстраивать сегодня.

- Как вы считаете, зачем нам нужно выполнять этот проект?

- Итак, приступаем к работе.

Первичное закрепление          Выберите букву правильного ответа. (читает вопросы учитель)

  1. 1.Глагол - это            в) часть речи;                      г) член предложения.

      2. Глагол обозначает:

д) предмет;                     е) действие предмета;               ж) признак предмета.

      3.Глаголы отвечают на вопросы:

о) Что? Кто?                 п) Кому? Откуда?                       р) Что делать? Что сделать?

      4.Каким членом предложения является?

л) подлежащим;              м) дополнением;                   н) сказуемым.

      5. Как изменяется глагол?

о) по числам                                п) по падежам                          

Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите.  

Прочитайте буквы, которые вы написали. Какое слово получилось?  

 

- Вам необходимо выполнить первое задание. Для этого надо вспомнить правила работы в группах:

 Не кричать!

 Не перебивать!

 Уважать чужое мнение.

 Уметь слушать ответы товарищей.

 Быть внимательным и уважительным друг к другу.

 

Работа в группах.

На карточках размещена информация о разных частях речи. Отберите информацию о глаголе.

1 группа составляет первую страницу: Расположите её по порядку и составьте рассказ о глаголе.

- Мы обобщили знания о глаголе. У нас получился «портрет» глагола.

- Переходим ко второй странице книги

2 группа составляет вторую страницу: «Морфологические признаки глагола».

- выберите постоянные признаки глагола

- непостоянные признаки глагола.

 

- 3 группа составляет 3-ю страницу

Выбираете то, то характерно для глаголов в начальной форме и как изменяются глаголы по временам.

Настоящее, будущее вр. – по числ. и лицам

Прошедшее - по числ. и родам

 

Выполните второе задание в парах.

 

   Прочитайте пословицы, раскройте скобки. Определите вид орфограммы и сформулируйте правило. Определите и подпишите форму глаголов.

    Кто любит трудит(?)ся, тому без дела не сидит(?)ся.

    Почему так говорят?

   Прочитайте загадки и отгадайте их. Определите вид орфограммы. Раскройте скобки   и сформулируйте правило.

 

       Из какого ковша (не)едят и (не)пьют,

       А только на него глядят.

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу не пиши!

     Прочитайте пословицу, вставьте окончания. Определите вид орфограммы и сформулируйте правило. Определите спряжение у глаголов.

 

     Поспеш           – людей насмеш             .

      

Если сейчас я называю глагол, вы приседаете

имя существительное - руки по швам

имя прилагательное - показываете волну рукой

( След, удивляться, чудесный, охота, нежный, обращать, желание, изображать, украшать, дивный, ровный)

 

       Прочитайте четверостишие. Определите вид орфограммы и сформулируйте правило.

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание .

И еще на ударение

Обрати свое внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Вставьте окончания глаголов. Определите и подпишите спряжение у глаголов.

 

Вот уж снег последний в поле та         ,

Теплый пар восход           от земли,

И кувшинчик синий расцвета

И зовут друг друга журавли.

( А. К. Толстой)

 

Прочтите: ________________________весна. ____________________ ласковое солнце. ___________________________прохладный ручеёк. __________________________ пернатые друзья. __________________________

___________________________ песни на все голоса.

Вставьте глаголы так, чтобы картинка ожила и зазвучала.

 

Д.з. будет творческое: составить кроссворд или придумать сказку на тему «Глагол»

 

- Какую цель ставили в начале урока? Получилось ее реализовать?

- Подберите два глагола, характеризующие вашу собственную деятельность на уроке.

 

Нам осталось оформить обложку для нашей книжки-проекта. Так как глагол-весенняя часть речи, то мы ее украсим цветами, которые первые появляются весной.

Оцените свою работу. Если вы считаете, что со всем справились, выберите цветок –первоцвет ландыш, если у вас что-то не получилось, то мать-и-мачеху.

- Посмотрите, какая картина у нас получилась в конце урока.

- Спасибо за работу на уроке!