Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5666648
Конспект урока «Праздники русского народа. Масленица» по ОРКСЭ для учащихся 4 класса
Содержание - Начальные классы, ГПД
12.04.2021 13:31

Аюханова Гульнара Раилевна, учитель начальных классов, МБОУ "Аксубаевская СОШ №2" пгт Аксубаево, Аксубаевского района Республики Татарстан. 
Урок проводится в форме увлекательной игры с целью приобщение младших школьников к истокам русской культуры, воспитывает любовь к народному творчеству и уважение к народным традициям. Развивает музыкально-эстетический вкус, расширить знания обычаях и традициях.

 


 

Тема: «Праздники русского народа. Масленица»


Цель урока:  ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами

Развивающие: Развить музыкально-эстетический вкус, расширить знания обычаях и традициях.

Воспитательные: Привить любовь к народному творчеству. воспитать любовь и уважение к народным традициям.

Средства: мультимедийное оборудование, видеоролик «Широкая Масленица! Веселая детская песня», раздаточный материал, репродукция картин,пьеса П.И.Чайковского «Февраль. Масленица»,оценочный материал, алгоритм работы мастер- класса

Планируемые результаты:

Личностные:

У выпускника при получении начального общего образования будут сформированы:

– учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Выпускник при получении начального общего образования получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

Метапредметные:

Регулятивные:

Выпускник при получении начального общего образования научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

Выпускник при получении начального общего образования получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Познавательные:

Выпускник при получении начального общего образования научится:

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Выпускник при получении начального общего образования получит возможность научиться:

– строить логическое рассуждение

Коммуникативные:

Выпускник при получении начального общего образования научится:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Выпускник при получении начального общего образования получит возможность научиться:

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Предметные:

Выпускник освоивший основную образовательную программу начального общего образования, научится:

- раскрывать содержание праздника Масленица, развитие интереса к традициям русского народа, формирование позитивного опыта межличностных отношений.

Выпускник ,освоивший основную образовательную программу начального общего образования, получит возможность научиться.

-выстраивать отношения культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан.

 

Структура урока: усвоения новых знаний:

Содержание урока


I. Мотивация к учебной деятельности

Вход детей под музыку «Проводы зимы» р.н.п. Приветствие:

Учитель читает стихотворение.

Здравствуйте, люди добрые!

Почтенные и молодые,

Женатые и холостые,

Бойкие мальчишки,

Веселые девчушки!

К нам сюда скорее просим!

Подходи, честной народ!

Шевелитесь, торопитесь —

Праздник всех сюда зовет!


II. Постановка цели и задач урока.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Познавательные:

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 

Учитель: Ребята, мне бы хотелось узнать, кто такой ПРЕДОК (выяснение понимания значения слова)(слова появляются на доске)

-Кто такой ПОТОМОК? (выяснение понимания значения слова)

Время бежит, жизнь меняется. Многое о чем не могли мечтать наши бабушки и дедушки - для нас обычные вещи. Приведите свои примеры (Учащиеся приводят примеры: компьютер, мобильные телефоны, 3Д фильмы, одежда, прически, транспорт и т.д.)

 

Но все таки есть, что то неизменное. Что связывает предков и потомков, передается из поколения к поколению.

Проблемный вопрос - А что с течением времени остаётся неизменным?(вопрос на доске)

На этот вопрос вы сможете ответить в течение урока, по мере изучения материала.

А сейчас давайте посмотрим видеоролик

(дети смотрят видеоролик «Веселая песенка о масленице»)

Какие народные праздники вы отмечаете всей семьёй?

У русского народа, как и у других народов, есть свои музыка, песни, обычаи и праздники.

Ответ на вопрос : А что с течением времени остаётся неизменным? Ответ на вопрос

Учитель: Неизменны традиции,праздники

И сегодня мы с вами поговорим о замечательном празднике. Так какой же это праздник, который широко праздновали на Руси? Правильно Масленица.

- Да, собрались мы сегодня сюда, чтобы отметить старинный русский народный праздник — Масленицу. Из далёких времён пришла к нам сударыня-масленица. Корни этого праздника уходят к нашим предкам славянам. У древних славян это был недельный праздник проводов зимы. В народе любили его и величали ласково: «честная масленица», «весёлая», «касаточка», «боярыня». Православной Церковью Масленица была принята как религиозный праздник и получила название сырной, или мясопустной недели. Масленицу отмечают перед великим ПОСТом за восемь недель до Пасхи – и непременно с блинами, снежками, горками, кострами, катанием на лошадях. (слово «пост»-на доске, объяснение слова)

С незапамятных времен он слыл самым веселым и разгульным, потому что продолжался целую неделю.

- А как вы думаете, какая цель у нас сегодня на уроке? (отв.дети)

- Да, цель нашего урока – познакомиться с традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры.

- Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.

- Люди на масленой неделе не только очищали от грязи свои помещения , ели блины, веселились, но и стремились очистить душу. Просили прощения друг у друга ,ходили в церковь на исповедь.


III. Актуализация знаний

Познавательные:

-строить логические рассуждения

- А кто из вас бывал на таком народном гулянье и знает, что же это за праздник Масленица? (отв.дети)

- Почему этот праздник получил такое название? (отв.дети)

- Чем блины хозяйки смазывают? (отв.дети)

- Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.

- Кого ж надо было задобрить? (отв.дети)

- Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

Зима недаром злиться, прошла ее пора,

Весна в окно стучится и гонит со двора.

- А вы хотите узнать как на Руси отмечали проводы зимы? (отв.дети)

- А кто придумывал песни? (отв.дети)

- Как эти песни дошли до нашего времени? (отв.дети)

 

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Познавательные:

общеучебные : выделение необходимой информации из текста;

-смысловое восприятие текста ;

Коммуникативные: строить монологическое высказывание

Скоморох(переодетый родитель): -Ребята, а сколько дней Масленицы, кто знает? (ответы детей)

Правильно -7!

Масленичная неделя длится семь дней, каждый имеет свое название и назначение.

(Организация групповой творческой работы).

Каждая группа получит своё задание .Работа в группах.

Учитель: Сейчас вы будете работать в группах. Вам предстоит поработать с текстом и узнать, как назывался каждый день и чем был интересен.

 

1 группа Понедельник – “Встреча”.

В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, “чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна”. Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы. Первые блины отдавали нищим – поминать усопших. Понедельник - наступает встреча, яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.

2 группа Вторник – "Заигрыш".

Вторник – "Заигрыш". Второй день Масленицы – заигрыш беспечный - вторника отрада.В этот день начинаются масленичные гулянья: народ катается с горок, на санях и на каруселях. Но большинство обрядов в этот день сводится к сватовству: молодые люди ходят на смотрины и выбирают себе вторую половинку. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи , а за них награда - сдобный и румяный масленичный блин.В этот день начинаются самые веселые игры. 

3 группа.Среда – “Лакомка”.

Среда – "Лакомка". Третий день назывался – "Лакомка";

В этот день все пекут блины и ходят в гости. Зятья идут поесть блинов к тещам, а тещи всячески показывают им свое расположение .Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи! Главное угощение на празднике - блины. Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок!

4 группа –Четверг "Разгуляй".

Наступает четверг широкий - середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит. Ледяные крепости, снежные бои. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. Все шли на гулянье. В этот день начинается Широкая Масленица. Раньше с этого дня люди переставали работать и начинали веселиться: устраивали кулачные бои, конкурсы и состязания, водили хороводы, пели веселые песни.

В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день

5 группа Пятница – “Тёщины вечёрки”.В пятницу ходили к родственникам в гости. Называется пятый день- Тещины вечерки. А на вечерках принято петь песни. В этот день свое гостеприимство проявляет зять: теща идет к нему на блины. Причем теща идет в гости к зятю со своими подругами. Дочь готовит угощение.

6 группа Суббота – “Золовкины посиделки”.

В этот день родственники мужа идут в гости к молодым. Невестка печет блины и угощает родственников. В этот день золовке преподносят подарок от родни невестки. Парни и девушки строили снежные города с крепостями и башнями, а потом весело и с шутками отвоёвывали их друг у друга.

7 группа Воскресение “Прощёное воскресение” или “Заговенье”.

Воскресенье – "Прощеное воскресенье".Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась .Прощеное воскресенье - завершение праздника: родственники и друзья просят прощения за взаимные огорчения и обиды. Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!». Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.


V. Первичная проверка понимания

Коммуникативные:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

(С каждой группы выходит один выступающий, рассказывает. И на доске появляется названия дней масленичной недели )

Выступление первой группы .Понедельник – "Встреча".

В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, “чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна”. Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы. Первые блины отдавали нищим – поминать усопших. Понедельник - наступает встреча, яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.

МАСТЕР – КЛАСС

- Предлагаю вам сделать куклу «Масленицу» своими руками. Такую куколку можно сделать своими руками. Посмотрите на рисунок и пошагово разберем, как сшить такую куклу к Масленице.

alt
1. В центр квадратного куска из белой ткани (размером 30х30 см) вложите наполнение для головки и завяжите узел.
2. Ткань под узлом сложите косынкой и из двух концов сделайте ручки, подгибая уголки.
3. Каждую грудь выполните таким же образом, как и голову, из ситцевой ткани яркой расцветки.
4. Приложите груди местами перевязок на уровне талии и привяжите, обвивая тканью нижнюю часть туловища.
5. На куклу наденьте фартук, на голову повяжите косынку.

Выступление второй группы . Вторник – "Заигрыш".Второй день Масленицы – заигрыш беспечный - вторника отрада.В этот день начинаются масленичные гулянья: народ катается с горок, на санях и на каруселях. Но большинство обрядов в этот день сводится к сватовству: молодые люди ходят на смотрины и выбирают себе вторую половинку. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи , а за них награда - сдобный и румяный масленичный блин.В этот день начинаются самые веселые игры.

Учитель :- А в какие игры играют на Масленицу?(отв.дети)

- А еще на масленицу играли в такие игры, как:

  • Катание с гор
  • Бой мешками
  • Ледяной столб
  • Снежный тир
  • Кулачные бои
  • Перетягивание каната
  • Жмурки  

- Вот и мы с вами научимся играть в русскую народную игру «Золотые ворота»

- Первая команда встает в круг, взявшись за руки и подняв их сомкнутыми.

- Вторая команда, взявшись за руки, обегает каждого из стоящих — одного спереди, другого за спиной.

- Первая команда говорит:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

- При последнем слове ворота закрываются.

Правила игры

1.Игроку, который должен пройти через ворота, нельзя перед ними останавливаться.

2.Нельзя расцеплять руки.

3.Опускать руки можно только после последнего слова.

- Молодцы! Мы выучили русскую народную игру «Золотые ворота».

А сейчас послушаем русские народные частушки.(исполняют дети)

1. Разрешите поплясать, 
   Разрешите топнуть. 
   Неужели в этом классе
   Половицы лопнут? 

 

2.Мы частушки пропоём,

   Как мы Масленицу ждём

   Как тоскуем по блинам

   И по тёплым вешним дням!

 

3.Ни о чём не пожалеешь!

   К нам на праздник загляни.

   Здесь сегодня угощенье-

   Золотистые блины!

 

4.Не хотела я плясать,

   Стояла и стеснялася,

   А гармошка заиграла-

   Я не удержалася!

 

5. Эй, подруга, не скучай,
   Скушай блинчик, выпей чай!
   А захочется еще –
   Мне не жалко, скушай все!

6.Если б не было воды,

   Не было б и кружки.

   Если б не было девчат-

   Кто бы пел частушки?

Учитель

-Ну как вам наши частушки, заигрыши?

-Ну вот и заигрыши позади,

 

Учитель: А третий день как назывался?

Выступление третей группы

Третий день назывался – "Лакомка";

В этот день все пекут блины и ходят в гости. Зятья идут поесть блинов к тещам, а тещи всячески показывают им свое расположение .Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи! Главное угощение на празднике - блины. Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок!

Исполнение танца – флешмоба.

Движения показывает Скоморох, а дети повторяют

Музыка: "Ой, вставала я ранёшенько", русская народная песня.

 

Учитель:- Пришло время познакомиться со следующим днем, четвертым.

- О нем нам расскажет 4 группа .

(Рассказывает группа.)Наступает четверг широкий - середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит. Ледяные крепости, снежные бои. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. Все шли на гулянье. В этот день начинается Широкая Масленица. Раньше с этого дня люди переставали работать и начинали веселиться: устраивали кулачные бои, конкурсы и состязания, водили хороводы, пели веселые песни.

В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.

- А какой музыкальный инструмент главный на празднике? Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (отв.дети)

-А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет —

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой … (отв.дети)

(демонстрация инструментов)

- Теперь пришла пора и нам чуть-чуть размяться, поиграть, повеселиться. Играем в русскую народную игру «Ручеек» (под русские народные мотивы «Плясовая – музыка»)

 

Учитель: Приглашаем пятую группу .(Рассказ пятой группы).В пятницу ходили к родственникам в гости. Называется пятый день- Тещины вечерки. А на вечерках принято петь песни. В этот день свое гостеприимство проявляет зять: теща идет к нему на блины. Причем теща идет в гости к зятю со своими подругами. Дочь готовит угощение.

 

Сейчас нам исполнит русскую народную песню «Валенки».(Звучит р.н.п. «Валенки», Дети исполняют песню)

Проводится игра «Кто быстрее на метле». 
На площадке выставлены кегли в цепочку.

Задача: пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше их собьет.

Реквизит: метлы на палках, кегли, призы. 

 

Учитель: Послушайте шестой день Масленицы. (Выступление шестой группы ).

Суббота – "Золовкины посиделки"

В этот день родственники мужа идут в гости к молодым. Невестка печет блины и угощает родственников. В этот день золовке преподносят подарок от родни невестки. Парни и девушки строили снежные города с крепостями и башнями, а потом весело и с шутками отвоёвывали их друг у друга.

Учитель : Ребята, а почему именно блины? (Блин является, символом солнцаСегодня мы сделаем подарочек для себя на Масленицу.)

МАСТЕР-КЛАСС (проводят учитель и родитель)

1.Нам понадобится цветной картон или бархатная бумага жёлтого цвета, объёмные нитки, дырокол, ножницы, шпажка или тоненькая палочка, вязальный крючок и немного терпения, а главное - желание.

2.Вырежем из картона два одинаковых круга произвольного размера. Склеим их между собой, вставив вовнутрь шпажку для шашлыка или тонкую палочку. Это для того, чтобы наше Солнышко можно было воткнуть в стопку блинов, приготовленных для угощения.

3.С помощью канцелярского дырокола сделаем дырочки по всей окружности.

4.Нарежем лучики Солнышка из ниток длиной 10-15см. С помощью вязального крючка или просто пальцами протянем нитки в дырочки и закрепим. Аккуратно подровняем получившиеся лучики ножницами и слегка распушим.

5. Сделаем нашему Солнышку личико. Пусть улыбается вместе с нами. 

alt 

 

Учитель: Послушайте последнюю группу. (Выступление седьмой группы.)

Воскресенье – "Прощеное воскресенье".

Воскресенье – "Прощеное воскресенье".Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась .Прощеное воскресенье - завершение праздника: родственники и друзья просят прощения за взаимные огорчения и обиды. Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!». Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой

(На доске появляется название всех масленичных дней)


VI. Первичное закрепление.

Коммуникативные:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Учитель: И конечно же, этот праздник не мог не найти отклика у русских писателей, поэтов, художников. Давайте познакомимся с ОБРАЗОМ МАСЛЕНИЦЫ в русском искусстве. Сейчас мы с вами отправимся в «Музейный дом».

(На доске репродукции картин: Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559), Борис Кустодиев "Масленица" (1919) В.И Суриков "Взятие снежного города"Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г. К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г)

Учитель: Посмотрите на репродукцию картины Б.Кустодиева «Масленица».О каких традициях русского народа рассказывается в репродукции картины Б. Кустодиева «Масленица»

-Много ли народу принимает участие в масленичных гуляньях?

-Можно ли сказать, что праздник, изображенный на картине, в самом разгаре?

-Какие развлечения представлены на картине?

-Давно ли выпал снег?

-Сильный ли был снегопад?

- Сколько насчитали саней с лошадьми? (Некоторые из них можно разглядеть только в лупу).

       -С помощью чего передает художник праздничное настроение ?

(На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане. Веселье проходит бурно и беззаботно, а на заднем фоне виднеются купола церквушки. Такое соседство не случайно, так как церковь является символом православия на Руси. Она охраняет страну и ее население от всяческих бед, наставляет на путь истинный. Наверное, из-за этого к церкви на картине идут люди, которые предпочли отдохнуть душой в этом чудесном месте.
Масленицу отражали в своих картинах художники – живописцы. Борис Михайлович Кустодиев – один из самых популярных художников конца XIX – начала XX века. Бытовой жанр был более всего любим художником. Ярмарки, балаганы, гулянья, счастливые люди – вот основные герои его картин. В 1910-е/ 1920-е годы художник посвятил более восьми картин русской зиме и народному празднику Масленица.)

Масленица в музыке

Рассказ учителя. В 1875 году издатель петербургского музыкального журнала Бернар обратился к композитору Петру Ильичу Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес, связанных с определёнными месяцами. Композитору понравилась эта мысль, и он горячо принялся за сочинение.

Так в 1876 году появился цикл музыкальных миниатюр «Времена года», в котором Чайковский воспел красоту родной природы, выразил чувства и настроения человека. Пьеса, посвящённая февралю, называется «Февраль. Масленица».

(Слушание муз.произведения Чайковского)

Учитель: Что вы представили, слушая пьесу Чайковского? Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения:

Слушая пьесу, представляешь …

Композитор сумел передать в пьесе …

Музыка Чайковского наполняет душу …

 

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

                      Цель:   рефлексия   знаний   по теме народного праздника «Масленица»

                     Форма выполнения задания: индивидуальная.

                 План выполнения работы:

                      Задание 1 –  

– Заполнить таблицу, вставить названия дней Масляной недели

     Дни недели

             Название

Понедельник

 

Вторник

 

Среда

 

Четверг

 

Пятница

 

Суббота

 

Воскресенье

 

 

 

                                Ключи к заданию № 1

     Дни недели

             Название

Понедельник

встреча

Вторник

заигрыш

Среда

лакомка

Четверг

разгул

Пятница

тёщины вечёрки

Суббота

золовкины посиделки

Воскресение

проводы

 

                            Критерий оценивания:

 

                 «высокий уровень» -   заполнена вся таблица

               «повышенный уровень»-   заполнены 5-6 разделов таблицы  

                «базовый уровень» - заполнены 3 раздела таблицы

Задание 2. «Продолжи пословицы про Масленицу».

Хоть все с себя заложить, а Масленицу…

Блин не сноп, на вилы не…

Масленицу провожаем, света, солнца … .

Не всё коту масленица, а будет и … .

Масленица идёт, блин да мёд … .
                              

Ключи к заданию №   2
Хоть все с себя заложить, а Масленицу…(проводить). 

Блин не сноп, на вилы не… (наколешь).

Масленицу провожаем, света, солнца … (ожидаем).

Не всё коту масленица, а будет и … (Великий Пост).

Масленица идёт, блин да мёд … (несёт).
              

Критерий оценивания:

«высокий уровень» - заполнил все пословицы

«повышенный уровень» -    заполнены   4 пословицы  

«базовый уровень» - заполнены 3 пословицы


- И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее. А сейчас проверим какие вы были внимательные на уроке:

1.С какими новыми словами вы познакомились? (масленица, пост, потомок, предок)
2.А блины на Масленице символ чего? (отв.дети)

Как называли дни Масленицы

Понедельник- встреча

Вторник – заигрыш

Среда – лакомства

Четверг – широкий разгуляй

Пятница – тёщины вечера

Суббота – проводы Масленицы

Воскресенье – прощёное воскресенье.

Вы сегодня прекрасно поработали, а сейчас если вам сегодня

Очень понравилось на уроке наклейте розовый цвет на лучи изображенного Солнца;

Если понравилось – жёлтый цвет;

А если понравилось не всё – зелёный цвет.

Теперь покажите мне и поверните друг к другу. Какое яркое Солнце у вас получилось, готовое встречать весну.


Домашнее задание: По выбору:

1.Нарисовать рисунок о масленице

2.Написать сочинение «Скоро Масленицы звонкой закипит весёлый пир…»

3.Составить кроссворд

Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали. Молодцы! (Под песню «Проводы Масленицы» завершается урок, а я приглашаю всех к столу, к самовару с баранками и, конечно с блинами)

Счастье будет вам горой,

Урожая - воз большой,

На столе всегда пирог!

Легких вам всегда дорог!

Угощайтесь, гости дорогие!

Садитесь за столы.

(Урок заканчивается чаепитием)

 

Работа в парах «Продолжи пословицу»


«Продолжи сладкую пословицу»: 
Нужно предложениям  сделать продолжение. 
1. Один пирог два раза не … (съешь). 
2. С кем хлеб-соль водишь на того и …( походишь). 
3. Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого). 
4. Сам заварил кашу, сам и … (расхлебывай). 
5. Кашу маслом не …( испортишь). 
6. Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи). 
7. Остатки … сладки.

Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц. Я приготовила вам поговорки, пословицы об этом празднике, но зима не захотела, чтобы вы их узнали и разорвала каждую на 2 части. Помогите соединить каждую пословицу обратно. (отв.дети)

«Не житье - бытье,

в блинах поваляться»

«На горках покататься,

а будет и Великий пост»

«Не все коту масленица,

а масленица»


Заканчивая свое выступления, я хочу поблагодарить всех за внимание и пожелать творческих успехов в вашей работе!