Конспект урока «Праздники русского народа. Масленица» по ОРКСЭ для учащихся 4 класса |
Содержание - Начальные классы, ГПД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.04.2021 13:31 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аюханова Гульнара Раилевна, учитель начальных классов, МБОУ "Аксубаевская СОШ №2" пгт Аксубаево, Аксубаевского района Республики Татарстан.
Тема: «Праздники русского народа. Масленица» Цель урока: – ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами Развивающие: Развить музыкально-эстетический вкус, расширить знания обычаях и традициях. Воспитательные: Привить любовь к народному творчеству. воспитать любовь и уважение к народным традициям. Средства: мультимедийное оборудование, видеоролик «Широкая Масленица! Веселая детская песня», раздаточный материал, репродукция картин,пьеса П.И.Чайковского «Февраль. Масленица»,оценочный материал, алгоритм работы мастер- класса Планируемые результаты: Личностные: У выпускника при получении начального общего образования будут сформированы: – учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Выпускник при получении начального общего образования получит возможность для формирования: -внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; Метапредметные: Регулятивные: Выпускник при получении начального общего образования научится: – принимать и сохранять учебную задачу; Выпускник при получении начального общего образования получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Познавательные: Выпускник при получении начального общего образования научится: – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Выпускник при получении начального общего образования получит возможность научиться: – строить логическое рассуждение Коммуникативные: Выпускник при получении начального общего образования научится: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Выпускник при получении начального общего образования получит возможность научиться: – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Предметные: Выпускник освоивший основную образовательную программу начального общего образования, научится: - раскрывать содержание праздника Масленица, развитие интереса к традициям русского народа, формирование позитивного опыта межличностных отношений. Выпускник ,освоивший основную образовательную программу начального общего образования, получит возможность научиться. -выстраивать отношения культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан.
Структура урока: усвоения новых знаний: Содержание урока I. Мотивация к учебной деятельности Вход детей под музыку «Проводы зимы» р.н.п. Приветствие: Учитель читает стихотворение. Здравствуйте, люди добрые! Почтенные и молодые, Женатые и холостые, Бойкие мальчишки, Веселые девчушки! К нам сюда скорее просим! Подходи, честной народ! Шевелитесь, торопитесь — Праздник всех сюда зовет! II. Постановка цели и задач урока. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи Познавательные: – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Учитель: Ребята, мне бы хотелось узнать, кто такой ПРЕДОК (выяснение понимания значения слова)(слова появляются на доске) -Кто такой ПОТОМОК? (выяснение понимания значения слова) Время бежит, жизнь меняется. Многое о чем не могли мечтать наши бабушки и дедушки - для нас обычные вещи. Приведите свои примеры (Учащиеся приводят примеры: компьютер, мобильные телефоны, 3Д фильмы, одежда, прически, транспорт и т.д.)
Но все таки есть, что то неизменное. Что связывает предков и потомков, передается из поколения к поколению. Проблемный вопрос - А что с течением времени остаётся неизменным?(вопрос на доске) На этот вопрос вы сможете ответить в течение урока, по мере изучения материала. А сейчас давайте посмотрим видеоролик (дети смотрят видеоролик «Веселая песенка о масленице») Какие народные праздники вы отмечаете всей семьёй? У русского народа, как и у других народов, есть свои музыка, песни, обычаи и праздники. Ответ на вопрос : А что с течением времени остаётся неизменным? Ответ на вопрос Учитель: Неизменны традиции,праздники И сегодня мы с вами поговорим о замечательном празднике. Так какой же это праздник, который широко праздновали на Руси? Правильно Масленица. - Да, собрались мы сегодня сюда, чтобы отметить старинный русский народный праздник — Масленицу. Из далёких времён пришла к нам сударыня-масленица. Корни этого праздника уходят к нашим предкам славянам. У древних славян это был недельный праздник проводов зимы. В народе любили его и величали ласково: «честная масленица», «весёлая», «касаточка», «боярыня». Православной Церковью Масленица была принята как религиозный праздник и получила название сырной, или мясопустной недели. Масленицу отмечают перед великим ПОСТом за восемь недель до Пасхи – и непременно с блинами, снежками, горками, кострами, катанием на лошадях. (слово «пост»-на доске, объяснение слова) С незапамятных времен он слыл самым веселым и разгульным, потому что продолжался целую неделю. - А как вы думаете, какая цель у нас сегодня на уроке? (отв.дети) - Да, цель нашего урока – познакомиться с традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры. - Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности. - Люди на масленой неделе не только очищали от грязи свои помещения , ели блины, веселились, но и стремились очистить душу. Просили прощения друг у друга ,ходили в церковь на исповедь. III. Актуализация знаний Познавательные: -строить логические рассуждения - А кто из вас бывал на таком народном гулянье и знает, что же это за праздник Масленица? (отв.дети) - Почему этот праздник получил такое название? (отв.дети) - Чем блины хозяйки смазывают? (отв.дети) - Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить. - Кого ж надо было задобрить? (отв.дети) - Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла. Зима недаром злиться, прошла ее пора, Весна в окно стучится и гонит со двора. - А вы хотите узнать как на Руси отмечали проводы зимы? (отв.дети) - А кто придумывал песни? (отв.дети) - Как эти песни дошли до нашего времени? (отв.дети)
IV. Первичное усвоение новых знаний. Познавательные: общеучебные : выделение необходимой информации из текста; -смысловое восприятие текста ; Коммуникативные: строить монологическое высказывание Скоморох(переодетый родитель): -Ребята, а сколько дней Масленицы, кто знает? (ответы детей) Правильно -7! Масленичная неделя длится семь дней, каждый имеет свое название и назначение. (Организация групповой творческой работы). Каждая группа получит своё задание .Работа в группах. Учитель: Сейчас вы будете работать в группах. Вам предстоит поработать с текстом и узнать, как назывался каждый день и чем был интересен.
1 группа Понедельник – “Встреча”. В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, “чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна”. Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы. Первые блины отдавали нищим – поминать усопших. Понедельник - наступает встреча, яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами. 2 группа Вторник – "Заигрыш". Вторник – "Заигрыш". Второй день Масленицы – заигрыш беспечный - вторника отрада.В этот день начинаются масленичные гулянья: народ катается с горок, на санях и на каруселях. Но большинство обрядов в этот день сводится к сватовству: молодые люди ходят на смотрины и выбирают себе вторую половинку. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи , а за них награда - сдобный и румяный масленичный блин.В этот день начинаются самые веселые игры. 3 группа.Среда – “Лакомка”. Среда – "Лакомка". Третий день назывался – "Лакомка"; В этот день все пекут блины и ходят в гости. Зятья идут поесть блинов к тещам, а тещи всячески показывают им свое расположение .Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи! Главное угощение на празднике - блины. Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок! 4 группа –Четверг "Разгуляй". Наступает четверг широкий - середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит. Ледяные крепости, снежные бои. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. Все шли на гулянье. В этот день начинается Широкая Масленица. Раньше с этого дня люди переставали работать и начинали веселиться: устраивали кулачные бои, конкурсы и состязания, водили хороводы, пели веселые песни. В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день 5 группа Пятница – “Тёщины вечёрки”.В пятницу ходили к родственникам в гости. Называется пятый день- Тещины вечерки. А на вечерках принято петь песни. В этот день свое гостеприимство проявляет зять: теща идет к нему на блины. Причем теща идет в гости к зятю со своими подругами. Дочь готовит угощение. 6 группа Суббота – “Золовкины посиделки”. В этот день родственники мужа идут в гости к молодым. Невестка печет блины и угощает родственников. В этот день золовке преподносят подарок от родни невестки. Парни и девушки строили снежные города с крепостями и башнями, а потом весело и с шутками отвоёвывали их друг у друга. 7 группа Воскресение “Прощёное воскресение” или “Заговенье”. Воскресенье – "Прощеное воскресенье".Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась .Прощеное воскресенье - завершение праздника: родственники и друзья просят прощения за взаимные огорчения и обиды. Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!». Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой. V. Первичная проверка понимания Коммуникативные: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; (С каждой группы выходит один выступающий, рассказывает. И на доске появляется названия дней масленичной недели ) Выступление первой группы .Понедельник – "Встреча". В этот день в деревнях из соломы делали большую куклу Маслёну, наряжали её в женские одежды и отвозили на старую высокую гору, “чтобы Маслёна видела, откуда придёт весна”. Это сопровождалось играми, песнями, ряжеными. Люди гадали, шутили, веселились. Молодёжь строила снежные горы, мастерила качели, а в домах накрывали столы. Первые блины отдавали нищим – поминать усопших. Понедельник - наступает встреча, яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье - устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами. МАСТЕР – КЛАСС - Предлагаю вам сделать куклу «Масленицу» своими руками. Такую куколку можно сделать своими руками. Посмотрите на рисунок и пошагово разберем, как сшить такую куклу к Масленице.
Выступление второй группы . Вторник – "Заигрыш".Второй день Масленицы – заигрыш беспечный - вторника отрада.В этот день начинаются масленичные гулянья: народ катается с горок, на санях и на каруселях. Но большинство обрядов в этот день сводится к сватовству: молодые люди ходят на смотрины и выбирают себе вторую половинку. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи , а за них награда - сдобный и румяный масленичный блин.В этот день начинаются самые веселые игры. Учитель :- А в какие игры играют на Масленицу?(отв.дети) - А еще на масленицу играли в такие игры, как:
- Вот и мы с вами научимся играть в русскую народную игру «Золотые ворота» - Первая команда встает в круг, взявшись за руки и подняв их сомкнутыми. - Вторая команда, взявшись за руки, обегает каждого из стоящих — одного спереди, другого за спиной. - Первая команда говорит: Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй - запрещается, А на третий раз Не пропустим вас! - При последнем слове ворота закрываются. Правила игры 1.Игроку, который должен пройти через ворота, нельзя перед ними останавливаться. 2.Нельзя расцеплять руки. 3.Опускать руки можно только после последнего слова. - Молодцы! Мы выучили русскую народную игру «Золотые ворота». А сейчас послушаем русские народные частушки.(исполняют дети) 1. Разрешите поплясать,
2.Мы частушки пропоём, Как мы Масленицу ждём Как тоскуем по блинам И по тёплым вешним дням!
3.Ни о чём не пожалеешь! К нам на праздник загляни. Здесь сегодня угощенье- Золотистые блины!
4.Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася, А гармошка заиграла- Я не удержалася!
5. Эй, подруга, не скучай, 6.Если б не было воды, Не было б и кружки. Если б не было девчат- Кто бы пел частушки? Учитель -Ну как вам наши частушки, заигрыши? -Ну вот и заигрыши позади,
Учитель: А третий день как назывался? Выступление третей группы Третий день назывался – "Лакомка"; В этот день все пекут блины и ходят в гости. Зятья идут поесть блинов к тещам, а тещи всячески показывают им свое расположение .Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи! Главное угощение на празднике - блины. Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок! Исполнение танца – флешмоба. Движения показывает Скоморох, а дети повторяют Музыка: "Ой, вставала я ранёшенько", русская народная песня.
Учитель:- Пришло время познакомиться со следующим днем, четвертым. - О нем нам расскажет 4 группа . (Рассказывает группа.)Наступает четверг широкий - середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит. Ледяные крепости, снежные бои. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих. Все шли на гулянье. В этот день начинается Широкая Масленица. Раньше с этого дня люди переставали работать и начинали веселиться: устраивали кулачные бои, конкурсы и состязания, водили хороводы, пели веселые песни. В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день. - А какой музыкальный инструмент главный на празднике? Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (отв.дети) -А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее? У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем. Весельчак, а не буян Голосистый мой … (отв.дети) (демонстрация инструментов) - Теперь пришла пора и нам чуть-чуть размяться, поиграть, повеселиться. Играем в русскую народную игру «Ручеек» (под русские народные мотивы «Плясовая – музыка»)
Учитель: Приглашаем пятую группу .(Рассказ пятой группы).В пятницу ходили к родственникам в гости. Называется пятый день- Тещины вечерки. А на вечерках принято петь песни. В этот день свое гостеприимство проявляет зять: теща идет к нему на блины. Причем теща идет в гости к зятю со своими подругами. Дочь готовит угощение.
Сейчас нам исполнит русскую народную песню «Валенки».(Звучит р.н.п. «Валенки», Дети исполняют песню) Проводится игра «Кто быстрее на метле». Задача: пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше их собьет. Реквизит: метлы на палках, кегли, призы.
Учитель: Послушайте шестой день Масленицы. (Выступление шестой группы ). Суббота – "Золовкины посиделки" В этот день родственники мужа идут в гости к молодым. Невестка печет блины и угощает родственников. В этот день золовке преподносят подарок от родни невестки. Парни и девушки строили снежные города с крепостями и башнями, а потом весело и с шутками отвоёвывали их друг у друга. Учитель : Ребята, а почему именно блины? (Блин является, символом солнцаСегодня мы сделаем подарочек для себя на Масленицу.) МАСТЕР-КЛАСС (проводят учитель и родитель) 1.Нам понадобится цветной картон или бархатная бумага жёлтого цвета, объёмные нитки, дырокол, ножницы, шпажка или тоненькая палочка, вязальный крючок и немного терпения, а главное - желание. 2.Вырежем из картона два одинаковых круга произвольного размера. Склеим их между собой, вставив вовнутрь шпажку для шашлыка или тонкую палочку. Это для того, чтобы наше Солнышко можно было воткнуть в стопку блинов, приготовленных для угощения. 3.С помощью канцелярского дырокола сделаем дырочки по всей окружности. 4.Нарежем лучики Солнышка из ниток длиной 10-15см. С помощью вязального крючка или просто пальцами протянем нитки в дырочки и закрепим. Аккуратно подровняем получившиеся лучики ножницами и слегка распушим. 5. Сделаем нашему Солнышку личико. Пусть улыбается вместе с нами.
Учитель: Послушайте последнюю группу. (Выступление седьмой группы.) Воскресенье – "Прощеное воскресенье". Воскресенье – "Прощеное воскресенье".Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась .Прощеное воскресенье - завершение праздника: родственники и друзья просят прощения за взаимные огорчения и обиды. Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!». Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой (На доске появляется название всех масленичных дней) VI. Первичное закрепление. Коммуникативные: – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Учитель: И конечно же, этот праздник не мог не найти отклика у русских писателей, поэтов, художников. Давайте познакомимся с ОБРАЗОМ МАСЛЕНИЦЫ в русском искусстве. Сейчас мы с вами отправимся в «Музейный дом». (На доске репродукции картин: Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559), Борис Кустодиев "Масленица" (1919) В.И Суриков "Взятие снежного города"Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г. К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г) Учитель: Посмотрите на репродукцию картины Б.Кустодиева «Масленица».О каких традициях русского народа рассказывается в репродукции картины Б. Кустодиева «Масленица» -Много ли народу принимает участие в масленичных гуляньях? -Можно ли сказать, что праздник, изображенный на картине, в самом разгаре? -Какие развлечения представлены на картине? -Давно ли выпал снег? -Сильный ли был снегопад? - Сколько насчитали саней с лошадьми? (Некоторые из них можно разглядеть только в лупу). -С помощью чего передает художник праздничное настроение ? (На переднем плане мы видим людей, которые катаются в расписных санях. Рядом торгуют купцы и прохаживаются знатные горожане. Веселье проходит бурно и беззаботно, а на заднем фоне виднеются купола церквушки. Такое соседство не случайно, так как церковь является символом православия на Руси. Она охраняет страну и ее население от всяческих бед, наставляет на путь истинный. Наверное, из-за этого к церкви на картине идут люди, которые предпочли отдохнуть душой в этом чудесном месте. Масленица в музыке Рассказ учителя. В 1875 году издатель петербургского музыкального журнала Бернар обратился к композитору Петру Ильичу Чайковскому с предложением написать 12 фортепианных пьес, связанных с определёнными месяцами. Композитору понравилась эта мысль, и он горячо принялся за сочинение. Так в 1876 году появился цикл музыкальных миниатюр «Времена года», в котором Чайковский воспел красоту родной природы, выразил чувства и настроения человека. Пьеса, посвящённая февралю, называется «Февраль. Масленица». (Слушание муз.произведения Чайковского) Учитель: Что вы представили, слушая пьесу Чайковского? Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения: Слушая пьесу, представляешь … Композитор сумел передать в пьесе … Музыка Чайковского наполняет душу …
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия) Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Цель: рефлексия знаний по теме народного праздника «Масленица» Форма выполнения задания: индивидуальная. План выполнения работы: Задание 1 – – Заполнить таблицу, вставить названия дней Масляной недели
Ключи к заданию № 1
Критерий оценивания:
«высокий уровень» - заполнена вся таблица «повышенный уровень»- заполнены 5-6 разделов таблицы «базовый уровень» - заполнены 3 раздела таблицы Задание 2. «Продолжи пословицы про Масленицу». Хоть все с себя заложить, а Масленицу… Блин не сноп, на вилы не… Масленицу провожаем, света, солнца … . Не всё коту масленица, а будет и … . Масленица идёт, блин да мёд … . Ключи к заданию № 2 Блин не сноп, на вилы не… (наколешь). Масленицу провожаем, света, солнца … (ожидаем). Не всё коту масленица, а будет и … (Великий Пост). Масленица идёт, блин да мёд … (несёт). Критерий оценивания: «высокий уровень» - заполнил все пословицы «повышенный уровень» - заполнены 4 пословицы «базовый уровень» - заполнены 3 пословицы - И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее. А сейчас проверим какие вы были внимательные на уроке: 1.С какими новыми словами вы познакомились? (масленица, пост, потомок, предок) Как называли дни Масленицы Понедельник- встреча Вторник – заигрыш Среда – лакомства Четверг – широкий разгуляй Пятница – тёщины вечера Суббота – проводы Масленицы Воскресенье – прощёное воскресенье. Вы сегодня прекрасно поработали, а сейчас если вам сегодня Очень понравилось на уроке наклейте розовый цвет на лучи изображенного Солнца; Если понравилось – жёлтый цвет; А если понравилось не всё – зелёный цвет. Теперь покажите мне и поверните друг к другу. Какое яркое Солнце у вас получилось, готовое встречать весну. Домашнее задание: По выбору: 1.Нарисовать рисунок о масленице 2.Написать сочинение «Скоро Масленицы звонкой закипит весёлый пир…» 3.Составить кроссворд Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали. Молодцы! (Под песню «Проводы Масленицы» завершается урок, а я приглашаю всех к столу, к самовару с баранками и, конечно с блинами) Счастье будет вам горой, Урожая - воз большой, На столе всегда пирог! Легких вам всегда дорог! Угощайтесь, гости дорогие! Садитесь за столы. (Урок заканчивается чаепитием)
Работа в парах «Продолжи пословицу»
Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц. Я приготовила вам поговорки, пословицы об этом празднике, но зима не захотела, чтобы вы их узнали и разорвала каждую на 2 части. Помогите соединить каждую пословицу обратно. (отв.дети)
Заканчивая свое выступления, я хочу поблагодарить всех за внимание и пожелать творческих успехов в вашей работе! |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».