Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7420142
Доклад на тему: «Использование современных инновационных технологий для реализации ФГОС с ОВЗ на уроках в начальных классах»
Содержание - Начальные классы, ГПД
22.10.2021 09:10

Белкина Светлана Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ «Клеменовская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». 
В докладе рассказано об использовании новых современных образовательных технологиях на уроках в начальных классах с детьми с ОВЗ.


Доклад на тему:

«Использование современных инновационных технологий для реализации ФГОС с ОВЗ на уроках в начальных классах» 

«Без стремления к новому нет жизни,
нет развития, нет прогресса».
В.Г. Белинский


Невозможно отрицать, что в  нашей профессиональной деятельности прочно утвердилось понятие "инновации". Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех областях педагогического процесса. Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий.

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.
Использование современных образовательных технологий  обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития высших психических функций, творческой активности.     

Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения  дети с ограниченными возможностями здоровья  имеют больший шанс приобрести  необходимые компетенции для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень  мотивации к обучению.

В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии: 

• Игровая технология. 

Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Часто в урок включаю игровые моменты, которые делают процесс обучения более интересным, создают у учащихся хорошее настроение, облегчают преодолевать трудности в обучении. Использую их на разных этапах урока.
Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку» и т.д.

• Технология интегрированного обучения. 

Интегрированный подход к обучению учащихся с ОВЗ всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования. Интегрированные уроки в начальных классах призваны открыть для ребёнка с первых шагов обучения мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся с особыми образовательными потребностями. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают большой по объёму материал.

• Технология индивидуально-дифференцированного обучения. 

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой, надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня как у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.
• Информационно-коммуникационная технология.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе мне позволяет:

1) сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

2) эффективно решать проблему наглядности обучения;

3) расширить возможности визуализации учебного материала, делая
его более понятным и доступным для учащихся.
Информационные компьютерные технологии я использую на любом
этапе урока.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать более яркую интерактивную среду обучения с неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и преподавателя, и учащегося.

При использовании информационно-­коммуникационных технологий
обязательно учитываю требования Санпина, где указана продолжительность использования компьютера на уроке.

• Технология коррекционно-развивающего обучения.

Игровые, коррекционно-развивающие технологии и технологии индивидуально-дифференцированного обучения используются практически всеми педагогами нашего образовательного учреждения. Специфика нашей школы такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс.

На коррекционно-развивающих уроках происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов каждого конкретного ученика.

Подробней я хочу рассказать о коррекционно-развивающих технологий, использующих педагогами нашей школы на уроках в1-4 классах.

Для каждого предмета в соответствии с темой педагог ставит определённые коррекционные задачи, которые будут решаться включением в урок определённых заданий и упражнений, при выполнении которых у ученика интенсивно работают психические функции, направленные на решение педагогических задач.

Я хочу познакомить вас с некоторыми направлениями коррекционно-развивающих заданий, используемых на уроках с учащимися младшего школьного возраста.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

мелкой моторики кисти и пальцев рук (рисование двумя руками одновременно);

навыков каллиграфии (дописывание элементов букв);

артикуляционной моторики (динамические упражнения для языка, губ).

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

зрительного восприятия (узнавание фигур, соберите из частей картинку);

зрительной памяти и внимания (запоминание предметов в определённой последовательности, запоминание и рисование по памяти);

обобщённых представлений о свойствах предметов

(Определение цвета, формы, величины предмета).

ориентация пространственных представлений (что было, что происходит сейчас, что будет?)

фонетико-фонематических представлений.

Развитие мыслительных операций:

навык соотносительного анализа (нахождение закономерностей);

классификация и группировка (распределение на группы гласные и согласные, дикие и домашние животные и т.д.);

умение работать по алгоритму, инструкции;

умение планировать деятельность (участие в ролевых играх);

развитие комбинаторных способностей (расстановка знаков в нужном порядке).

Развитие наглядно-образного мышления (нахождение похожих фигур).

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (выполнение релаксационных упражнений для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.)

Расширение представлений об окружающем мире и обогащении словаря;

Упражнения коррекции зрения детей.

Выполняя на уроках коррекционно-развивающие задания, используя игровые формы, у учащихся с ограниченными возможностями здоровья развивается умение сосредотачиваться, логическое мышление, мелкая моторика и координация руки, умение фантазировать, расширяется и обогащается словарный запас. А главное происходит формирование устойчивой мотивации к учению.

Методические рекомендации по моделированию коррекционно-развивающего урока.

1.    Коррекционно-развивающий урок моделируется в рамках общеобразовательной программы с учетом особенностей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
• Учитываются особенности отклонения, задержки каждого ребенка на основе диагностики, проводимой в начале, середине, окончания учебного года.
•    Осуществляется подбор большого количества разнообразного дидактического материала, хорошо отработанных заданий разной сложности.
•    Наличие мер дозированной помощи к каждому заданию.
2.    Компенсация отклонений у детей с интеллектуальным нарушением осуществляется только при условии совместной деятельности учителя и ребенка.
•    Суть компенсаторной работы – довести до понимания ребенка условия задания и помочь ему выполнить.
•    Коррекционные вкрапления в урок предусматривают:
- развитие у детей сравнивать воспринимаемые объекты:
- классифицировать:
- обобщать:
- соотносить количество.
•    Элементом коррекционной работы является обучение детей умению проверять самостоятельно собственные работы:
- учитель объясняет суть ошибки и совместно с ребенком исправляет:
- учитель указывает на наличие ошибки и ребенок исправляет:
- ребенок самостоятельно отыскивает ошибку, опираясь на правило.

Осуществление на практике данных рекомендаций является реальной коррекцией на уроках.

 

Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
•  обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
•  урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
•  адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
•  одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
•  использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
•  дополнительные упражнения;
•  оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

 

Таким образом, можно сказать, что применение инновационных образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку с ОВЗ работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться и, следовательно, повышается качество знаний по предметам.
Инновационные технологии помогают создать в коллективе атмосферу
жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию.

«Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин, быть учителем».

В успешном обучении и воспитании подрастающего поколения личность учителя не могут заменить ни инновационные технологии, ни отличные учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки и рекомендации. Нужно всегда стремиться к обновлению.

 

 

Литература:

1.В.В.Воронкова, С.А. Казакова. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Владос, 2006.- 248 с.

2.Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие.- М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 .-192 с.

3.Девяткова Т.А. «Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя».- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 304с.

4.Использование новых информационных технологий в образовании /poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html

5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000

6. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе. /nfpk/mult/mult8.html

7. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР