Доклад на тему: «Использование современных инновационных технологий для реализации ФГОС с ОВЗ на уроках в начальных классах» |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
22.10.2021 09:10 |
Белкина Светлана Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ «Клеменовская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». Доклад на тему: «Использование современных инновационных технологий для реализации ФГОС с ОВЗ на уроках в начальных классах» «Без стремления к новому нет жизни, Невозможно отрицать, что в нашей профессиональной деятельности прочно утвердилось понятие "инновации". Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех областях педагогического процесса. Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые компетенции для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению. В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии: • Игровая технология. Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Часто в урок включаю игровые моменты, которые делают процесс обучения более интересным, создают у учащихся хорошее настроение, облегчают преодолевать трудности в обучении. Использую их на разных этапах урока. • Технология интегрированного обучения. Интегрированный подход к обучению учащихся с ОВЗ всё больше осознаётся как актуальная потребность современного образования. Интегрированные уроки в начальных классах призваны открыть для ребёнка с первых шагов обучения мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся с особыми образовательными потребностями. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают большой по объёму материал. • Технология индивидуально-дифференцированного обучения. Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой, надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У меня как у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации. Использование ИКТ на уроках в начальной школе мне позволяет: 1) сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; 2) эффективно решать проблему наглядности обучения; 3) расширить возможности визуализации учебного материала, делая При использовании информационно-коммуникационных технологий • Технология коррекционно-развивающего обучения. Игровые, коррекционно-развивающие технологии и технологии индивидуально-дифференцированного обучения используются практически всеми педагогами нашего образовательного учреждения. Специфика нашей школы такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс. На коррекционно-развивающих уроках происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов каждого конкретного ученика. Подробней я хочу рассказать о коррекционно-развивающих технологий, использующих педагогами нашей школы на уроках в1-4 классах. Для каждого предмета в соответствии с темой педагог ставит определённые коррекционные задачи, которые будут решаться включением в урок определённых заданий и упражнений, при выполнении которых у ученика интенсивно работают психические функции, направленные на решение педагогических задач. Я хочу познакомить вас с некоторыми направлениями коррекционно-развивающих заданий, используемых на уроках с учащимися младшего школьного возраста. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: мелкой моторики кисти и пальцев рук (рисование двумя руками одновременно); навыков каллиграфии (дописывание элементов букв); артикуляционной моторики (динамические упражнения для языка, губ). Коррекция отдельных сторон психической деятельности: зрительного восприятия (узнавание фигур, соберите из частей картинку); зрительной памяти и внимания (запоминание предметов в определённой последовательности, запоминание и рисование по памяти); обобщённых представлений о свойствах предметов (Определение цвета, формы, величины предмета). ориентация пространственных представлений (что было, что происходит сейчас, что будет?) фонетико-фонематических представлений. Развитие мыслительных операций: навык соотносительного анализа (нахождение закономерностей); классификация и группировка (распределение на группы гласные и согласные, дикие и домашние животные и т.д.); умение работать по алгоритму, инструкции; умение планировать деятельность (участие в ролевых играх); развитие комбинаторных способностей (расстановка знаков в нужном порядке). Развитие наглядно-образного мышления (нахождение похожих фигур). Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (выполнение релаксационных упражнений для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.) Расширение представлений об окружающем мире и обогащении словаря; Упражнения коррекции зрения детей. Выполняя на уроках коррекционно-развивающие задания, используя игровые формы, у учащихся с ограниченными возможностями здоровья развивается умение сосредотачиваться, логическое мышление, мелкая моторика и координация руки, умение фантазировать, расширяется и обогащается словарный запас. А главное происходит формирование устойчивой мотивации к учению. Методические рекомендации по моделированию коррекционно-развивающего урока. 1. Коррекционно-развивающий урок моделируется в рамках общеобразовательной программы с учетом особенностей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
Таким образом, можно сказать, что применение инновационных образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку с ОВЗ работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться и, следовательно, повышается качество знаний по предметам. «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин, быть учителем». В успешном обучении и воспитании подрастающего поколения личность учителя не могут заменить ни инновационные технологии, ни отличные учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки и рекомендации. Нужно всегда стремиться к обновлению.
Литература: 1.В.В.Воронкова, С.А. Казакова. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Владос, 2006.- 248 с. 2.Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие.- М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 .-192 с. 3.Девяткова Т.А. «Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя».- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 304с. 4.Использование новых информационных технологий в образовании /poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html 5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000 6. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе. /nfpk/mult/mult8.html 7. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».