Белкина Светлана Сергеевна, учитель начальных классов МКОУ «Клеменовская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». Урок разработан для учащихся 3 класса с ОВЗ. Цель урока. Создать условие для формирования представлений об особенностях и отличительных признаках домашних и диких животных.
Конспект урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе на тему: «Дикие и домашние животные, их значение в жизни человека».
Тема: Дикие и домашние животные, их значение в жизни человека.
Цель урока: Создать условие для формирования представлений об особенностях и отличительных признаках домашних и диких животных.
Задачи:
образовательные: создать условия для расширения представления обучающихся о домашних животных, помочь открыть новые знания о различиях в жизни диких и домашних животных, пользе домашних животных для человека;
развивающие: способствовать формированию умения рассуждать, развитию мыслительной деятельности, расширять кругозор учащихся;
воспитывающие: воспитывать чувство внимательного отношения друг к другу при работе в группе, культуру учебного труда, бережное и заботливоеотношения к окружающей природе.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, работа в группах, работа в парах, фронтальная.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, картинки «Домашние животные», карточки, компьютер, медиапроектор, презентация.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
- проявлять интерес к изучению темы;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности результатом и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала ;
-ориентироваться в своей системе знаний.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- уметь воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Регулятивные УУД:
-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.
- определять правила работы в парах.
Предметные результаты:
- различать домашних и диких животных;
- определять значение животных в жизни человека;
- понимать необходимость заботы человека о животных.
Конспект урока
№
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
1.
|
Оргмомент
|
- На нашем уроке мы отправимся с вами в путешествие на волшебном поезде. Для того чтобы начать наше путешествие вам необходимо приобрести билеты и занять свои места.
(Билетики разноцветные сделаны для каждого ученика индивидуально).
1.Какое сегодня число?
2.Какой сегодня день недели?
3.Какой сейчас месяц?
4.Какое время года? Почему?
|
Отвечают на вопросы билетиков.
|
2.
|
Изучение нового материала.
|
- Рассаживайтесь поудобней, наше путешествие начинается.
(Звучит музыка)
- Вот и первая остановка. Где же мы с вами остановились? (на слайде лесная поляна с дикими животными).
- Правильно, мы остановились на лесной полянке. А сейчас мы с вами отгадаем загадки и узнаем, кто живёт в лесу.
Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса) Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк) Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага —
Есть копыта и рога! (Лось) Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (Еж)
Он всю зиму в шубе спал.
Лапу белую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Это зверь лесной … (медведь)
Днём спит,
Ночью летает,
Людей пугает.
Кто это? (сова)
Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезет,
Орешек из руки у вас возьмет.
А от вас летит как стрелка,
Ну конечно это... (белка).
- Кто здесь лишний? Почему? (Сова – это птица, а остальные животные.)
- Ребята, а что вы знаете о сове?
(Сова ведёт ночной образ жизни. Ночью бесшумно пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит, сова поймает её и снова возвращается в дупло. Совы занесены в Красную книгу.)
- Скажите, следы, какого зверя мы не сможем увидеть в зимнем лесу? Почему?
- Как мы называем этих животных? Правильно. Это дикие животные.
- Где живут дикие животные? Чем питаются дикие животные?
- Значит, какой вывод мы можем сделать?
- В природе множество животных, которые сами добывают для себя пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жильё, выводят потомство это дикие животные.
|
Отгадывают загадки.
Отвечают на вопросы.
Делают вывод.
|
3.
|
Беседа о жизни диких животных.
|
Вот мелькнул высоко вверху пушистый хвост. Кто это?
- Что вы знаете о белке? Как готовится к зиме белка?
( Белка меняет летнюю рыжую шубку на зимнюю тёплую и серую. Делает запасы на зиму. У белки 8 дупел в лесу с запасами. Поэтому зима ей не страшна).
- Ищет плутовка, чем бы ей полакомиться? Про кого эти строчки? Как готовится к зиме лиса?
(У лисы осенью, как и других диких животных, проходит линька.)
- Почему лиса не делает запасов на зиму?
(Она часто нюхает снег, таким образом, лиса отыскивает себе корм. По запаху она находит под снегом мышей, выслеживает их по следам.)
- Как зимуют зайцы?
- Заяц меняет цвет шерсти с серого на белый. Кто знает, почему?
( Зимой заяц легко передвигается, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие шерстью, не позволяют ему проваливаться в снег. Лежку заяц-беляк устраивает или на открытом месте, или в лесу под поваленным деревом. Часто перебираются ближе к жилью человека, так как зимой наведываются в сады. Обгрызают кору плодовых деревьев. )
- Нет в зимнем лесу следов медведя. Почему?
- Тощим или жирным ложится в берлогу медведь?
(Живёт он зимой в берлоге за счёт накопленного жира.)
- Чьих следов мы не увидим зимой в лесу?
(Ежа и барсука)
- Ребята, а вот волчьи следы можно хорошо определить на снегу. Зимой волки становятся менее осторожными. На охоту выходят даже днём, близко приближаются к селениям.
- А какому животному трудно зимовать без помощи человека? Отгадайте загадку и вы сумеете ответить на поставленный вопрос.
Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога, раскинув широко. (Лось).
- Почему трудно лосю зимой?
- Лосям приходит на помощь человек. Устраивает кормушки, куда кладёт сено, комбикорм и соль.
|
Отвечают на вопросы.
|
4.
|
Словарная работа
|
- Мы с вами должны запомнить. Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.
- А следующее задание. У вас на парте лежат конверты. В конвертах разрезанная картинка. Вам надо собрать картинку и рассказать о животном, которое изображено на вашей картинке.
- А мы продолжаем наше путешествие. Приготовились, поехали.
(Звучит музыка).
|
Проводится словарная работа со словом комбикорм.
|
5.
|
Физминутка
|
У жирафа пятна пятнышки везде…
|
Дети повторяют движения за учителем.
|
6.
|
Изучение нового материала.
|
-Продолжаем наше путешествие.
(На слайде сельскохозяйственная ферма)
- Послушайте внимательно, кто здесь живёт. (Звучат звуки домашних животных) Учащиеся отгадывают, звуки, каких животных они услышали.
Как, одним словом назвать этих животных? Правильно, это домашние животные?
- Какой вывод можно сделать?
Животные, которых люди разводят и используют в своём хозяйстве, заботятся о них, кормят, защищают, строят для них жильё, называются домашними.
- Какую пользу приносят человеку домашние животные? (Работа со слайдами).
- Следующее задание. Найди детёныша животного и скажи, как называется это животное и его детёныш?
|
Отгадывают загадки.
Отвечают на вопросы.
Делают вывод.
|
7.
|
Закрепление пройденного материала.
|
- Собрать из пазл иллюстрацию. Рассказать, кто изображён и, что вы знаете об этом животном.
|
Учащиеся собирают иллюстрацию.
Рассказывают о животном.
|
8.
|
Домашняя работа
|
- Откройте тетради на стр.39.
Отгадаете загадки, решите кроссворд и заполните таблицу.
|
|
9.
10.
|
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
|
- Дети, в лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они губят животных. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие становятся редкими. Некоторых животных стало так мало, что они нуждаются в охране. Поэтому некоторые виды животных занесены в Красную книгу.
Также человек в ответе за домашних животных, которых он завёл.
- Посмотрите на слайд. Кто изображён? Чтобы весна побыстрей приходила к нам. Мы её должны пригласить. На партах у вас лежат цветочки красного, жёлтого и зелёного цвета. Прикрепите на доску цветочки зелёного цвета, если вы на уроке всё поняли, и вам было интересно, жёлтого цвета, если вы не всё поняли, красного цвета, если вам было неинтересно и трудно на уроке.
- Все поработали хорошо.
- Молодцы!
- Урок окончен.
|
Слушают.
Весна.
|
|