Хуснуллина Гульгена Минасхатовна, учитель начальных классов МБОУ «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №3» пгт Аксубаево Республика Татарстан. Предмет: окружающий мир Класс: 3. Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Кто что ест. (окружаюший мир, 3класс)
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных) в предметной области окружающий мир по теме: «Цепи питания».
Задачи:
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения работать в группах.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией; извлекать информацию из текста.
- развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;
- развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему.
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
- формировать умения оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;
- формирование умения взаимодействовать в статичных группах на основе сочетательного диалога;
- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения;
III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: формировать понятие о пищевых цепях и сетях питания животных, о взаимоотношениях в природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять цепи и сети питания животных.
Ход урока
№
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Результаты: формируемые УУД
|
Модуль рабочей программы воспитания
|
1
|
Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
|
Приветствие учеников. Психологический настрой.
Чтобы природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать
У себя внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность
|
Ученики взялись за руки и мысленно желают себе и своим одноклассникам удачи
|
Регулятивные: организация учебного места
Коммуникативные УУД: способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников
|
Эта удивительная природа
|
2
|
Этап актуализации и фиксирования индивидуаль-ного затруднения в пробном действии
(7 мин)
|
- Чтение сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»
- Кем пообедал ёж?
- Какую ещё пищу ест ёж?
- Почему ёж испугался филина?
- Кем питается филин?
-Почему филин не смог съесть ежа?
- Перед вами группа животных.
– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
(ТИГР, ЖИРАФ, КОРОВА, ОРЁЛ, ЗАЯЦ, ВОЛК).
- Назовите их. На какие группы вы их можете разделить? Почему?
|
Осмысление текста, постановка проблемы и решение
Группировка животных по способу питания
Кто что ест.
Хищные(плотоядные) и растительноядные
По особенностям питания
|
Познавательные:
Анализ информации,
Синтез информации, выделение причинно-следственных связей
|
|
3
|
Этап постановки проблемы
(4 мин)
|
– Назовите, какие животные растительноядные.
– Назовите хищных животных?
(Животные на слайде группируются)
- Запишите названия групп животных по особенностям питания в виде схемы. Не забудьте животных из сказки.
Проверка
- Какие группы животных вы записали?
- Какую задачу вы поставите для себя на урок? Что вы хотите узнать на уроке?
|
Составляют кластер
Извлечение информации
Восприятие информации.
Анализ информации
Сравнение
Обращение к жизненному опыту
Хищные, растительноядные, насекомоядные, всеядные
Какие группы ещё есть?
Как они взаимодействуют?
Кто как приспособился?
|
Познавательные:
Синтез информации, выделение причинно-следственных связей Формулировка проблемы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.
Регулятивные: определение и понимание учебной задачи.
|
|
4
|
Построение проекта выхода из затруднения
(2 мин)
|
- По сказке составьте цепь питания животных?
Проверка
- Получилось? Почему? Объясните.
– Итак, мы узнали, что все живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны в цепи питания.
- Как вы думаете, какое звено в цепи питания будет первым?
Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено.
- Как вы думаете, почему?
2 звено цепи -это растительноядные животные.
– Как вы думаете, почему?
3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.
|
- не знаем, что такое цепь питания, как её составлять.
т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.
|
Познавательные:
Анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли
Регулятивные:
Планирование деятельности и работа по плану.
|
|
5
|
Реализация построенного проекта
(6 мин)
|
Работа по группам:
Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).
Проверка: выступление групп
Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть на каждой таблице? Что стоит на первом месте? На втором? На третьем?
А теперь, ребята, давайте познакомимся со статьей учебника и проверим себя. Дети открывают учебник с. 96–97 и про себя читают статью “Цепи питания”.
– Какие цепи питания приведены в учебнике?
Осина – заяц – волк. Дубы – лесные мыши – совы.
У.: В каком порядке расположены звенья в цепи питания?
Д.: I звено – растения;
II звено – растительноядные животные;
III звено – остальные животные.
|
Работа в группах
Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу.
Дуб – мышь – лиса.
Трава – комар – лягушка – цапля.
Осина – заяц – волк.
|
Познавательные:
Осмысленное чтение, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы.
Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,
Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.
|
|
6
|
Физкульт-минутка
(2 мин)
|
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок,
За мамой-лисицей крался лисенок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой — косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
|
Дети идут по кругу друг за другом.
Идут, громко топая.
Идут крадучись.
Передвигаются в глубоком приседе.
Идут вперевалку.
Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.
Скачут, сделав «ушки» из ладоней.
Идут на четвереньках.
Останавилваются.
|
Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,
|
|
7
|
Самостоя-тельная работа с самопровер-кой
(6 мин)
Первичное закрепление
(5 мин)
|
Работа в рабочей тетради
с. 45 Задание № 1. Выполнить тест.
Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц?
– А если не будет зайцев?
– Что произойдёт с цепочкой?
Какой вывод можно сделать?
- Нам пришло письмо с Таймыра. Это полуостров на севере России. Основное занятие жителей – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь.
На Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз! Волки-то были природными санитарами.
- Какая цепь питания была нарушена?
|
Растительноядные – 4, 5, 7. Хищные – 3, 8. Насекомоядные – 1,2,9. Всеядные – 6,10.
Мох – олени - волки
|
Познавательные:
Осмысленное чтение, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы.
Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,
Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.
Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий, самостоятельность, реакция на ошибку, волевая регуляция эмоциональных проявлений, контроль и оценка своей деятельности
|
|
8
|
Включение в систему знаний и повторений
(8 мин)
|
Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.
Однажды англичане Заметили в тумане – Известно, что у англичан На островах всегда туман, – Но, несмотря на это, Заметили, что летом Растет пшеница гуще там, Где проживает больше дам, Почтенных старых леди, Что больше всех на свете Заботятся о кошках...
Цепочку разглядишь не сразу. На то наука есть и разум.
- Какую же цепь питания поддерживают пожилые дамы Англии?
- Как можно продолжить или изменить схему, которую начали заполнять в начале урока?
- Что у нас получилось?
- На все ли вопросы мы ответили?
-Почему филин мог съесть ежа?
- Благодаря чему ёж смог съесть улитку и лягушку, и как ему удалось спастись от филина.
- Сделайте вывод: каждое животное приспособилось к тем условиям, в которых они живут.
|
Зайцу нечего буде есть
То не будут пищи и лисе, и волку
Она разрушится
Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.
Восприятие информации, анализ, осмысление
Составление цепи питания
Зерно – мыши – кот.
Филин летает бесшумно, у него острый слух и длинные, острые, сильные когти.
Ёж бегает быстрее улитки и лягушки, свернулся в клубок и спрятался в укрытие.
|
Познавательные: структурирование информации, анализ, классификация
Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности
|
|
9
|
Д/З
|
Узнайте, как приспособились хищники добывать еду, а растительноядные животные спасаться.
С.97-98, тетрадь с.47 №3 и № 4.
|
|
|
|
10
|
Рефлексия
(3 мин)
|
Оцените себя: какие оценки поставите себе, почему?
“Договори фразу”.
Животные и растения связаны между собой в ……………………
В основе цепи питания находятся ………………………………..
А заканчивают цепь – ………………………………………..
В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя
…………………………………………
Слайд 25
Дружат пчёлка и цветок, Дружат лист и мотылёк, Друг без друга им нельзя. Об этом помни ты всегда!
– О чём напоминает это стихотворение?
- Наш урок подходит к концу. Какую цель мы ставили на урок? Какие группы ещё есть?
Как они взаимодействуют? Кто как приспособился?) Кто считает, что мы достигли своей цели, поднимите смайлики (сомнения спросить) Что нового для себя узнали?
- Спасибо за урок! Урок окончен.
|
Цепи питания
Растения
Хищники
Сеть питания
|
Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности
|
|
Литература:
1.Учебник «Окружающий мир» 4 класс / А.А.Плешаков , часть І. – «Просвещение», 2018г;
2. Учебно-методический комплекс «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия»
3. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 3 класс / А.А.Плешаков. |