"Современные подходы соблюдение прав и обязанностей ребенка и учителя". (статья) |
Содержание - Начальные классы, ГПД |
24.01.2023 04:53 |
Хуснуллина Гульгена Минасхатовна, учитель начальных классов МБОУ «Аксубаевская средняя общеобразовательная школа №3» пгт Аксубаево Республика Татарстан.
Современные подходы соблюдение прав и обязанностей ребенка и учителя 1. Права и обязанности ребёнка в школе и дома. Человек – это значит равноправный член общества. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок – это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому мы имеем во многом такие же права, как и взрослые. И эти права мы получаем сразу при рождении:
Права ребенка – это права человека. Это права, которые действуют для всех, независимо от возраста, пола, национальности. Когда говорят о правах ребенка, подразумевают общечеловеческие права. Ведь именно права человека делают нас людьми. Наши права – те принципы, благодаря которым мы ощущаем своё человеческое достоинство. Детство является самым важным этапом жизни любого человека. Этот факт признается любым государством. Ведь именно в детстве у ребенка закладывается фундамент его Я, его личности и индивидуальности. Вот почему так важно знать права и обязанности ребенка. Права детей провозглашены в Конвенции Организации Объединенных наций, Конституции Российской Федерации, а так же в различных формах упоминаются в Семейном, Трудовом, Гражданском и других Кодексах. Каждое правовое государство старается обеспечить выполнение этих прав. Дети рождаются, растут, идут в школу. И здесь у них появляются новые права. Закон «Об образовании» перечисляет основные права ребенка в школе, которые обязательно должны соблюдаться. Основные обязанности и права ребенка в школе перечисляются в уставе конкретного образовательного учреждения, но они не должны противоречить закону «Об образовании», в частности, статье 50, озаглавленной «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников». Основное право — это право на образование. Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными стандартами и требованиями. Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Право на образование включает в себя, в частности:
Каждый ребенок должен знать и уметь пользоваться правилами, по которым живет общество. А самое важное из них гласит о том, что наше право размахивать руками заканчивается там, где начинается нос соседа. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность. Для этого и существуют права и обязанности, чтобы знать и понимать, когда мы - имеем право, а когда мы - обязаны. Школа – это важная составляющая нашей жизни. Но все-таки больше времени мы проводим дома, со своей семьей. И дома у каждого ребенка тоже есть свои права и обязанности. 2. Создание благоприятных взаимоотношений между родителями, учениками и учителями. В процессе учебы ребенка социальные связи семьи значительно расширяются. Неизбежно возникают контакты между учителями, воспитателями, администрацией школы, одноклассниками сына или дочери с одной стороны и родителями ученика с другой стороны. От того, насколько благоприятными будут эти взаимоотношения, во многом зависит, воплотятся ли в реальность наши лучшие надежды, планы и мечты, обращенные к детям. Одной из проблем школьной практики является проблема взаимодействия учителя (классного руководителя, социального педагога, воспитателя) с родителями учащихся группы социального риска. Такая проблема неизбежно возникает как при индивидуальной работе с семьёй, так и при приглашении родителей учащихся на заседания Совета профилактики школы, где рассматриваются наиболее сложные случаи педагогической и социальной запущенности. 3. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося. Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями. Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Oтpицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать с учебным заведением в деле обучения и воспитания его же ребенка. Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель - хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители. Основным средством установления контакта с родителями для учителя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям. Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей. 4. Индивидуальное общение. При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей. Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо продумать: 1) цель; 2) содержание беседы; 3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически. 5. Еще хотелось бы остановиться на такой распространенной форме работы с родителями, как родительское собрание. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми. Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов. Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей. Правила подготовки классного родительского собрания 1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. 2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. 3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям. 4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным. 5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков. 6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».