Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7874919
Статья на тему: «Профориентационная работа в начальной школе»
Содержание - Начальные классы, ГПД
07.04.2023 03:19

Каримова Ильсияр Ринатовна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия №3» Вахитовского района города Казани. 
Одной из задач современной школы, согласно ФГОС НОО – это подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору профессии. Основным требованием в части трудового воспитания является: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, формирование навыков участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. В статье раскрываются темы уроков по технологии в 3 классе по знакомству с миром профессий. Приводятся примеры профориентационной работы на других уроках и во внеурочное время. В приложении к статье размещены фото работ обучающихся по данной теме.


Профориентационная работа в начальной школе

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - это совокупностью требований, обязательных при реализации образовательной программы начального общего образования. Одними из требований являются требования к результатам освоения программы начального общего образования. Рассмотрим некоторые требования из ФГОС НОО.

41.1. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

41.1.5. Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

43.8. Предметные результаты по учебному предмету "Технология" предметной области "Технология" должны обеспечивать: сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.

Одной из задач современной школы, согласно ФГОС НОО – это подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору профессии. А фундамент развития данного направления нужно закладывать еще в дошкольном возрасте и продолжать укреплять в младших классах. Первые шаги в профессиональном самоопределении учащиеся должны делать в начальной школе, поэтому оптимально, чтобы ранняя профориентация проводилась именно в этот период. В 7-10 лет дети еще не делят виды деятельности на «престижные» и «непрестижные», «модные» и «немодные», поэтому круг профессиональных предпочтений у них значительно шире, чем у старшеклассников. Уже с первого класса необходимо формировать осознание ребенком важности каждой профессии, воспитывать ответственность и любовь к труду.

На сегодняшний день разработано множество различных форм и методик проведения профориентационных занятий с обучающимися начальной школы. В основе каждого из них лежит игровая мотивация, которая плавно перетекает в учебную. Профориентационная работа в начальной школе позволяет решать такие задачи, как: воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся физическим и умственным трудом, а также ко всем профессиям без исключения; формировать понимание важности труда для человека; знакомить с разнообразием современных видов деятельности; приучать выполнять свою работу качественно; мотивировать к учебе и труду посредством применения познавательных и профориентационных методик; развивать творческие способности ребенка в ходе ознакомления с профессиями.

Цели ранней профориентации школьников 1-4 классов: расширить первоначальные представления о месте труда в жизни каждого человека; детализировать базовые понятия о разных профессиях; предоставить возможность погружения в различные виды деятельности посредством игры и других методов.

Работа по профориентации в начальных классах ведется как и в урочное так и во внеурочное время. УМК «Перспектива» составлен так, что профориентационная работа прослеживается по всем предметам. Формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда особенно помогают уроки технологии. Авторы программы по технологии Н. И. Роговцева и С. В. Анащенкова построили ее в форме путешествия по предмету и знакомства с миром профессий в разных сферах деятельности: на земле, в воздухе, в воде и в информационном пространстве. На уроках технологии в 3 классе рассматривается деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде состоит из следующих тем:

Человек и Земля

Архитектура. Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Объёмная модель дома. Оформление изделия по эскизу.

Городские постройки. Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Объемная модель телебашни из проволоки.

Парк. Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в юродских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Проект «Детская площадка». Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результатов проекта, его защита.

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятие по пошиву одежды. Выкройка платья. Виды и свойства тканей, пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды. Правила безопасной работы с иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва. Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.

Изготовление тканей. Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу.

Вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструмент для ручного вязания - крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приемы вязания крючком.

Одежда для карнавала. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма.

Бисероплетение. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, ее свойства, особенности.

Кафе. Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок. Работа с бумагой, конструирование модели весов. Фруктовый завтрак. Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления.

Способы приготовление пищи. Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд. Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости.

Колпачок-цыпленок. Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда теплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц.

Бутерброды. Блюда, не требующие тепловой обработки, - холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов.

Салфетница. Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии.

Магазин подарков. Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке.

Золотистая соломка. Работа с природными материалами. Свойства соломки. Ее использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки - холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки.

Упаковка подарков. Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен.

Автомастерская. Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развертки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объемных фигур. Создание объемной модели грузовика из бумаги. Грузовик. Работа с металлическим конструктором.

Человек и вода

Мосты. Мост, путепровод, виадук. Виды мостов, их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста.

Водный транспорт. Водный транспорт. Виды водного транспорта. Проект «Водный транспорт».

Океанариум. Проект «Океанариум». Работа с текстильными материалами.

Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объемной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.

Человек и воздух

Зоопарк. История возникновения зоопарков в России. Бионика. Искусство оригами. Техники оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами.

Вертолетная площадка. Особенности конструкции вертолета. Профессии: летчик, штурман, авиаконструктор. Конструирование модели вертолета.

Воздушный шар. Техника папье-маше. Создание предметов быта. Украшение города и помещений при помощи воздушных шаров.

Человек и информация

Переплётная мастерская. Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Переплёт книги и его назначение. Декорирование изделия.

Почта. Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.

Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка.

Проект «Готовим спектакль». Проектная деятельность. Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью, шитье.

Афиша. Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа MicrosoftWoreDocument.doc. Сохранение документа, форматирование, печать. Создание афиши и программки на компьютере.

Таким образом, уроки технологии имеют большое значение в профориентационной работе. Они помогают обучающимся правильно оценивать значение труда в жизни человека, формируют уважение к труду и к людям труда, учат бережно относиться к результатам труда, вызывают интерес школьников к различным профессиям и к трудовой деятельности.

Приложение 1. Работы обучающихся на уроках технологии (3 класс)

Профориентационная работа проводится не только на уроках технологии, но и на других учебных предметах. Работа с иллюстрациями людей разных профессий, чтение пословиц, поговорок о труде, работа с текстовым материалом присутствует на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства. Профессиональное просвещение продолжается и во внеурочной деятельности: тематические классные часы, встречи с людьми разных профессий, экскурсии, викторины, конкурсы, участие в научно-практических конференциях и т.д.

Профориентационная работа проводится и с родителями обучающихся на родительских собраниях. Важно направить родителей на включение детей в кружки и секции, учитывая их желания, способности.

Чем больше профессий будет знать ребенок, тем легче ему сделать свой выбор. Проведенные в классе конкурсы сочинений и рисунков по теме «Моя будущая профессия» говорят о том, что детям нравятся профессии учителя, врача, военного, швеи, парикмахера, дизайнера интерьера, дизайнера одежды, программиста, ветеринара, артиста, кондитера, строителя, полицейского.

Для достижения положительного результата, работа по профориентации в начальной школе должна быть систематической, планомерной и целенаправленной и самое главное интересная детям.


 

Приложение 2. Сочинения обучающихся 3 класса по теме «Моя будущая профессия»


        Моя мечта.

Я хочу стать профессиональным художником. Это очень интересно – уметь рисовать. В этом мире художники нужны для того, чтобы их работы радовали и восхищали людей. Художники бывают разные. Например: живописцы, скульпторы, декораторы, мультипликаторы, художники костюмов и так далее. Чтобы стать художником, нужно иметь талант и трудолюбие. Мои кумиры – известные гении Моне, Ван Гог, Куинджи. Мне хочется стать живописцем и изображать на холсте настроение, чувства, впечатление.
Лина ,10 лет, учитель: Каримова И.Р.
 

       Я – преподавать танцев.

На данный момент я хочу преподавать детям танцы. Я сама танцую с трех лет. Мне нравится выступать на сцене, ездить в другие города на конкурсы. Люблю изучать новые танцы. У меня есть братик и сестренка. Я с удовольствием играю с ними и обучаю читать, писать, петь, танцевать, рисовать. Поэтому я хочу совместить два желания- любить детей и танцевать. 
София, 10 лет, учитель: Каримова И.Р.
 

      Моя будущая профессия.

Я узнала о такой профессии как дизайнер интерьера. Эта профессия очень интересная, но сложная. Люди этой профессии создают уют и функциональность в доме. Я хочу помогать людям выбирать красивый интерьер.  Чтобы быть дизайнером, надо хорошо знать математику, уметь чертить и рисовать. В прошлом году я начала ходить на курсы по рисованию. Те знания, которые я получаю, помогут мне в будущем. У меня есть целый альбом с дизайном моей будущей квартиры. Я люблю расставлять мебель в своих рисунках, даже отмеряю расстояния в метрах и сантиметрах, подбираю цвета и оттенки. Чтобы быть дизайнером интерьера, я стараюсь хорошо учиться. Думаю, что я стану лучшим дизайнером интерьера в своей взрослой жизни.
Софья, 10 лет, учитель: Каримова И.Р.



Приложение 3. Рисунки «Моя будущая профессия»   





Литература

1. Фереральный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] https://xn--80aabzf4acrw.xn--p1ai/obrazovatelnye-standarty/obnovlennyy-fgos-s-01-09-2022/

2. Технология. 3 класс: учебник [Текст]/Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. - М.: Просвещение, 2014.- 143с.

3. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс: учебное пособие [Текст]/ Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. М.: Просвещение, 2016.- 80с.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР