Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7451059
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Правописание частицы «не» с глаголами»
Содержание - Начальные классы, ГПД
08.06.2023 10:07

Каримова Ильсияр Ринатовна, учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия №3» Вахитовского района города Казани. 
Урок открытия новых знаний по русскому языку в 3 классе. На данном уроке обучающиеся научатся употреблять частицу «не» с глаголами, применять правила правописания, изменять текст путем добавления или исключения частицы. Познакомятся с глаголами, которые без «не» не употребляются. Повторят правила поведения в школе, дома, в столовой, в парке. Закрепят навыки проверки и оценки результатов своей деятельности.


Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Правописание частицы «не» с глаголами»

Цель урока: познакомить обучающихся с ролью частицы НЕ и правилами ее написания с глаголами.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся употреблять частицу НЕ с глаголами, применять правила правописания, изменять текст путем добавления или исключения частицы, определять глаголы, которые без «не» не употребляются, безошибочно списывать текст, контролировать и оценивать свою работу и работу своего соседа.

Ход урока

1.Организационный момент. Рифмованное начало урока.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять -

Буду грамотно писать.

2.Актуализация знаний.

Орфографическая минутка.

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки в тетрадь и подчеркните орфограмму.

а) В огне не горит и в воде не тонет.

б) Мы день не спим, мы ночь не спим. И день, и ночь стучим, стучим.

в) Не найдешь у нас пилы.

   Не рубили мы стволы.

   Не стучали топором,

   А под елью вырос дом.

(Самопроверка по эталону: лёд, часы, муравьи)

- Выпишите из последней загадки слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне и подчеркните орфограмму. (Самопроверка по эталону: пилы, стволы, топором, вырос)

3. Целеполагание. Постановка проблемы.

- Назовите глаголы в загадках. Определите их время.

-Какую особенность вы заметили?

- Какое маленькое слово стоит перед глаголами?

- Попробуйте убрать это слово. Что вы заметили? (Значение глагола изменилось на противоположное)

- Как пишется это слово с глаголами в загадках?

- Определите тему урока. (Правописание НЕ с глаголами)

Прочитайте предложение. Сегодня дедушке нездоровится.

Найдите в этом предложении глагол. Что вы заметили?

- Определите цель урока.

(Научиться правильно писать НЕ с глаголами.)

4.Поиск путей решения проблемы. Работа с учебником (Русский язык стр.88 упр.158.)

- Как называется маленькое слово «не»? (Не – частица)

- Какое значение придала слову «откладывает» отрицательная частица НЕ? (НЕ придает словам отрицательное значение)

Прочитайте сообщение профессора Самоварова.

- Что вы узнали о правописании частицы НЕ с глаголами? (Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.)

Первичное закрепление. Упр.159 (коллективная работа). Учащиеся ведут наблюдение за ролью частицы не в пословицах, объясняют смысл пословиц по ходу записи.

Физкультминутка. Игра «Летает, не летает». Если животное летает, дети машут руками, если нет – опускают руки вниз.

5. Решение проблемы.

Для каждого глагола запишите пару - глагол с отрицательной частицей НЕ.

(Коллективная работа)

Работает – (не работает), пишет – (не пишет), рисует – (не рисует).

Прочитайте глаголы. Можно ли эти глаголы употреблять без «не»?

Негодовать, недоумевать, нездоровится, ненавидеть, невзлюбить, несдобровать.

- Сделайте вывод: когда «не» с глаголами пишется раздельно, а когда слитно?

(Если глагол можно употреблять без «не», частица НЕ с глаголом пишется раздельно, а если слово нельзя употреблять без «не», то не с глаголом пишется слитно.)

6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний. Систематизация знаний.

Составьте из слов предложения и запишите в тетрадь.

забавы, ради, (не) ловите, бабочек, и, других, животных, муравьёв

сразу, падчерицу, (не)взлюбила, мачеха

Проверьте себя по эталону.

Не ловите ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

Мачеха сразу невзлюбила падчерицу.

Работа по учебнику. Упр.161 .(Учащиеся исправляют допущенные ошибки и записывают предложения-объявления верно)

Не ходите по газонам. Не бросайте мусор. Не рвите цветы.

7. Рефлексия.

1. Отметьте верное высказывание.

А) Не – это предлог.     Б) Не – это союз.     В) Не – это частица.

2. Отметьте верное высказывание.

А) Частица не пишется с глаголами слитно.

Б) Частица не пишется с глаголами раздельно.

В) Частица не с глаголами не пишется.

3. Отметьте строку, в которой все глаголы со слитным написанием «не».

А) (не)навидеть, (не)домогать, (не)сдобровать, (не)годовать.

Б) (не)любить, (не)болеть, (не)хвалить, (не)понимать

В) (не)годовать, (не)доумевать, (не)думать, (не)составлять

4. Что обозначает глагол негодовать?

А) это значит испытывать, выражать возмущение, гнев по поводу чего-либо;

Б) это значит радоваться;

В) это значит болеть.

Проверьте себя по эталону:

1 В, 2 Б, 3А, 4А

Четыре правильных ответа – «Отличный результат!»

Три правильных ответа – «Хороший результат!»

Один или два правильных ответа – «Потренируйтесь ещё!»

Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону.

Прочитайте правила. Озаглавьте текст. Спишите, ставя отрицательную частицу НЕ, где это необходимо.

1 вариант.   Старайся …есть красиво. ….торопись. ….откусывай большой кусок. ….разговаривай с полным ртом.   ….дуй на горячее. …стучи по тарелке.

2 вариант. …забудь с вечера уложить портфель. …опаздывай на уроки, …приходи вовремя.   …толкайся на переменах. Аккуратно выполняй задания, …переписывай и …переделывай.

8. Подведение итогов урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

Сегодня я узнал…   Было интересно…   Было трудно…     Я выполнял задания…

Я понял, что…     Теперь я могу…     У меня получилось …   Мне захотелось…

9. Домашнее задание.

Уровень 1.Спишите предложения, ставя отрицательную частицу НЕ перед глаголами, где это необходимо.

Поедешь - море увидишь. Подумаешь - решишь задачу. Возле леса жить - голодному быть. С огнем шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори. Посеешь – урожай соберёшь. Смажешь колёса - быстро поедешь.

Уровень 2. Составьте и запишите 6 предложений с отрицательной частицей НЕ о правилах поведения с одноклассниками.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР