Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7867768
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»
Содержание - Начальные классы, ГПД
25.07.2023 06:18

Муртазина Ольга Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «Карасинская ООШ имени Шарафутдинова З.Т.», Аксубаевского района, Республики Татарстан. 
Разработка урока  русского языка  по теме: «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного», 4 класс. Урок систематизации и обобщения знаний и умений.


Урок русского языка в 4 классе по теме:

«Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»

 

Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель: Закреплять знания о типах склонения имен существительных; познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного.

Задачи:

Образовательные: отработать способ действия при определении склонения; формировать умение увидеть проблему и наметить пути её решения; умение самостоятельно выводить правило определения склонения имен существительных.

Развивающие: развивать творческие способности поискового характера; умение высказываться, сопоставлять, сравнивать, анализировать, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие, взаимоуважение.

Планируемые предметные результаты: научатся определять тип склонения имени существительного; правильно определять тип склонения в косвенных падежах, правильно писать слова с безударной гласной в корне непроверяемой ударением; определять падежи существительных.

Компетенции/УУД:

Личностные: положительное отношение к учению; понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.

Познавательное: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обеспечить условия для усвоения всеми учащимися способа действия для правильного определения склонения имен существительных.

Регулятивное: формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности.

Коммуникативное: формировать умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому материалу; взаимодействовать с одноклассниками в ходе работы в группах, парах.

 

Оборудование и материалы:

  • Русский язык, 4 класс Учебник для общеобразовательных организаций в 2 частях (Ч.1) В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2014 год.
  • Индивидуальные карточки
  • Задания для работы в парах
  • Задания для работы в группах
  • Таблица: алгоритм определения склонения имени существительного
  • Презентация «Урок русского языка. Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного»
  • Проектор
  • Экран

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас!

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Посмотрели все направо,

Посмотрели все налево,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

И урок мы свой начнем.

Посмотрите, все ли готово к уроку?

Запишите число, классная работа.

Минутка каллиграфии

_Ее Оо ьь Нн Сс

ес нь со не ос ен се (придумайте слова с этими слогами)

осень (запишите транскрипцию слова)

(Как переносится это слово?

Подберите к нему родственные слова (осенний, осенины).

Какими частями речи они являются?

(взаимопроверка)

 

Пальчиковая гимнастика

- Подготовим пальчики к работе (массаж пальцев)

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

 

2. Актуализация знаний и умений. Повторение изученного.

Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку.

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар, окно, природа.

Изменяюсь по числам, по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я ...

   (Существительное)

Правильно.

 

Мы самые главные,

Мы самые умные,

Мы называем предметы, людей

И отвечаем на вопросы простых падежей.

 

Дайте определение имени существительного, как части речи. (Существительное – это часть речи, которое отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предмет)

Как изменяется имя существительное? (По числам и падежам)

Какие постоянные признаки имеет существительное? (Род и склонение)

 

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Прочтите предложение (слайд 5)

Каждый день прибавляет частицу мудрости.

- Что это? (Пословица.)

- Объясните её смысл.

- Найдите в этом предложении имена существительные. (День, частицу, мудрости).

- Определите их род и склонение.

Проверяем на доске.

- Выпишем слово день. Сделаем морфологический разбор этого слова.

(День – сущ. (что?), нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., И. п., ед.ч., подл.)

- Слово день 2-го склонения. Какого склонения ещё могут быть существительные?

- Как отличить существительные одного склонения от другого? (По роду и окончанию).

- Постарайтесь определить тему урока. (Склонения имен существительных.)

- Какие цели поставим? (Будем продолжать учиться определять склонение имени существительного. Выведем алгоритм определения склонения имени существительного)

 

4. Закрепление изученного материала.

Допишите пословицы:

1) Без труда жить – только ... коптить. 2) Дело на всякого найдётся, коли ... не подкрадётся. 3) Мир освещ..ется ... , а человек ... . 4) Слезами ... не поможешь. 5) Если человек любит ... , то все ... у него успешно идут. 6) Не сп..ши ... , торопись ... .

– Определите склонение вставленных имён существительных. Выделите окончания.

 

Скажите, пожалуйста, как вы определяли склонения имен существительных? Что вы делали? 

Посмотрите на вашем столе карточки, распределите их по порядку, в котором мы бы увидели алгоритм наших действий.

Как определить склонение существительного? 

Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:

1) Определить род существительного.

2) Определить окончание в И.п. в ед.ч.

3) По роду и окончанию определить склонение.

Например: человек. (Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)

Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?

Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:

Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного - это ед.ч., И.п.

Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе - существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя- ж.р., окончание - а. Значит существительное в избе - 1 скл.

Уточняющий вопрос о косвенных падежах (это все падежи кроме именительного).

Учитель: - Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных? В конце урока мы ответим на этот вопрос.

Затем дается задание: "Выписать существительные по склонениям". Взаимопроверка по образцу.

 

5. Обобщение и систематизация знаний. Работа в парах.

     Запиши имена существительные в три группы, определяя склонение.

Конь, помидор, радость, крыша, облако, рожь, капля, печь, деревня, небо, полночь, дядя, старость, лагерь, рыба

 

6. Физкультурная минутка.

Мы работали, писали и немножечко устали.

Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки,

- Уходи от нас скорей! Не пугай ты нас, детей.

Вот к нам солнышко пришло, Стало весело, светло!

 

7.Работа в группах.

У каждой группы на столе лежит «кейс» (папка-конверт на кнопке). Учащимся необходимо выполнить задания кейса.

(После завершения работы каждый командир группы оглашает результат).


8. Работа по учебнику.

Откройте учебник.

Прочтите правило. Правильно ли мы с вами составили алгоритм действий.

Теперь применим наши знания на выполнении упражнения 177. Первый ряд выполняет первый столбик предложений. Второй ряд – второй столбик.

Взаимопроверка.

Дополнительные задания на карточках:

Определи склонение и падеж существительных:

Определите падеж и склонение существительных.

Выйти в к…стюме (_____________),

почистить …дежду (_____________),

ехать в …втобусе (_____________),

следить за законом (_____________),

забыть т…традь (_____________),

любоваться р….биной (____________),

стоять под б….рёзой (_____________),

появилась изм…розь (_____________),

найти под кр…ватью (_____________),

радоваться св…боде (______________),

надеть пальто (_______________).

 

9. Словарная работа.

Прослушайте стихотворение и доскажите последнее слово.

 

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель иль белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется … (пейзаж)

Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

По толковому словарю на странице 152-153 учебника определите значение этого слова.

Посмотрите на репродукцию картины Анатолия Соломянного, художника-пейзажиста. Почему его так называют?

Составьте предложение по картине со словом пейзаж. (На картине Анатолия Соломянного изображён великолепный предзимний пейзаж.)

Запишите это предложение.

Найдите в этом предложении существительные и определите склонение.

Мы с вами не ответили на вопрос: зачем нужно уметь определять тип склонения существительных? (Мнения детей)

Склонение существительных нужно определять для того, чтобы грамотно писать слова, принадлежащие к разным склонениям. Очень часто у существительных являются безударными падежные окончания, например:

как писать правильно о гостье или о гостьи;

на станции или на станцие и т.д.

 

10. Рефлексия

Лестница успеха

Поставить смайлик на выбранную ступеньку.

Какова была цель нашего урока? Смогли ли мы ее достичь?


 Мне понятно и я могу объяснить другому

                  Я понял, но не могу объяснить

                                             Я не все понял

 

11. Дифференцированная домашняя работа.

Разноуровневые задания на карточке (приложение 4)



Приложение № 1

 

Карточки

 

Поставить имя существительное в начальную форму

Определить род

Выделить окончание

По роду и окончанию определить склонение

 

Поставить имя существительное в начальную форму

Определить род

Выделить окончание

По роду и окончанию определить склонение

 

Поставить имя существительное в начальную форму

Определить род

Выделить окончание

По роду и окончанию определить склонение

 

Приложение 2

Карточки для работы в парах

 

Работа в парах.

Запиши имена существительные в три группы, определяя склонение.

Конь, помидор, радость, крыша, облако, рожь, капля, печь, деревня, небо, полночь,

дядя, старость, лагерь, рыба

 

Работа в парах.

Запиши имена существительные в три группы, определяя склонение.

Конь, помидор, радость, крыша, облако, рожь, капля, печь, деревня, небо, полночь,

дядя, старость, лагерь, рыба

 

 

Приложение 3

 

Карточки для индивидуальной работы

 

 

Ф.И.___________________________

Определите падеж и склонение существительных.

Выйти в к…стюме (_____________),

почистить …дежду (_____________),

ехать в …втобусе (_____________),

следить за законом (_____________),

забыть т…традь (_____________),

любоваться р….биной (____________),

стоять под б….рёзой (_____________),

появилась изм…розь (_____________),

найти под кр…ватью (_____________),

радоваться св…боде (______________),

надеть пальто (_______________).

 

 

Ф.И.___________________________

Определите падеж и склонение существительных.

Выйти в к…стюме (_____________),

почистить …дежду (_____________),

ехать в …втобусе (_____________),

следить за законом (_____________),

забыть т…традь (_____________),

любоваться р….биной (____________),

стоять под б….рёзой (_____________),

появилась изм…розь (_____________),

найти под кр…ватью (_____________),

радоваться св…боде (______________),

надеть пальто (_______________).

 

 

Ф.И.___________________________

Определите падеж и склонение существительных.

Выйти в к…стюме (_____________),

почистить …дежду (_____________),

ехать в …втобусе (_____________),

следить за законом (_____________),

забыть т…традь (_____________),

любоваться р….биной (____________),

стоять под б….рёзой (_____________),

появилась изм…розь (_____________),

найти под кр…ватью (_____________),

радоваться св…боде (______________),

надеть пальто (_______________).

 

 

Ф.И. __________________________

Определите падеж и склонение существительных.

Выйти в к…стюме (_____________),

почистить …дежду (_____________),

ехать в …втобусе (_____________),

следить за законом (_____________),

забыть т…традь (_____________),

любоваться р….биной (____________),

стоять под б….рёзой (_____________),

появилась изм…розь (_____________),

найти под кр…ватью (_____________),

радоваться св…боде (______________),

надеть пальто (_______________).

 

 

Приложение 4

 

Домашнее задание:

 

Разноуровневые задания

1-ый уровень

Найдите окончание каждого существительного. Определите склонение.

Голубь, тюлень, отряд, ручей, якорь, клей, пень, чай, дед, яблоня, рожь, лужайка, поле, колесо.

 

2-ой уровень

Запишите существительные группами по склонениям.

Волк, волчица, стрелок, стрелка, орел, орлица, козленок, коза, мышь, мышка, скрипач, скрипка.

 

3-ий уровень.

Спишите. Определите склонение и падеж имен существительных.

Упадет луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. На припеке горячо и сладко пахли трава и крапива.

 

Лестница успеха


 

Поставить смайлик на выбранную ступеньку

ПРИЛОЖЕНИЕ

Кейс 1 (работа в группах)

 

Материал на тему «Три склонения имен существительных».

 

1) Летом мы отдыхали в Тул.. , Казан.. ,Омск.. . 2)Осенью убрали урожай морков.. , черешн.., петрушк.. . 3) В нашей мес..ност.. много сирен.., гвоздик.. и черёмух.. . 4) В Казан.. на площад.. есть фабрика обув.. . 5) По Сибир.. мы ехали на машин.. и на лошад.. .

    

Основная проблема

Выпишите из текста имена существительные            1-го, 2-го и 3-го склонения.

Овал: 1) Летом мы отдыхали в Тул.. , Казан.. ,Омск.. . 2)Осенью убрали урожай морков.. , черешн.., петрушк.. . 3) В нашей мес..ност.. много сирен.., гвоздик.. и черёмух.. . 4) В Казан.. на площад.. есть фабрика обув.. . 5) По Сибир.. мы ехали на машин.. и на лошад.. .
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


__

           

 

 

 

Вопросы

Стрелка вправо: Вопросы                    1. Как определить склонение существительного?       

___________________________________________________________ 

                                 ___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

         

                                              2. Составьте  таблицу склонений имени существительного?

 

Склонение

I склонение

II склонение

III склонение

Род

 

 

 

Окончания

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

1 скл.

 

Скругленный прямоугольник: 1 скл.
 


Решение

Решение

Стрелка вправо: Решение 

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР